Занимательная история. Как звали коня Александра Македонского? Происхождение буцефала порода

25.02.2024 Тюнинг

Букефал или (греч. Βουκεφάλας, букв. «быкоголовый»; лат. Bucephalus) - ок. 355 - 326 г. до н. э. - любимый конь Александра Македонского. Его кличку принято толковать по-разному. Согласно одним источником, это был массивный высокий (ок. 140 см) для своего времени конь с похожей на бычью головой. Согласно другим, он был вороной масти с единственным белым пятном на лбу, которое очень походило на голову быка. По другой легенде получил свое имя за костяные наросты на голове, которые были похожи на рожки. Так же часто исследователи отмечают, что у него был «сорочий глаз». По некоторым источникам у него было по два недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей меригуппуса.
Древние авторы рассказывают, что происходил от берберийского жеребца и фессалийской кобылы. Он прожил целых 25 лет (по другим источникам 30 лет). По преданию, записанному знаменитым путешественником Марко Поло во время его путешествия по Бадахшану, принадлежал к породе нисийских лошадей (Ниса, столица Парфии), отличительной чертой которых были костяные наросты над глазами. Так же Поло утверждал, что является предком лучших лошадей Азии.

История гласит, что этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник за 13 талантов (примерно 340 кг серебра), это было огромной суммой в те времена. Поскольку никто не мог обуздать строптивое животное, царь отказался было от покупки, но Александр пообещал заплатить за жеребца, если не сможет укротить того. Александр Македонский в возрасте 10 лет (по Плутарху) стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь.

Об укрощении Плутарх рассказал так:
«Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конём, поглаживая его рукой. Убедившись, что успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и лёгким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал , не нанося ему ударов и не дёргая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Буцефал рвётся вперёд, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились громкими криками. Отец, как говорят, даже прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал: „Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!"»

Александр взял в поход в Азию, но берёг любимца, в бою использовал других коней. В битве на реке Граник под ним убили одного из них.

Арриан, Курций и Плутарх рассказывают историю, приключившуюся с где-то в прикаспийских местах в Персии. Тамошние варвары, уксии, похитили коня. Тогда Александр повелел, чтобы ему немедленно вернули , а иначе он истребит весь народ. Любимого коня царя вернули в целости и сохранности, и Александр на радостях даже заплатил выкуп похитителям.

Как-то царь, рассматривая в Эфесе свой портрет, нарисованный Апсллесом, не воздал должной похвалы мастерству художника. Случайно к портрету подвели . Он, точно живого, своим ржанием приветствовал изображенного на картине хозяина. Изумленный Апсллес воскликнул «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты».

Многие авторы передают, что погиб в битве с индийским царем Пором в 326 до н. э., Плутарх передает компромиссный вариант, что умер после сражения с Пором от ран. По Арриану был ровесником Александра, тогда его смерть произошла в весьма преклонном для лошадей возрасте.

Основанный Александром и названный им в честь коня город существует в наше время под именем Джалалпур на территории Пакистана. В нём сохранились и руины античных времён.

В Таджикистане существует озеро Искандеркуль (имя Александра в персидском произношении звучит как Искандер), в котором по легенде утонул конь.

Все уже знают, что 2014 – год лошади. И, наверняка, многие из вас в новогоднюю ночь наденут что-то с лошадиным принтом или нацепят маску, а то и целую голову лошади. Чтобы не отвечать на вопрос «ты кто?» избитой фразой «конь в пальто», мы предлагаем быстро изучить список самых известных лошадей и найти в нем себя. И, в конце концов, перестать путать Буцефала с Боливаром!

ПЕГАС

Любимец муз, крылатый жеребец Пегас согласно древнегреческим мифам родился из крови Горгоны Медузы, когда ей отрубили голову. Был конем Персея в эпизоде спасения Андромеды и соучастником Беллерофонта в убийстве Химеры. Конь летал со скоростью ветра, а перед этим разгонялся по земле и копытами выбивал источники. Так возник знаменитый источник Гиппокрена у рощи Муз, из которого поэты черпали вдохновение. А еще Пегас доставлял молнии и громы от Гефеста Зевсу на Олимп. Тамплиеры размещали изображение крылатого коня на своем гербе как символ созерцания, красноречия и славы.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

