В. Даль Старик годовик Сказки и пословицы. Урок русской грамоты В. И. Даль «Старик-годовик» (1 класс) Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

11.03.2024 Колеса

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

ÑÒÀÐÈÊ-ÃÎÄÎÂÈÊ
ышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод,
мороз.

Махнул старик-годовик второй раз -
и полетела вторая тройка. Снег стал таять,
на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно,
знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз -
и полетели ещё три птицы. Подул холодный
ветер, посыпался частый дождь, залегли
туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по
семи перьев. Каждое перо тоже со своим
именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнёт птица раз - станет
светлым-светло, махнёт другой - станет
темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна
половина белая, а другая - чёрная?

ÇÀÃÀÄÊÈ
Над бабушкиной избушкой
висит хлеба краюшка.
(Месяц)

Сестра к брату в гости идёт,
а он от неё пятится.
(День и ночь)
8

Махнула птица крылом
и покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)

Зимой греет, весной тлеет,
летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
9

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Волка бояться -
в лес не ходить.

Скучен день до вечера,
коли делать нечего.

Не учи безделью,
а учи рукоделью.

ÂÎÉÍÀ ÃÐÈÁÎÂ Ñ ßÃÎÄÀÌÈ
расным летом всего в лесу много -
и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по
лесу, ягоды собирают, песенки распевают,
а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт,
на ягоды гневается: «Вишь,
что их уродилось! Бывало,
и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам
голова, - нас, грибов, сила
великая - пригнетём,
задушим её, сладкую
ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал
он грибы сзывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на
войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны
на войну.

Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно
тонки, не пойдём на
войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны,
идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Отклинулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём
с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из
земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», - думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес
тётка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов
класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разо-

Брала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки,
сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки,
а наибольший гриб-боровик попал в вязку;
его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Под лежащий камень и вода не течёт.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дело мастера боится.

ÇÀÃÀÄÊÈ
Два братца в воду глядятся,
век не сойдутся.
(Речные берега)
18

Один говорит: «Побежим, побежим».
Другой говорит: «Постоим, постоим».
Третий говорит:
«Пошатаемся, пошатаемся».
(Вода, берег, трава)
19

ËÈÑÀ È ÌÅÄÂÅÄÜ
ила-была кума-Лиса; надоело
Лисе на старости самой о себе
промышлять, вот и пришла она
к Медведю и стала проситься в жилички:
- Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса
старая, учёная, места займу немного, не
объем, не обопью, разве только после тебя
поживлюсь, косточки огложу.
Медведь, долго не думав, согласился.
Перешла Лиса на житьё к Медведю и стала
осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам
досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с мёдом,
а Лиса, что Медведь, любит
сладко поесть; лежит она
ночью, да и думает, как бы
ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком
постукивает да Медведя спрашивает:

Мишенька, никак, кто-то к нам стучится?
Прислушался Медведь.
- И то, - говорит, - стучат.

Это, знать, за мной, за старой
лекаркой пришли.
- Ну что ж, - сказал Медведь, -
иди.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать!
- Ну, ну, ступай, - понукал Мишка, -

Лиса заохала, слезла с печи, а как за
дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку;
ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё прибрала, как у Медведя было, и воротилась
в избу как ни в чём не бывало.
Медведь её спрашивает:
- Что, кума, далеко ль ходила?
- Близёхонько, куманёк; звали соседки,
ребёнок у них захворал.
- Что же, полегчало?
- Полегчало.
22

А как зовут ребёнка?
- Верхушечкой, куманёк.

Медведь.

свете живёт!
Медведь уснул, и Лиса уснула.
Понравился Лисе медок, вот и на другую
ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:
- Мишенька, никак, опять кто-то к нам
стучится?
Прислушался Медведь и говорит:
- И то, кума, стучат!
- Это, знать, за мной пришли!
- Ну что же, кумушка, иди, - сказал Медведь.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!

