Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. И. Тютчев). «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер смысл

22.02.2024 Колеса

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

Жанр, направление и размер

В данном стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в использовании ярких эпитетов (умильная, грустно-сиротеющая), а также в употреблении неполногласных форм (ветр). Однако же «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автор интересуется Шеллингом, Блейком и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.

Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

Образы и символы

Наряду с типичными для изображения осени образами (багряные листья, тихая лазурь), Тютчев описывает весьма необычные наблюдения: зловещий блеск, улыбка увяданья.

Лирический герой стихотворения – мыслитель. Его незаурядный взгляд на мир позволяет увидеть не только привычные сюжеты осеннего вечера, но и помогает открыть нечто новое, проецирует размышление о родстве природы и человека. Он видит в картинах угасания кроткую улыбку, а цвет листьев кажется ему зловещим.

Темы и настроение

Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.

Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.

Идея

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Средства художественной выразительности

Богатая образность произведения достигается путём использования многочисленных средств художественной выразительности. Наиболее часто автор обращается к эпитетам, порой применяя сразу два определения к существительному: «Умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест, «порывистый, холодный ветр».

Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.

Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот приём затрагивает эпитеты (грустно-сиротеющая, томный), существительные, участвующие в описании природных явлений (улыбка, изнеможенье). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «сходящих бурь». И все процессы, происходящие в природе осенью, сравниваются с человеческим старением.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева . Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.

Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.

Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).

«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).

Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

В один из приездов в Россию, после восьми лет службы в русской миссии в Баварском королевстве, то есть осенью 1830 года Тютчев, внезапно вдохновлённый живописной картиной осеннего увядания природы, мгновенно набросал 12 строк великолепного, изумительного стихотворения «Осенний вечер» .

Пожалуй, его можно отнести к классическому романтизму. Невозможно причислить его к банальной пейзажной лирике, потому что настолько ажурна , затейлива и метафористична его философская канва . Блестящее выражение «кроткая улыбка увяданья», продолжено не менее блестящей рифмой «божественной стыдливостью страданья».

Прелесть увядающей осенней природы средней полосы проявляется в чарующем изобилии превосходнейших эпитетов : «багряных листьев», «зловещий блеск и пестрота дерев», «туманная и тихая лазурь» и других не менее выразительных. Но в то же время Тютчев использует эффект приглушения, пастельности красок в создаваемой им картине увядающей природы: кроткая, туманная, лёгкая, стыдливая. Вся палитра тютчевского произведения, с его “зловещим блеском” и “пестротой дерёв”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью, буквально пронизана предчувствием скорого и неумолимого приближения зимнего небытия: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья… ”.

Но было бы крайне наивно, как уже говорилось выше, воспринимать стихотворение Тютчева как образчик пейзажной лирики. Это вовсе не так. Квинтэссенция описания природы большинством русских поэтов, в частности картин вечеров русской осени — показ их общей сути (причём, любимым временем суток в русской позии, является вечер, что ярко характеризует мироощущение русских поэтов: минорно-пессимистичного). Для русского поэта важна не трансляция эстетического впечатления, а осмысления его как природного феномена.

Декларируемая аналогия явлений природы и явлений жизни человека, свидетельствует о синтезе в творчестве Тютчева мира человека и мира природы. Это в чистом виде пантеистический взгляд. Тютчевская природа антропоморфна: она дышит, чувствует, грустит и радуется. Для Тютчева осень — кроткое страдание, болезненная улыбка природы.

Одним словом, изумительная красота осеннего вечера мотивирует Тютчева к обобщениям о человеческой судьбе и неземной сути страдания. Но чем великолепно это стихотворение Тютчева — это явно ощущаемой, хоть и никак не прописанной, радостью предстоящей очередной весенней реинкарнации, когда после зимнего сна природа вновь продемонстрирует непрерывность жизненного цикла, расцветив мир яркими и сочными цветами и оттенками.
При написании этого стихотворения Тютчев использовал пятистопный ямб и перекрёстную рифмовку .

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте . Фёдор Иванович Тютчев – русский дипломат, не лишённый поэтического романтизма и философского мировоззрения. Ему довелось жить в период расцвета русской литературы. И хотя сочинение стихов не были основным ремеслом Тютчева, он вошёл в литературу как замечательный поэт со своим собственным, неподражаемым стилем.

Разве найдётся русский, не знающий его знаменитые строки: «Умом Россию не понять…». Эта патриотичность, сила и мощь присуща во многих произведениях автора, даже когда речь идёт о любви или природе.

Родился великий романтик в ноябре 1803 году. Детство провел в Орловской губернии под присмотром старших родственников. Начальное образование было получено в домашних условиях. Федор тянулся к знаниям с самого детства, многие окружающие замечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением занимался поэт-переводчик по фамилии Раич. Он рассказывал Федору о литературе античности, а также об Итальянской культуре. К 12 годам Тютчев с легкостью переводил зарубежные издания различных писателей.

В 19-м году поэт решает продолжить обучение и поступает в Московский университет на факультет, посвященный развитию словесности. Именно здесь происходит его знакомство со многими влиятельными людьми. К стихотворениям, которые время от времени ложатся на бумагу молодой человек относится как к хобби.

Через два года он заканчивает учебу и устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Очень скоро получает новую должность и отправляется в Мюнхен в качестве члена дипломатической миссии. Европа понравилась Тютчеву. Здесь он заводит дружбу с Шеллингом, а также Гейне и переводит творения известных немецких классиков на русский язык. Здесь же он пишет многие произведения, которые в дальнейшем были напечатаны в России.

Главное событие, которое смогло сделать его известным, произошло в 1836 году. Именно в это время его произведения печатаются в журнале «Современник», который принадлежал Александру Сергеевичу Пушкину.

Из Европы Федор Иванович вернётся только в 44-м году. Он начинает работать в министерстве по иностранным делам в Москве. Через десять лет писателя назначают на новую должность в качестве председателя. Фёдор Иванович Тютчев является весьма значимой фигурой, его уважают и ценят. Он имел отличное чувство юмора, а также был прекрасным собеседником.

Анализ стихотворения «Осенний Вечер»

Данное произведение относится именно к тому периоду становления поэта, где Федор Иванович Тютчев только начал активно развиваться. Шедевр «Осенний вечер» относится к раннему творчеству. Создано стихотворение в далеком 30-м году девятнадцатого века. В момент написания автор находился на территории России во время очередного посещения родины.

Произведение «Осенний вечер» создано в духе изысканного и классического для того времени направления – романтизма. Шедевр отличается мягкостью и легкость, он существенно выделяется среди произведений о пейзажной лирике. В стихотворении Федора Ивановича читатель непросто видит осенний вечер, который является определенным феноменом натуральной природы. Автор описывает взаимосвязь натуральной природы и жизнедеятельности человека. Такие особенности придают строкам особенный и глубокий философский замысел.

Произведение Федора Ивановича Тютчева «Осенний вечер» представляет собой своеобразную развернутую метафору. Поэту понятны ощущения кроткой улыбки увядания осенней поры года. Он сравнивает ее с божеством и описывает в виде страдания человека, являясь прообразом нравственности.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.

Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

» Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
» Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
» Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
» Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.


Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:

» Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
» Цветовые. Описание багряности листвы.
» Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
» Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.

Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.

Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.

Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Форма работы – практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.

Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».

Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .

1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)

Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.

В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.

… … … Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

Домашнее задание:

Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»