Из школьного курса истории все помнят, что именно этот конь помог грекам выиграть войну, которая началась из-за того, что Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая. Греки поплыли в Трою, осадили город, построили деревянного коня, внутри которого по одним данным спрятались 50 лучших воинов Спарты, по другим – 100, по третьим – 23 или вообще девять. Наивные троянцы, приняв огромного коня у ворот за дар, внесли его в город, а ночью из коня вылезли воины, открыли ворота остальному войску и овладели Троей. Полустишие Вергилия «бойтесь данайцев, даже дары приносящих» вошло в поговорку, а выражение «троянский конь» теперь употребляется в значении коварного замысла.

БУЦЕФАЛ

Буцефал (с греческого «бычьеголовый») - любимый конь Александра Македонского. По легенде, в десятилетнем возрасте царевич Александр единственный смог укротить этого коня, и с тех пор только ему Буцефал позволял на себе ездить. Более того, конь всегда становился на колени, когда его подводили к хозяину. Александр безумно любил Буцефала, берег его и в боях не использовал. По легенде, персидские варвары похитили Буцефала, но когда Александр пригрозил им полным истреблением, сразу вернули хозяину. Кстати, говорят, что это прозвище на самом деле дали Александру его недруги, а он перевел стрелки на коня из-за его непропорционального телосложения. А еще считается, что Буцефал не боялся ничего, кроме своей тени.

ЕДИНОРОГ

Это мифическое существо символизирует целомудрие. Присутствует во многих мифологических системах – чаще с телом лошади, реже – козла, оленя или быка, и местами даже с крыльями. Самый необычный единорог персидский - в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Но мы привыкли к белому, с синими глазами. Легенды утверждают, что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Вообще, мол, единорога поймать невозможно, а если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой. Вся его сила, естественно, заключена в роге, и ему же приписываются целебные свойства при лечении различных болезней и укусов змей. Питаются единороги цветами, а пьют утреннюю росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются, от чего вода становится очень чистой и обретает целебные свойства.

КЕНТАВР

По греческой мифологии – это дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Обычно сопровождают Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. В мифах кентавры то являются воспитателями героев, то, наоборот, враждебны им. Самым мудрым кентавром считался Хирон, который почти всегда был одет, что подчеркивало его близость к людям. Иногда и передние ноги у кентавров были человеческими – для усиления цивилизованности. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из их племени. Как-то раз лапифы пригласили кентавров на свадьбу, и захмелевший гость оскорбил невесту, затеяв знаменитую “кентавромахию”. Кентавры бежали побежденные, и потом большая их часть была убита Гераклом, а те, кто спаслись, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. Как правило, кентавр обнажен и вооружен, а на особо древних изображениях наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

КИННАР

Это кентавр наоборот: туловище человека, голова лошади. Киннары – полубожественные крылатые существа. В первой книге “Махабхараты” говорится, что киннары находились в услужении у Индры и были небесными музыкантами и певцами.

ИНЦИТАТ

Любимый конь императора Калигулы. Согласно легенде, Калигула сначала сделал коня гражданином Рима, потом назначил римским сенатором. Говорят, Калигула успел бы и сделать коня консулом, если бы не был убит. Он так любил этого жеребца, что построил ему конюшню из мрамора и слоновой кости с золотой поилкой. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью. Калигула объявил Инцитата «воплощением всех богов» и приказал почитать его. После убийства императора в защиту коня было сказано, что он, в отличие от других сенаторов, никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Но была одна проблема: по закону до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Тогда Инцитату урезали жалованье, и он был выведен из состава сената как непроходящий по финансовому цензу.

КОНЬ ВЕЩЕГО ОЛЕГА

Самый подлый конь в истории. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрет от своего любимого жеребца. Олег приказал увести коня, прожил без него много лет и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда тот давно умер. Олег посмеялся и захотел посмотреть на кости, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» В тот момент из черепа вылезла змея и смертельно ужалила князя.

