План работы с одаренными детьми: примеры, образцы, шаблоны планов, советы и рекомендации. Работа с одаренными детьми в школе Разработка плана работы одаренными детьми

11.01.2024 Колеса

План работы

с одарёнными детьми 2б класса

учитель Онофрийчук Л.А.

МАОУ СОШ «Земля родная»

на 2011-2012 учебный год

Новый Уренгой

Пояснительная записка.

О даренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель : создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития :

  1. развитие личности одаренных учащихся;
  2. развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  3. развитие позитивной Я-концепции;
  4. развитие творческой самостоятельности;
  5. развитие коммуникативных умений;
  6. развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. предметные кружки;
  3. кружки по интересам;
  4. конкурсы;
  5. участие в олимпиадах;
  6. исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

План работы

Сроки

Результат

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

Планирование работы

Сентябрь

План

Составление карты одарённости детей:

  1. тип одарённости
  2. способности ребёнка
  3. определение креативности обучающегося
  4. экспертная оценка одарённости

Октябрь

Ноябрь

Карта одарённости

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

в т.г.

Предметная школа

в т.г.

Участие в конкурсах творческих работ

в т.г.

Участие

Интеллектуальный марафон для учащихся 1-2 классов

Март

Участие

Проведение предметной олимпиады по краеведению

Февраль

Участие

Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

Апрель

Исследовательские работы

Участие во всероссийских конкурсах:

  1. «Русский медвежонок»
  2. «Кенгуру»
  3. «Совёнок»
  4. «ЧИП»
  5. «Познание и творчество»
  6. « Интеллект экспресс»
  7. «Фактор роста»

в т.г.

Ноябрь

Февраль

Март

Март

Апрель

в т.г.

Сертификаты

Подведение итогов

Май

Анализ работы

Список мотивированных учащихся 2б класса 2011-2012 уч.год

1.Еськов Леонид

2. Аверин Сергей

3. Княгинина Екатерина

4. Золотухин Иван

5. Степанова Мария

6. Бодров Владислав


Пояснительная записка.

О даренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель : создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития :

    развитие личности одаренных учащихся;

    развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

    развитие позитивной Я-концепции;

    развитие творческой самостоятельности;

    развитие коммуникативных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

    групповые занятия с одаренными учащимися;

    индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

    кружки по интересам;

    конкурсы;

    участие в олимпиадах;

    исследовательская деятельность.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

    с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

    в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

    какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Деятельность педагогов предусматривает:

    реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

    создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

    изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

    внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

    управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

    на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой

личности;

    на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

    на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

    на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

    Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

    Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

    Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Советы родителям одаренных детей:

    поймите ребенка и осознайте его уникальность;

    помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

    поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

    не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

    учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

    спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

    на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;

    создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

    учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка

План работы

Мероприятия

Составление списков мотивированных учащихся. Планирование работы

Сентябрь

Интеллектуальные игры

В течение года

Индивидуальные творческие задания

В течение года

Участие в театрализованном представлении «Театральная жемчужина»

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Участие в проектах по различной тематике

в течение года

Школьный конкурс чтецов «Кузьминские чтения»

Городской конкурс чтецов «Кузьминские чтения» в «Одном прекрасном царстве»

Участие в конкурсах творческих работ

В течение года

Школьный конкурс чтецов «День Победы»

Подготовка и проведение школьной метапредметной олимпиады для учащихся 1-4 классов

Подготовка и проведение городской метапредметной олимпиады для учащихся 1-4 классов

Школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Школьный конкурс проектов

Вовлечение в работу кружков, секций

в течение года

В течение года

Участие во всероссийских конкурсах:

    «Русский медвежонок»

    «Кенгуру»

    «Совёнок»

  • «Почемучка»

    «Золотое руно» и т.д.

В течение года

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

В течение года

Подведение итогов. День Олимпионика.

Список мотивированных учащихся 3 Б класса 2014-2015 уч.год

1. Близнин Андрей

2. Андрончик Юлия

3. Истомина Лада

4. Гаврилова Наталья

5. Белозёрова Елизавета

6. Вычегжанина Дарья

МБОУ «Вышгородецкая основная общеобразовательная школа»

Утверждаю.

Директор школы: _________________

И.В.Лукина

«_30__» ______08_____ 2013 г

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Цель:

уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно - методического сопровождения по данному направлению;

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему .

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно- коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Программа

«Одаренные дети»

2013-2015 гг.

Пояснительная записка.

1. Выявление одаренных детей.