Ну, ну, ступай, - понукал
Медведь, - я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, поплелась к дверям, а как
за дверь вышла, откуда и прыть
взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до мёду, ела, ела, всю серёдку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку
тряпочкой, прикрыла кружком, заложила
камешком, всё, как надо, убрала и вернулась в избу.
А Медведь её спрашивает:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близёхонько, куманёк. Соседи звали,
у них ребёнок захворал.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребёнка?
- Серёдочкой, куманёк.
- Не слыхал такого имени, - сказал
Медведь.
- И-и, куманёк, мало ли чудных имён
на свете живёт! - отвечала Лиса.
С тем оба и заснули.
Понравился Лисе медок; вот
и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама
Медведя спрашивает:
24

Мишенька, никак, опять к нам кто-то
стучится?
Послушал Медведь и говорит:
- И то, кума, стучат.
- Это, знать, за мной пришли.
- Что же, кума, иди, коли зовут, - сказал
Медведь.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать,
старые косточки ломать! Сам видишь - ни
одной ночки соснуть не дают!
- Ну, ну, вставай, - понукал медведь, -
я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи
и поплелась к дверям, а как за дверь вышла,
откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на
полку и принялась за кадочку; ела, ела, все
последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком,
припёрла камешком и всё, как надо быть,
убрала.
Вернувшись в избу, она залезла на печь
и свернулась калачиком.
А Медведь стал Лису спрашивать:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близёхонько, куманёк. Звали соседи
ребёнка полечить.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребёнка?
- Последышком, куманёк, Последышком, Потапович!
- Не слыхал такого имени, - сказал
Медведь.
- И-и, куманёк, мало ли чудных имён на
свете живёт!
Медведь заснул, и Лиса уснула.
Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять
Лисе мёду - ведь Лиса сластёна, - вот
и прикинулась она больной: кахи да кахи,
покою не даёт Медведю, всю ночь прокашляла.
26

Кумушка, - говорит
Мишка, - хоть бы чем ни на
есть полечилась.
- Ох, куманёк, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить,
и всё как есть рукой сымет.
Встал Мишка с полатей и вышел в сени,
снял кадку - ан кадка пуста!
- Куда девался мёд? - заревел Медведь. - Кума, это твоих рук дело!
Лиса так закашлялась, что и ответа не
дала.
- Кума, кто съел мёд?
- Какой мёд?
- Да мой, что в кадочке был!
- Коли твой был, так, значит, ты и съел, -
отвечала Лиса.
- Нет, - сказал Медведь, - я его не ел,
всё про случай берёг; это, знать, ты, кума,
сшалила?
27

Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня,
бедную сироту, к себе, да и хочешь со свету
сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто
мёд съел.
Вот Медведь обрадовался и говорит:
- Пожалуйста, кумушка, разведай!
- Ну что ж, ляжем против солнца - у кого
мёд из живота вытопится, тот его и съел.
Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька - скорее домой: соскребла последний медок из кадки,

Вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки,
ну Мишеньку будить.
- Вставай, вора нашла! Я вора нашла! -
кричит в ухо Медведю Лиса.
- Где? - заревел Мишка.
- Да вот где, - сказала Лиса и показала
Мишке, что у него всё брюхо в меду.
Мишка сел, протёр глаза, провёл лапой
по животу - лапа так и льнёт, а Лиса его корит:
- Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мёд из тебя вытопило! Вперёд, куманёк, своей вины на другого не сваливай!
Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел её.

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Лиса всё хвостом прикроет.
Когда ищешь лису впереди,
то она позади.

Кто хвалится, тот с горы свалится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

ÇÀÃÀÄÊÈ
По сеням и так и сяк,
а в избу никак.
(Дверь)

Новая посудина
вся в дырах.
(Решето)
32

По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок -
не ворохнётся.
(Веник)

Утка в море,
хвост на заборе.
(Ковш)
33

ËÈÑÀ-ËÀÏÎÒÍÈÖÀ
имней ночью шла голодная кума по дорожке; на небе тучи нависли, по полю
снежком порошит. «Хоть бы на один
зуб чего перекусить», - думает лисонька.
Вот идёт она путём-дорогой; лежит ошмёток. «Что же, - думает лиса, - ину пору
и лапоток пригодится». Взяла лапоть в зубы и пошла далее. Приходит в деревню
и у первой избы постучалась.
- Кто там? - спросил мужик, открывая
оконце.
- Это я, добрый человек, лисичка-сестричка. Пусти переночевать!
- У нас и без тебя тесно! - сказал старик
и хотел было задвинуть окошечко.