ЛОШАДЬ ИЗ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

БОЛИВАР

Это из рассказа «Дороги, которые мы выбираем» («Roads We Take», 1910) американского писателя О. Генри. Боливар - кличка коня, на котором могли бы спастись двое друзей, но один из них, по имени Додсон, по прозвищу Акула, бросил друга и спасся на коне сам. В свое оправдание он сказал: «Боливар не вынесет двоих». Позже, когда Додсон стал крупным предпринимателем, эти слова стали его девизом, которым он руководствовался в отношениях со своими деловыми партнерами. Короче, либо ты, либо тебя.

КОНЁК-ГОРБУНОК

Маленький, горбатый, но очень резвый и умный коняшка из одноименной сказки Ершова. Как водится, помогал Ивану во всех делах, защищал, развлекал. Мало кто знает, но сказка испытала на себе все превратности цензуры – сначала выходила с поправками, а в 1843 году была полностью запрещена и 13 лет не издавалась. Пушкин «Конька-горбунка» хвалил, а Белинский заявлял, что сказка «не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса».

КРАСНЫЙ КОНЬ

«Купание красного коня» - известная картина Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1912 году и принесшая ему известность. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, а для создания образа наездника художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши – художника Калмыкова. Более того, именно работа Калмыкова с купающимися в воде красными конями, возможно, и сподвигла Петрова-Водкина на свой шедевр. Говорят, конь сначала был написан гнедым, а потом цвет был изменен на красный для большего сходства с колористикой икон. Сейчас – в Третьяковке.

ХОЛСТОМЕР

Старый, больной, умудренный опытом конь из повести Льва Толстого. На самом деле мерина звали «Мужик Первый», а Холстомер – прозвище. В повести он от первого лица рассказывает другим лошадям свою историю. Из-за дефекта породы Холстомер с самого детства считался второсортным, хотя был быстр. Однажды он влюбился в кобылу, но был тут же кастрирован. Затем Холстомера подарили конюшему, но он оказался резвее графского, и его продали, и потом еще не раз. Холстомера забил в овраге коновал, но его шкура и мясо пригодились кому-то, в то время как один из его хозяев, офицер, хоть и был похоронен с помпой, но прожил никчемную, в общем-то, жизнь. Повесть была написана в 1886 на основе реальной истории.

БЕЛОГРИВЫЕ ЛОШАДКИ


Любимый всеми советскими детьми мультфильм о том, как Медвежонок подарил друзьям новую страну – Тилимилитрямдию. (Экран, 1980 г.)

КОНИ ВСАДНИКОВ АПОКАЛИПСИСА

Всадники апокалипсиса – термин из шестой главы Откровений Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (на белом коне), Война (на рыжем), Голод (на вороном) и Смерть (на бледном). Кстати, упоминаются в песнях: Metallica “The Four Horsemen”, АлисА “Всадники”, Rammstein “Der Meister”.

ЛОШАРИК

Лошарик – маленькая лошадка, сделанная из жонглерских шариков, озвученная в мультфильме 1971 года Риной Зеленой. Мультик, на самом деле, философский: Лошарик отличается от «настоящих» животных цирка, поэтому те постоянно над ним насмехаются, сомневаясь в его артистическом таланте. Более того, они просто отказываются с ним выступать! Жонглер расстроен и тоже разрывает с Лошариком все отношения, и коняшка уходит из цирка. Но зрители возмущены, потому что любили Лошарика, и вот жонглер, выступая, подкидывает свои шарики и по привычке снова складывает Лошарика. Мир, дружба, аплодисменты. Аниматор мульта – Юрий Норштейн («Ежик в тумане»).

НОЧНАЯ КОБЫЛА

Это не то, что вы подумали. Мало кто знает, что английское слово “nightmare” (кошмар) дословно переводится как “ночная кобыла”. История восходит к Древней Греции, где в храмах Великой матери существовали две касты жриц: жрицы дня в красных одеждах и жрицы ночи (ламии) – в черных. Одежда жриц была облегающей сетью, сплетённой из конских волос, а в волосы жрицы вплетали конские волосы. Ламии выходили из храма только по ночам.
В жрицы выбирали только самых красивых и страстных женщин, искусных в любви. Любой мужчина мог пожелать такую, но чтобы овладеть жрицей, мужчина должен был разорвать сеть на ее теле голыми руками. Конский волос – очень прочен, и только в приступе безумной страсти сильный мужчина мог сделать подобное. Если же у него не хватало сил, то кара следовала незамедлительно. В случае с дневной жрицей, неудачника кастрировали, ламии же дарили неудачнику поцелуй и в это время вонзали кинжал, служивший заколкой в волосах, в спину, убивая мгновенно. Ламия – это и есть прообраз ночной кобылы. В Греции и Риме считалось, что ночью вороная кобыла появляется на перекрёстках, и человека, увидевшего её, ждёт или немедленная смерть, или великая любовь. Таким образом, ламии из жриц превратились в ночные привидения. Римляне принесли это с собой в Британию, где слово mare – кобыла – также означает и девушка на древнеанглийском.