В Школе выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

· выявление одаренных детей;

· создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

· развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

· адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. Поэтому целесообразно максимально способствовать вовлечённости обучающихся к участию в организации и проведении внеклассных мероприятий, посещения ими кружков творческой направленности.

II этап - диагностический (5-9-е классы) - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в предметных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. В школе всегда велось много кружков по предметам учебного цикла, работал филиал ДШИ, много обучающихся посещают кружки и объединения при с/ДК и ДДТ г.Пыталово. В школе работает детское самоуправление Президентская республика «Неугомон»

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.

- объединения дополнительного образования;

- элективные курсы;

- кружки по интересам;

- конкурсы и конференции;

- участие в олимпиадах;

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Уровень

Август

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся.

учителя-предметники

учителя-предметники, классные руководители одарённых детей

школа

Создание нормативной и методической базы.

Зам. Директора по УВР

В течение всего года

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

Зам. Директора по УВР, учителя- предметники

школа

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

Классные руководители,учителя- предметники

Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми

Участие в игровых конкурсах«Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский-медвежонок- языкознание для всех»- по плану проведения в течение года.

Учителя- предметники

Всероссийский

школа

Участие внаучно-практических конференциях среди школьников 8-11 классов.

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы одаренных детей.

Работа учителей - предметников с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимсяпо необходимости в течение года).

классные руководители одарённых детей, зам директора по УВР

школа

Октябрь

Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад.

Проведение школьного тура предметных олимпиад.

Неделя гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, иностранный язык)

Конкурсы и олимпиады младших школьников.

учителя-предметники,

учителя-предметники

школа

Ноябрь

Неделя математики и информатики.

учителя математики и информатики

школа

Проведение районных предметных школьных олимпиад.

учителя-предметники

Муниципальное

образование

Декабрь

Продолжение участия в предметных городских олимпиадах.

учителя-предметники, зам. Директора по УВР

Муниципальное

образование

Январь

Неделя естественных дисциплин (химии, биологии, географии)

учитель химии, биологии, географии

школа

Участие в областных олимпиадах

Зам. Директора по УВР

школа

Февраль

Неделя истории, обществознания

учителя-предметники

школа

Март

Выставка детского творчества.

учитель ИЗО, труда

школа

Май

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей.

Классные руководители,учителя - предметники зам. Директора по УВР

школа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»

План работы

    • одарёнными детьми

    рамках введения ФГОС

План работы с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В свете Концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. А это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Все дети одарены от природы. На развитие одарённости наибольшее внимание оказывает педагогический фактор. Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.

За последние годы увеличилось число участников различных конкурсов. Для развития спортивной, творческой одарённости детей в школе проводятся спортивные соревнования, спартакиады, увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Улучшение работы учителей в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одарённых детей. Их решение должна обеспечивать Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечение всестороннего развития и образования.

Концепция программы

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы

    основным подходам относятся следующие:

    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

    Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин

    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

    то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

    Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

    Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

    Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя

    обучающегося. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и учителя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В новой системе образования, отвечающей потребностям современного мира, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, акценты смещаются в сторону ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.

Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

    • одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. За счет сокращения числа предметов изучаемых школьником в старших классах, у учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с

одаренными детьми, был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов учащихся, имел дискуссионное содержание.

Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися:

    творческие мастерские;

    групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

    факультативы;

    кружки по интересам;

    занятия исследовательской деятельностью;

    конкурсы;

    интеллектуальный марафон;

    научно-практические конференции;

    участие в олимпиадах;

    работа по индивидуальным планам;

    сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

    Сотрудничество с социальными партнёрами

Цель программы

Обеспечить возможности творческой личности самореализации, поддержки и развития одарённых детей

Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности

Организация системы исследовательской работы учащихся

Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование

Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся

Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одаренными детьми

Творческая самореализация выпускника школы

Обеспечение преемственности в работе с начальной, средней, старшей школы

Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся

Участие учащихся в конкурсах, фестивалях исследовательских работ

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-коордиционная

Осуществление общего контроля и руководства

Руководство деятельностью коллектива

Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы

Проведение семинаров, консультаций

Подбор и систематизация методических рекомендаций

Аналитическая деятельность

Заместитель директора по УВР

методист

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеурочной, урочной работы

Классные руководители педагог-организатор

Педагоги, педагоги дополнительного образования

Социальные партнёры

Организация конкурсов, олимпиад, круглых столов проведение тренингов участие в мероприятиях разного уровня

Библиотекарь, специалисты СДК, психолог, совет ветеранов, опытные учителя

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Проведение микроисследований по теме.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

План работы с одаренными детьми

Сроки

Ответственные

Выход

п/п

Составление плана работы с

Август

Зам. дир. по УВР,

План работы с

одаренными детьми на МО

Рук. МО

одаренными детьми

Формирование банка

Сентябрь

Зам. директора

Банк данных

данных учащихся имеющих

по УВР,

высокий уровень учебно -

Зам.директора по

познавательной деятельности.