Что мне, много
ли надо? - просилась лиса. - Сама
лягу на лавку,
а хвостик под лавку, - и вся тут.
Сжалился старик,
пустил лису, а она
ему и говорит:
- Мужичок, мужичок, спрячь мой лапоток!
Мужик взял лапоть и кинул его под печку.
Вот ночью все заснули, лисичка слезла
тихонько с лавки, подкралась к лаптю, вытащила его и закинула далеко в печь, а сама
вернулась как ни в чём не бывало, легла на
лавочку и хвостик спустила под лавочку.
Стало светать. Люди проснулись; старуха
затопила печь, а старик стал снаряжаться
в лес по дрова.
Проснулась и лисица, побежала за лапотком - глядь, а лаптя как не бывало. Взвыла
лиса:
- Обидел старик, поживился моим добром, а я за свой лапоток и курочки не возьму!
Посмотрел мужик под печь: нет лаптя!
Что делать? А ведь сам клал! Пошёл, взял
курицу и отдал лисе. А лиса ещё ломаться
35

Стала, курицы не берёт и на всю деревню
воет, орёт о том, как разобидел её старик.
Хозяин с хозяйкой стали ублажать лису:
налили в чашку молока, покрошили хлеба,
сделали яичницу и стали лису просить не
побрезгать хлебом-солью. А лисе только
того и хотелось. Вскочила на лавку, поела
хлеб, вылакала молочка, уплела яичницу,
взяла курицу, положила в мешок, простилась с хозяевами и пошла своим путём-дорогой.
Идёт да песенку попевает:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,

Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
Курочку взяла.

Вот подходит она вечером к другой деревне. Стук, тук, тук - стучит лиса в избу.
- Кто там? - спросил мужик.
- Это я, лисичка-сестричка. Пусти, дядюшка, переночевать!
- У нас и без тебя тесно, ступай дальше, - сказал мужик, захлопнув окно.
- Я вас не потесню, - говорила лиса. -
Сама лягу на лавку, а хвост под лавку, -
и вся тут!
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок
на лавку, а хвостик подвернула под лавку.
Хозяин взял курочку и пустил её к уткам
за решётку. Лисица всё это видела и, как
заснули хозяева, слезла тихонько с лавки,
подкралась к решётке, вытащила свою курочку, ощипала, съела, а пёрышки с косточками зарыла под печью; сама же, как
добрая, вскочила на лавку, свернулась клубочком и уснула.
Стало светать; баба принялась за печь,
а мужик пошёл скотинке корму задать.
37

Проснулась и лиса, начала собираться;
поблагодарила хозяев за тепло, за угрев
и стала у мужика спрашивать курочку.
Мужик полез за курицей - глядь, а курочки как не бывало! Он туда - сюда, перебрал всех уток: что за диво - курицы нет
как нет!
А лиса стоит, да голосом и причитает:
- Курочка моя, чернушка, заклевали тебя пёстрые утки, забили тебя сизые селезни! Не возьму я за тебя любой утицы!
Сжалилась баба над лисой и говорит
мужу:
- Отдадим ей уточку да покормим её на
дорогу!
Вот напоили, накормили лису, отдали ей
уточку и проводили за ворота.
Идёт кума-лиса, облизываясь, да песенку свою попевает:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,
Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
За ошмёток - курочку,
За курочку - уточку.
38

Шла лиса близко ли, далеко ли, долго ли,
коротко ли - стало смеркаться. Завидела
она в стороне жильё - и свернула туда;
приходит: тук, тук, тук в дверь!
- Кто там? - спрашивает хозяин.
- Я, лисичка-сестричка, сбилась с дороги, вся перезябла и ноженьки отбила
бежавши! Пусти меня, добрый человек,
отдохнуть да обогреться!
- И рад бы пустить, кумушка, да некуда!
- И-и, куманёк, я непривередлива: сама
лягу на лавку, а хвост подверну под лавку, - и вся тут!
Подумал, подумал старик, да и пустил
лису. А лиса и рада. Поклонилась хозяе-