КОНЬ В ПАЛЬТО

Знаменитый конь из народного фольклора. Ему даже установлен памятник – в центре Сочи. Вальяжный конь в дорогом английском пальто, с чашей вина и фирменной трубкой в прокуренных лошадиных зубах, сидит, вытянув передние конечности. Конь улыбается широкой лошадиной улыбкой: жизнь, мол, удалась! Памятник создан с помощью кузнечного горна, молота, кувалды и сварочного аппарата из куска водопроводной трубы весом более 80 кг. Все это обошлось в 120 тысяч рублей и было профинансировано одним добрым человеком, а потом памятник был куплен городом Сочи.

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Это дикая лошадь. В отличие от других лошадей, у неё нет челки, короткая стоячая грива и длинные волосы на хвосте растут не от самого основания хвоста, а только на нижней его половине. Еще у неё длинная волнистая шерсть и голова крупнее, чем у обычной лошади. Лошадь названа по имени человека, открывшего этот вид – Николая Пржевальского, русского путешественника и натуралиста, в Центральной Азии заметившего неизвестное науке животное. В мире насчитывается около 2 000 особей, а племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк. В начале 1990-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они, на удивление, стали активно размножаться.

РОСИНАНТ

Имя коня Дон Кихота. Герой долго выбирал имя своей лошади, т.к. оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, соответствуя новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант («росин» - кляча; «анте» - прежде) - «имени, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Как известно, была тощей до ужаса.

ПОНИ

Например, из известного советского мультфильма «Пони бегает по кругу». Он о том, как в зоопарке жил маленький пони, который катал детей и мечтал участвовать в военном параде. Однажды в зоопарк пришел генерал и решил покататься на пони. Во время катания генерал вспомнил своё детство и представил себя маленьким мальчиком. А пони осознал, что его работа - дарить радость детям и взрослым, и то, что он делает, не менее важно, чем участие в парадах.

КОНЬ ПЕДАЛЬНЫЙ

История его известна благодаря найденным при раскопках дневникам Александра Македонского. До Буцефала (см. выше) Александр не ездил на живых лошадях, т.к его отец очень переживал, что царевич себе что-то повредит. Ему построили деревянного коня с колёсами, приводимого в движение педалями. Таких же коней смастерили и для его друзей, и они устраивали битвы на педальных конях, имитируя реальные сражения. Возможно, благодаря этому, Александр и стал искусным полководцем. Но сейчас это словосочетание означает человека недалекого, туповатого и упрямого. А все потому, что в 50-х годах прошлого века в недрах оборонной промышленности СССР сконструировали лошадку, совмещавшую колесики и дефицитный велосипед. Товар получил название «конь педальный», но вскоре был снят с производства, как не функциональный. А само название ушло в народ, став одним из символов человеческой глупости.

СПИРИТ

Лошадь из американского мультфильма студии DreamWorks Animation. В 1870-х годах шли кровопролитные сражения между американской нацией и индейцами, а на берегах американской реки Симаррона родился жеребенок, которого в конце назовут Спиритом. Когда вырос, он стал вожаком табуна. И было бы всё хорошо, если бы однажды жеребец не решил проверить, что за огонёк виднеется вдалеке и не попал в плен к людям. Но, естественно, своей несгибаемой волей он превосходит всех, кто пытается его покорить. Это полностью нарисованный фильм, который был номинирован в нескольких категориях «Оскар», но ни одной награды так и не получил.

КОНИ НА АНИЧКОВОМ МОСТУ

Аничков мост – одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. В плане общей архитектуры – ничего особенного, но скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала этот мост знаменитым. Ну, а сами кони знамениты многим. В том числе тем, что вместо гениталий одного из них автор изобразил профиль Наполеона. А все дело в том, что в свое время император омрачил Клодту медовый месяц весьма настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой.