ВР, рук. МО

Диагностика учебных

Сентябрь-

Кл. рук.

Анализ

способностей учащихся

Май

психолог

развития каждого

мотивированного

ребенка, психологическое

тестирование, выявление уровня

развития познавательной,

мотивационной сфер учащихся,

степени одаренности учащихся.

Обеспечение

В течение

Учителя-

индивидуализации,

года

предметники

дифференциации учебной

нагрузки учащихся в

зависимости от уровня развития

их познавательной сферы,

мыслительных процессов.

Организация внутришкольного

Зам. дир. по УВР,

Приказы, справки,

тура предметных олимпиад,

Учителя –

отчеты, совещания при

формирование списков на

предметники, Кл.

директоре, заседания

участие в районных

Октябрь

рук.

МО

предметных

олимпиадах. Проведение

школьных предметных

олимпиад

Составление аналитической

Ноябрь

Зам. директора

Аналитическая справка

справки о результатах

по УВР,

школьных предметных

Руководители

олимпиад

МО

Планирование индивидуальной

В течение

Учителя –

Посещение и анализ

работы с детьми с

года

предметники,

уроков

повышенными учебными

Рук. МО

способностями на уроке

Посещение уроков учителей-

Администрация

предметников с целью

школы

выявления приемов

разноуровневого обучения на

уроках

Организация участия

Постоянно

Зам. дир. по УВР,

школьников в

Учителя нач.

классов

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

Список литературы

    Борздун, В.Н. , Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006- №1- С.81-90

    Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С.22-23.

    Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. - № 10.

– С. 152-158.

    Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под ред.

А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.

Организация исследовательской деятельности школьников в условиях перехода к профильному обучению [Текст]: учебно- психологов/ А.И. Савенков.- М., Генезис, 2005.-203с.

    Синенко, В.Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента [Текст] / В.Я.Синенко. – Челябинск, 1995. – 389с.

    методическое пособие/ В.Н. Борздун, Н.А. Заруба, Е.Г. Овчинникова и др.; науч. ред. Е.Г. Овчинникова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – С.

20-26.

    Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1.- С.165-174.

    Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников

[Текст]: методическое пособие для школьных

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

Участие в конкурсах, проектах

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

Индивидуальных способностей

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

работе на 2015 -2016 уч. год.

Детская одаренность — это закономерности возрастного развития. Каждый период детства имеет некоторые предпосылки развития способностей. Поэтому план работы с одаренными детьми должен учитывать, что даже самые благоприятные условия для развития ребенка могут способствовать исчезновению признаков одаренности.

Цель — создание специфических условий для развития ребенка, способствующих повышению качества обучения, расширению возможностей развития индивидуальных способностей, улучшению условий социальной адаптации, гармонизации отношений в системах «педагог – одаренный ребенок», «одаренный ребенок – ребенок», «одаренный ребенок – родитель».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • выявление одаренности еще на уровне доу;
  • развитие личности одаренного ребенка;
  • развитие учебной деятельности;
  • развитие «Я-концепции»;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных и рефлексивных умений.

Виды одаренности

Основная классификация учитывает характер деятельности и предполагает выделение следующих видов детской одаренности:

  • в практической деятельности . В этом виде отмечают ремесленные, организационные и спортивные способности;
  • в познавательной деятельности . Интеллектуальную одаренность соотносят с предметным содержанием деятельности, например, одаренность в сфере интеллектуальных игр;
  • в художественно-эстетической деятельности : хореографическое и сценическое мастерство, литературно-поэтический, изобразительный и музыкальный талант;
  • в коммуникативной деятельности представлены лидерская и аттрактивная одаренность;
  • в духовно-ценностной деятельности. Особый вид одаренности. Он предполагает создание новых духовных ценностей и служение людям.

Специфическая система разделения одаренности по видам представлена тремя основными сферами, в которых проявляются способности детей:

  1. Академическая . Она связана с успеваемостью ребенка. Одаренность позволяет учиться с легкостью, что приводит к успехам в дальнейшем освоении профессии и трудовой деятельности;
  2. Интеллектуальная . Этот вид связан с особенностями мышления и предполагает умение мыслить, анализировать и систематизировать информацию;
  3. Творческая одаренность . Включает не только способности к изобразительному или музыкальному искусству. К этому виду относя, в первую очередь, умение креативно мыслить, наполнять жизнь эмоциями и формировать нестандартное восприятие мира.