Вам, да и просит сберечь до утра её уточкуплосконосочку.
Приняли уточку-плосконосочку на сбережение и пустили её к гусям. А лисичка легла
на лавку, хвост подвернула под лавку и захрапела.
- Видно, сердечная, умаялась, - сказала баба, влезая на печку.
Невдолге заснули и хозяева, а лиса только того и ждала: слезла тихонько с лавки,
подкралась к гусям, схватила свою уточкуплосконосочку, закусила, ощипала дочис-

Та, съела, а косточки и пёрышки зарыла
под печью; сама же как ни в чём не бывало легла спать и спала до бела дня. Проснулась, потянулась, огляделась; видит -
одна хозяйка в избе.
- Хозяюшка, а где хозяин? - спрашивает лиса. - Мне бы надо с ним проститься,
поклониться за тепло, за угрев.
- Вона, хватилась хозяина! - сказала
старуха. - Да уж он теперь, чай, давно на
базаре.
- Так счастливо оставаться, хозяюшка, - сказала, кланяясь, лиса. - Моя плосконосочка уже, чай, проснулась. Давай её,
бабушка, скорее, пора и нам с нею пуститься в дорогу.
Старуха бросилась за уткой - глядь-поглядь, а утки нет! Что будешь делать, где
взять? А отдать надо! Позади старухи сто-

Ит лиса, глаза куксит, голосом причитает:
была у неё уточка, невиданная, неслыханная, пёстрая в прозолоть, за уточку ту она
бы и гуська не взяла.
Испугалась хозяйка, да и ну клониться
лисе:
- Возьми же, матушка Лиса Патрикеевна, возьми любого гуська! А уж я тебя напою, накормлю, ни маслица, ни яичек не
пожалею.
Пошла лиса на мировую, напилась, наелась, выбрала что ни есть жирного гуся,
положила в мешок, поклонилась хозяйке
и отправилась в путь-дороженьку; идёт, да
и припевает про себя песенку:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,
Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
За ошмёток - курочку,
За курочку - уточку,
За уточку - гусёночка!

Шла лиса и приумаялась. Тяжело ей стало гуся в мешке нести: вот она то привста42

Нет, то присядет, то опять побежит. Пришла
ночь, и стала лиса ночлег промышлять; где
в какую дверь ни постучит, везде отказ. Вот
подошла она к последней избе да тихонько, несмело таково стала постукивать: тук,
тук, тук, тук!
- Чего надо? - отозвался хозяин.
- Обогрей, родимый, пусти ночевать!
- Негде, и без тебя тесно!
- Я никого не потесню, - отвечала
лиса, - сама лягу на лавочку, а хвостик под
лавочку - и вся тут.
Сжалился хозяин, пустил лису, а она суёт
ему на сбережение гуся; хозяин посадил
его за решётку к индюшкам. Но сюда уже
пошли с базару слухи про лису.
Вот хозяин и думает: «Уж не та ли это
лиса, про которую народ бает?» - и стал
за нею присматривать. А она, как доб-

Рая, улеглась на лавочку и хвост спустила
под лавочку; сама же слушает, когда заснут хозяева. Старуха захрапела, а старик притворился, что спит. Вот лиска прыг
к решётке, схватила своего гуся, закусила,
ощипала и принялась есть. Ест, поест, да
и отдохнёт - вдруг гуся не одолеешь! Ела
она, ела, а старик всё приглядывает и видит, что лиса, собрав косточки и пёрышки,
снесла их под печку, а сама улеглась опять
и заснула.
Проспала лиса ещё дольше пр

оксана чепель
«Сказка–загадка «Старик–годовик» В. И. Даль». Самоподготовка для учащихся начальной школы

Организация самостоятельной работы учащихся во время самоподготовки .

(Педагог : Чепель Оксана Михайловна)

Тема : «Сказка – загадка

«Старик – годовик » В. И. Даль

Цель :

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках.

Развивать логическое мышление, память, речь.

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Оборудование :

портрет В. И. Даля, толковый словарь, декорации к сказке (старик- годовик , птицы, карточки с задачами и примерами для устного счета, карточки с дополнительным заданием по математике и русскому языку, правила написания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, картинка настроения.