СИВКА-БУРКА

“Сивка-бурка, вещая каурка” – каноничный персонаж-помощник в русских народных сказках. Объяснение: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий. Это красивый богатырский конь (не путать с Коньком-Горбунком).

ПЕРВАЯ КИНОЛОШАДЬ

Это первая лошадь, которую засняли скачущей. Кто-то с кем-то поспорил, что лошадь, когда скачет, от земли не отрывается, а второй говорил, что она на галопе подлетает. Кинокамер тогда ещё не было, поэтому они поставили вдоль стенки множество фотоаппаратов с веревками. Жокей проскакал на лошади вдоль стены, обрывая эти верёвочки, и получилась куча снимков, из которых составили движущийся фильм и доказали фазу полёта. По сути, эта лошадь сыграла важную роль в становлении кинематографа.

ГУИНГНМ

Это вымышленная лошадь, обладающая разумом, сходным человеческому. Страна гуигнгнмов описана в четвертой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Гуигнгнмы - вегетарианцы, питались овсом и молочными продуктами. Главные их добродетели - дружба и доброжелательность ко всем своим собратьям. Они никогда не лгут, и в языке гуигнгнмов вовсе нет слов, обозначающих «ложь» и «обман». Они не знают болезней, умирают без страданий. Часть гуигнгнмов, менее одарённая природой, работали слугами, но это единственное социальное неравенство в их обществе.

ЛОШАДИ ЛИВАЙЗ

Это лошади со знаменитого лейбла, появившегося на джинсах Levi’s в 1886 году. Согласно легенде, создатели марки прослышали о том, как один машинист связал вагоны джинсами, когда у них во время пути порвало сцепку, и благополучно добрался до ближайшей станции. Тогда владельцы бренда решили провести подобный эксперимент и успешно испытали свои джинсы на прочность лошадьми.

ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ

Выбирай любого. А в принципе, как сказал Маяковский, “все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”. Особенно в наступающем году.

Стихия: вода
Подкласс: исторический
Происхождение: берберийский жеребец + фессалийская кобыла
Места обитания: Македония

Описание:

Букефал или Буцефал (греч. Βουκεφάλας, букв. «быкоголовый»; лат. Bucephalus) — ок. 355 - 326 г. до н. э. - любимый конь Александра Македонского. Его кличку принято толковать по-разному. Согласно одним источником, это был массивный высокий (ок. 140 см) для своего времени конь с похожей на бычью головой. Согласно другим, он был вороной масти с единственным белым пятном на лбу, которое очень походило на голову быка. По другой легенде Буцефал получил свое имя за костяные наросты на голове, которые были похожи на рожки. Так же часто исследователи отмечают, что у него был «сорочий глаз». По некоторым источникам у него было по два недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей меригуппуса.
Древние авторы рассказывают, что Буцефал происходил от берберийского жеребца и фессалийской кобылы. Он прожил целых 25 лет (по другим источникам 30 лет). По преданию, записанному знаменитым путешественником Марко Поло во время его путешествия по Бадахшану, Буцефал принадлежал к породе нисийских лошадей (Ниса, столица Парфии), отличительной чертой которых были костяные наросты над глазами. Так же Поло утверждал, что Буцефал является предком лучших лошадей Азии.

Укрощение Буцефала:
История гласит, что в 343 году до н. э Александр Македонский в возрасте 10 лет (по Плутарху) стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь Буцефал (у Плутарха - Букефал). Этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник, когда он устраивал олимпийские игры в Дионе, за 13 (по другим данным — 16) талантов - примерно 340 кг серебра - за эти деньги можно было оплатить содержание 1500 солдат. Вот так Плутарх описывает происходившие события.
Чтобы испытать коня, его вывели на поле. Букефал оказался диким и неукротимым; никто из свиты Филиппа не мог заставить его слушаться своего голоса, никому не позволял конь сесть на себя верхом и всякий раз взвивался на дыбы. Филипп рассердился и приказал увести Букефала, считая, что объездить его невозможно.
Присутствовавший при этом сын Филиппа Александр сказал:
- Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его!
Филипп сперва промолчал, но когда Александр несколько раз с огорчением повторил эти слова, царь сказал:
- Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем.
- По крайней мере, с этим я справлюсь лучше, чем кто-либо другой! - ответил юноша.
- А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость? - спросил Филипп.
- Клянусь Зевсом,- сказал Александр, - я заплачу столько, сколько стоит конь!
Поднялся смех, а затем отец с сыном побились об заклад на сумму, равную цене коня. Александр сразу подбежал к Букефалу, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя перед собой колеблющуюся тень.
Некоторое время Александр бежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Букефала, не нанося ему ударов и не дергая за узду.
Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Букефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились криками восторга, а Филипп даже прослезился от радости. Обняв сына, царь поцеловал его и сказал: "Дитя мое, ищи себе подходящего царства - Македония для тебя слишком мала!"