Стратегия

1 этап. Выявление даровитых детей

Этап предполагает проведение следующих мероприятий:

  • анализ особенных успехов и достижений ребенка в учебной деятельности;
  • создание базы данных одаренных детей;
  • психологическую диагностику актуальных и потенциальных способностей детей;
  • обеспечение преемственности между дошкольными и начальными образовательными системами посредством создания единой системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

2 этап. Создание условий для развития способностей

На этом этапе проводятся меры, предполагающие помощь и стимулирование в вопросе одаренности:

  • создание для ребенка ситуаций успеха и уверенности на основе индивидуального обучения и воспитания;
  • включение в учебный план школы факультативных занятий, предполагающих углубленное изучение школьных предметов;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательских мероприятий;

  • организация и активное участие в интеллектуальных играх, тематических конкурсах, олимпиадах по предметам школьной программы, научно-практических конференциях;
  • публикации в СМИ;
  • оформление стендов, например, «Лучшие учащиеся школы»;
  • система поддержки одаренных детей на уровне муниципалитета;
  • работа с педагогами и родителями.

3 этап. Контроль развития познавательной деятельности

Предполагается тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, а также отслеживание обязательного участия одаренных детей в конкурсах разного уровня.

Формы работы

Работа с одаренными детьми ведется по нескольким формам, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка:

  • занятия в группах;
  • кружки по предметам и интересам;
  • тематические конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми в школе предполагает разработку и активное внедрение в учебный процесс программ, способствующих выявлению и развитию интеллектуального потенциала. Задача учителя – максимально использовать инновационные технологии на уроках.

По русскому языку и литературе

Основа обучения – выявление проблемы. Ориентируясь на выбранную тематику, работу строят по следующей схеме:

  • в начальной школе дети знакомятся с понятием «язык», изучают словесные единицы;
  • постепенно задания усложняются. Во 2 классе в программу включают схемы, на уроках литературы предлагают задания, в которых ученики сравнивают свои черты характера с характерами персонажей;
  • 3 класс знаменуется введением в программу ролевых игр. Учителя могут предоставить возможность выбора: отвечать письменно или устно;
  • дальнейшая работа по развитию способностей представляет собой стимулирование к самостоятельной творческой деятельности.

По математике

Упор делается на участие одаренных учеников в математических олимпиадах:

  • выявив одаренных детей, учителя проводят работу в классах по уровням — отстающие получают более простые задания, одаренным детям необходимы креативные математические задачи с возможностью подойти к решению неординарно;
  • проведение конкурсов и состязаний между командами или классами;
  • при составлении плана на год ориентируются на даты, к которым можно приурочить мероприятие, например, день рождения известного математика.

По физической культуре

Задача учителя — дать максимальную физическую нагрузку одаренному ребенку для улучшения его спортивных достижений:

  • нагрузка определяется возрастными особенностями и уровнем физической подготовки ребенка;
  • спортивные мероприятия проводятся в соответствии со временем года;
  • активно привлекаются родители, например, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».


По физике и химии

Для одаренных детей по этим предметам предполагается решение задач повышенной сложности:

  • изучение литературы, отражающей новейшие открытия в области физики и химии;
  • проведение внутришкольных и междушкольных мероприятий по предметам;
  • включение в уроки возможностей проведения экспериментов с интересными материалами и наглядными результатами.

По географии и биологии

Эта область знаний предполагает работу с одаренными детьми в форме научно-исследовательских конференций:

  • уже в детском саду выявляются способности ребенка к исследованию окружающего мира;
  • привитие детям самостоятельного исследовательского интереса посредствам проведения уроков вне школы, т.е. включение экскурсионных программ;
  • проведение географических состязаний и конкурсов по биологии.

По истории и обществознанию

Основное направление программы по этим предметам – творческие проекты, презентации и тематические доклады со стороны одаренных детей:

  • в начале учебного года определяют тематику работы;
  • в течение учебного года раз в четверть проводят одно из запланированных мероприятий;
  • проведение уроков-дискуссий;
  • обмен мнениями об исторической литературе.


По музыке и изобразительному искусству

Выделенная сфера предполагает, что одаренные дети посещают дополнительные занятия:

  • план работы строится на распределении в течение учебного года конкурсов рисунков, приуроченных к памятным датам и событиям;
  • конкурсы музыкального исполнения и участие одаренных детей в тематических праздниках;
  • дети-музыканты и дети-художники активно участвуют в жизни школы.

В работе с одаренными детьми важен личностно-ориентированный подход. В исключительных случаях составляют индивидуальный план обучения.

Видео: Работа с талантливыми дошкольниками