Литература :

В. И. Даль «Старик- годовик » , О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы » , С. В. Кульневич «Воспитательная работа в начальной школе » , журнал «Мурзилка» , «Занимательные материалы к урокам в начальной школе » .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

2. Вводная часть.

Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с одной очень интересной сказкой . Автор этой сказки -- Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу -- «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

3. Сообщение темы и цели занятия.

Сказка , с которой мы сегодня будем знакомиться называется «Старик – годовик » .

Это не просто сказка , это -- сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика (показ на доске) .

4. Основная часть.

1). Чтение сказки .

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь получить первое задание.

Владимир Иванович Даль

«Старик – годовик »

(Текст сказки в приложении к уроку) .

Задание 1.

Вы видите, что птицы вылетают тройками. Что это значит? Для ответа на этот вопрос вы должны решить задачи старика- годовика .

После правильного ответа детей учитель переворачивает табличку, которую несут птицы.

Устный счет.

1. В кормушке сидели лишь три только птицы,

Но к ним прилетели еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас. (5)

Открываем табличку ЗИМА.

2. Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Пять несут травинку,

Пять несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой? (13)

Открываем табличку ВЕСНА

3. Сидят рыбаки, стерегут поплавки,

Рыбак Корней поймал семь окуней.

Рыбак Евсей -- четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (11)

Открываем табличку ЛЕТО

4. К серой цапле на урок прилетели девять сорок.

А из них лишь пять сорок приготовили урок.

Сколько лодырей – сорок прилетели на урок? (4)

Открываем табличку ОСЕНЬ

Учитель : Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пестрый,

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сестры.

Зима накопит нам воды,

Весна и вспашет и посеет,

Чтоб лето принесло плоды,

А осень их собрать сумеет.

Итак мы с вами отгадали первую загадку . Давайте все вместе назовем времена года. Хором дети называют времена года.

Задание 2.

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу. Это сделать очень просто, если правильно решить примеры. (устно)

Учитель в руках держит таблички с примерами. На обратной стороне примеров ответ и название месяца. Название месяца затем прикрепляется к птице.

10-9 12-10 13-10 14-10

9-4 10-4 5+2 2+6

10-1 15-5 10+1 10+2

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

Задание 3.

Следующий вопрос сложный. Вам придется потрудиться, чтобы добыть отгадку. Она была написана на льдинке, но льдинка разбилась на много кусочков. Если нам удастся соединить эти кусочки опять вместе, мы узнаем ответ на вопрос. Вопрос такой : Почему у каждой птицы по четыре крыла?

Для ответа на этот вопрос вы должны выполнить домашнее задание по математике.

За аккуратно, правильно и красиво выполненную работу вы получаете часть ответа.

Ваша задача – быстро и правильно выполнить домашнее задание. Кто справится с заданием раньше других, тот получит дополнительное задание и возможность заработать еще один осколок в случае правильного решения. Ваша победа зависит от общих усилий всех вместе.

Откройте стр. 64, № 3.

Надо решить пример и поставить знаки «,» , =.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?

Выполняем.

В процессе выполнения детьми д/з учитель наблюдает за работой детей, выполнившим правильно выдает кусочки головоломки и дополнительные задания. (дополнительные задания в приложении к занятию)

Когда все кусочки головоломки у детей, учитель предлагает собрать их вместе и прочитать ответ на табличке.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ.

Задание 4

С прежними заданиями вы успешно справились. А вот и следующий вопрос. Почему на каждом крыле по семь перьев? Чтобы ответить на этот вопрос, повторим правила по русскому языку.

Я читаю вам стихотворение, а вы хором называете правило, которое в нем применяется.

1) Прокололи шилом шину,

Во дворе шипит машина.

Ты, машина, не тужи.

Скоро будут гаражи. (ЖИ, ШИ с буквой И)

2) Чаща дышит тишиной,

Трещат ветки подо мной,

Я сейчас счастливый самый,

В чаще я гуляю с мамой. (ЧА, ЩА с буквой А)

3) Я иду, грибок ищу,

Прищуриваю глазки.

Очень я найти хочу

Чудо-гриб из сказки . (ЧУ, ЩУ с буквой У)

4) Определить главные члены предложения.

Мед в лесу медведь нашел. (О ком говорится, что делает)

Теперь, когда вы вспомнили все правила, отгадайте загадку старика- годовика .

Есть семь братьев :

Годами равные,

Именами разные (ДНИ НЕДЕЛИ)

Задание 5.

Вопрос : А как же зовут этих семерых братьев?

Чтобы узнать их имена, выполним домашнее задание по русскому языку. Если упражнение выполнено аккуратно и правильно, то вы получаете часть ответа на вопрос.

Ваша задача : получить как можно больше таких частей и составить имена братьев.

Кто справится быстро, может получить дополнительное задание.

Откройте страницу 71, упр. №103.

Всем понятно как выполнять задание? Приступайте. По окончании работы провести взаимопроверку в парах, оценить работу товарища. За правильное выполнение дети получают разноцветные кусочки слов, затем составляют слова из одноцветных кусочков.

Все вместе читаем, что получилось.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

А чтобы легче можно было запомнить названия дней недели, послушайте стихотворение.

Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели?

Первый – понедельник, зайка –рукодельник.

За ним приходит вторник, соловей-задорник.

За вторником -- среда, лисичкина еда.

За средой –четверг, волк глазами –сверк.

За четвергом к нам пятница колобком прикатится.

За пятницей – суббота, баня у енота.

За субботой – воскресенье, Целый день у нас веселье.

Задание 6

Слушайте еще один вопрос.

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые?

Для ответа на этот вопрос вы должны выполнить домашнее задание по чтению.

Откройте стр. 103, Найдите рассказы «Ворон и сорока» и «Худо тому, кто добра не делает никому» . Сейчас в парах друг другу вы прочитаете этот текст, а затем постараетесь ответить на мои вопросы.

Если ваши ответы будут точными и верными, то мы сможем отгадать загадку старика – годовика .

Чтение детьми текста в парах, взаимопроверка и оценка чтения детьми.

Беседа по вопросам :

1. Почему ворон не верит сороке? Найдите в тексте отрывак об этом и зачитайте.

2. Любили Гришу ребята, как вы думаете?

Хорошо. С этим заданием вы справились. А вот получится ли у вас отгадать загадки ?

1) К вечеру умирает,

Поутру оживает. (ДЕНЬ)

2) Гляжу в окошко –

Ходит черная кошка. (НОЧЬ)

День светлый – белый цвет пера на крыле.

Ночь темная -- черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Задание 7.

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Отгадайте последнюю загадку .

Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный.

Его не нашел ты? (ГОД) .

Правильно. Наш загадочный старик- годовик и есть -- год .

5. Подведение итогов.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Учитель вывешивает на доске картинку, на которой еще не все дорисовано и предлагает детям завершить пейзаж.

ОТЛИЧНОЕ настроение – лучики солнца

ПЛОХОЕ настроение -- тучки на небе

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ настроение -- кустики и травинки на земле.

После выполнения картины детьми, учитель делает общий вывод о настроении детей.

Все дети получают поощрительные призы (картинки для раскрашивания) .

6. Организованное окончание занятия.

Томарова Ирина Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№5 "Росток"
Населённый пункт: город Радужный ХМАО Югра Тюменская область
Наименование материала: непосредственно образовательная деятельность
Тема: Сказка загадка "Старик годовик"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Непосредственно образовательная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».

Тип непосредственной образовательной деятельности: тематическое, творческое.

Форма

организации

обучения: фронтальная

(коллективная

подгрупповая

(работа малыми подгруппами, работа в парах), индивидуальная.

Форма обучения на занятии : игра.

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Социально

коммуникативное

развитие»,

«Художественно

эстетическое

развитие»,

«Физическое

развитие».

Задачи:

Образовательные: продолжить

понимать

жанровые

особенности

выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять

знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение

отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

воспитывать

произведение;

воспитывать

уважения

воспитывать

познавать

воспитывать

любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Виды

детской

деятельности : игровая,

коммуникативная,

восприятие

художественной

литературы, двигательная, музыкальная, познавательная.

Используемые

методы

технологии

обучения : интегрированные,

проблемные,

дифференцированные, личностно – ориентированные:

Словесный метод: беседа; вопросы к детям

проблемного характера

;педагогическая оценка,

обсуждение,

пояснение.

Наглядный метод: демонстрация

(просмотр презентации)

метод: загадывание и отгадывание загадок, работа в парах, работа малыми группами.

обсуждение).

Практический метод: сотворчество, самостоятельный выбор.

Словарная работа: «орфографический»,

«орфография», «тройка», «знойно», «душно»,

«жать рожь».

Средства

обучения

воспитателя: мультимедийное

оборудование,

презентации:

«Старик-годовик», «Времена года»; аудиозаписи звуков природы, календари разного вида,

Колесо времени

времена года), макет часов, иллюстрации времён года, портрет В.И. Даля,

орфографический словарь В.И.Даля в II томах.

Средства обучения для детей: карточки «Времена года» для работы в парах, звуковые

схемы слов к карточкам «Времена года», по комплекту на каждую; дидактическая игра

пазлы «Колесо времени» для работы в малых группах по комплекту на каждую.

Предшествующая

работа:

слушание

заучивание

пословиц,

поговорок,

временах

рассказа

Ушинского

желания»,

рассматривание

иллюстраций к произведению; беседы о временах года; знакомство с временем на примере

часов, работа в уголке природы в соответствии с временем года, заучивание физминутки

«Дни недели»;

Проблема : «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

Обогатится словарный запас и расширится кругозор;

Сформируются навыки диалогичной речи;

Возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

Закреплены знания о временах года.

Ход НОД

1. Вводная часть

На одном боку цветы расцветают,

На другом - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом - сучья подсыхают.

(времена года)

Посмотрите в окно.

Какое время года наступило?

А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Сколько всего времён года? Назовите их.

2 . Времена года. Год.

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год

называется круглым? На макете «колеса времени»

покрутите стрелочку - зима, лето,

весна, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

Какие еще есть формы отсчёта времени? (демонстрация макета часов) Вы с ним уже

знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

Как называются части суток? (утро, день, вечер, ночь)

А что нам помогает узнать, какой сегодня день недели, какое число месяца? Правильно,

календарь (демонстрация видов календарей и нахождение различий).

Календари бывают разного размера, вида, но их объеденяет одно, календарь – это

перечень дней года. В году 365 дней, посмотрите (демонстрация отрывного календаря),

какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года

разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Я предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Колесо времени» Давайте вспомним, с

какого месяца начинается год? Кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, тот и

будет ведущим.

Начиная с ведущего, будем называть по порядку месяца времен года

После игры дети садятся за столы.

Вам было дано задание приготовить загадки о временах года.

Дети по очереди загадывают загадки:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"Купайтесь!"- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (лето)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень)

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна)

В. Ребята, у вас на столах карточки с временами года, и звуковые схемы, в которых

зашифрованы

названия

правильно

подобрать звуковую схему. (с каждого ряда выходит проверить правильность выполненной

работы по одному ребенку, из тех кто быстрее других выполнил задание)

Ребята, и я приготовила вам сказку-загадку, но перед тем, как мы ее послушаем,

давайте выполним задание, которое поможет нам при разгадывании сказки – загадки.

Дидактическая игра «Панно времен года»

Работа в малых группах.

На столах для каждой группы разрезные картинки «Календарь», которые нужно сложить в

Ребята, сказку-загадку, которую я приготовила для вас, написал Владимир Иванович

Даль более 100 лет назад. Владимир Иванович Даль (1801-1872) - русский писатель, очень

любил и уважал русский язык, составлял словари (показ словаря), Владимир Иванович

рассказы,

взрослых.

Пушкиным,

И.В.Крыловым.

внимательно

послушайте

сказку-загадку

постарайтесь

отгадать её.

Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим

особым именем. Махнул старик-годовик в первый раз - и полетели первые три птицы.

Повеял холод, мороз(слайд 1).

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на

полях показались цветы.(слайд2)

Махнул старик-годовик тритий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Мужики стали жать рожь.(слайд3)

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный

ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.(слайд4)

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи

перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная

(слайд5) Махнёт птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-

темно…Это еще не конец сказки. Владимир Иванович Даль приготовил вопросы, на

которые мы должны ответить. Разгадаем каждую загадку, упомянутую в этом тексте.

Что это за птицы вылетали из рукава старика годовика?

(К а ж д а я

м е с я ц е в

Н а з о в и т е

з и м н и е

м е с я ц ы

п о р я д к у.

Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)

Какие еще признаки зимы вам известны? (снегопад, гололед, метель, пурга, вьюга)

Перечислите названия весенних месяцев.

Какие признаки весны названы в сказке? («Снег стал таять, на полянах показались

Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о

л е т н и х

м е с я ц а х.

В сказке нам встретились такие слова, как «жарко», «знойно», «душно», «жать рожь».

о з н а ч а ю т

« ж а р к о » ,

« д у ш н о » ,

« з н о й н о » ?

Жарко – ж а р к а я,

г о р я ч а я

п о г о д а.

Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание, насыщенный испарениями, трудный для

Знойно – сильная жара от нагретого солнцем горячего воздуха (обычно летом в полдень).

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки

показывает

богатство

русского

Назовите

признаки

Перечислите

«тройки»? (Это

– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать

месяцев.)

– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.

– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)

– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)

– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)

– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.

Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

1-й день - понедельник - шел сразу после окончания «недели», а неделей в прежние

времена называли выходной.

2-й день - вторник - это второй день недели.

3-й день - среда - середина недели.

4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.

5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день недели; в этот день хорошо

навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.

6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского

народа приходится на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском

языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.

7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а теперь – воскресеньем

Динамическая пауза. Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

А в субботу танцевал.

В воскресенье торт я кушал

А под вечер отдыхал.

Показывают, как плывут

Изображают, как рисуют.

Показывают, как умываются.

Бег на месте.

Прыжки на месте.

Кружатся на месте.

Изображают, как кушают

Присели, ладони по щечку.

Дидактическая игра «Панно времен года» Работа в малых группах. На столах для каждой

группы разрезные картинки «Календарь», которые нужно сложить в целое.

Итог занятия Определение главной мысли сказки:

– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это

А что же в этом произведении сказочного? В чем состоит волшебство этого

произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (Сам герой - старик годовик, не бывает

на самом деле такого старика.)

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить?

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём.

прекрасно

по-своему,

следующее, ещё лучше прежнего. Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том

числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем

изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит --

Сегодняшнее

понравилось.

разгадали все загадки, быстро справились с заданием, ответили на все вопросы, которые

нам через сотни лет задал В. И. Даль.

Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Я предлагаю вам сходить в городскую детскую библиотеку и подобрать пословицы о

временах года из сборника В.И. Даля.

(Чтение произведения учителем.)
- Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Прочитайте задание в конце страницы.
(Чтоб секрет произведения
Лучше понять
«Задачки для Ватсонов» будем решать.)
(Чтение по абзацам.)
- Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте.
Прочи­тайте первый абзац . Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?

Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте вторую загадку (второй абзац ). О чем она? (О ве­сенних месяцах.)
- Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Перечислите названия весенних месяцев.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами тек­ста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)
– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко жаркая, горячая (погода).
Душно жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как они называются? (Слова, близкие по значению, – синонимы.)
– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Прочитайте четвертый абзац . Назовите признаки осени. Пе­речислите по порядку осенние месяцы.
– Итак, скажите наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите, какие вы знаете времена года. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.
- Прочитайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь сутки.)
– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.
- Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
1-й день - понедельник - его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли вы­ходной день.
2-й день - вторник - это второй день недели.
3-й день - среда - середина недели.
4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.
5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день неде­ли; в этот день хорошо навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.
6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а те­перь - воскресеньем, т. к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мертвых Иисус Христос.
- Мы разгадали загадки?
- А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - ста­рик-годовик.)
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)
– Ребята, а каким вы себе его представляете? (Похож на Деда Мороза, такой же большой, с посохом в руке.)

– Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика.
– Как вы думаете, все ли Даль рассказал нам про год?
Дети делятся своими размышлениями.
- Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
- Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)
А помните ли вы, что у древних славян год распадался на две половины - летнюю и зимнюю - и начинался с первого весеннего месяца марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробу­ждается от зимнего сна к жизни.