Дальнейшая судьба:

После этого судьбоносного дня будущий царь никогда не расставался со своим конем, который служил ему талисманом, приносящим удачу. Только Александр мог ездить на Буцефале, так как другие не могли совладать с его диким норовом.
Как-то царь, рассматривая в Эфесе свой портрет, нарисованный Апсллесом, не воздал должной похвалы мастерству художника. Случайно к портрету подвели Буцефала. Он, точно живого, своим ржанием приветствовал изображенного на картине хозяина. Изумленный Апсллес воскликнул «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты».
Александр взял Буцефала в поход в Азию, но берёг своего любимца и талисмана, в бою использовал других коней. В битве на реке Граник под ним убили одного из них.
Арриан, Курций и Плутарх рассказывают историю, приключившуюся с Буцефалом где-то в прикаспийских местах в Персии. Тамошние варвары, уксии, похитили коня. Тогда Александр повелел, чтобы ему немедленно вернули Буцефала, а иначе он истребит весь народ. Любимого коня царя вернули в целости и сохранности, и Александр на радостях даже заплатил выкуп похитителям.

Гибель Буцефала:

Не раз Буцефал спасал жизнь своего хозяина. Он донес Александра до самой Индии, следуя честолюбивой мечте своего хозяина покорить весь мир. Некоторые авторы передают, что Буцефал погиб в битве при Гидаспе (совр. Пакистан) с индийским царем Пором в 326 до н. э. , однако Арриан пишет об этом по другому:
«На том месте, где произошло сражение, и на том, откуда Александр переправился через Гидасп, он основал два города; один назвал Никеей, потому что здесь победил индов, а другой Букефалами, в память своего коня Букефала, павшего здесь не от чьей-либо стрелы, а сломленного зноем и годами (ему было около 30 лет). Много трудов и опасностей разделил он с Александром; только Александр мог сесть на него, потому что всех остальных седоков он ставил ни во что; был он рослый, благородного нрава. Отличительным его признаком была голова, похожая по форме на бычью; от нее, говорят, он и получил свое имя. Другие же рассказывают, что он был вороной масти, но на лбу у него было белое пятно, очень напоминающее голову быка.»
Плутарх передает компромиссный вариант, что Буцефал умер после сражения с Пором от ран. По Арриану и Плутарху Буцефал был ровесником Александра, тогда его смерть произошла в весьма преклонном для лошадей возрасте. Сам Александр умер вскоре после смерти своего верного коня.
После смерти коня, Александр основал на месте его гибели город и назвал его в честь коня Букефала. Он существует в наше время под именем Джалалпур на территории Пакистана. В нём сохранились и руины античных времён. Принято считать, что Буцефал - единственный в мире город, названный в честь лошади. Однако это не так.

Мифологизация образа:

Еще при жизни Александра Великого его образ и образ его любимой лошади часто романтизировали, наделяя их обоих мифическими характеристиками. Так в «Романе об Александре», псевдоисторическом греческом романе за авторством придворного историка Александра Каллисфена, говориться, что по своим качествам Буцефал превосходил даже легендарного Пегаса. По словам Дельфийского Оракула, человеку, оседлавшему коня из царского табуна с меткой в виде бычьей головы на бедре, суждено стать правителем всего мира.
Сам Александр утверждал, что его конь происходил от бессмертных коней легендарного греческого героя Ахилла, которому они в свою очередь достались от бога повелителя морей Посейдона.
Уже после смерти появились легенды, что Буцефал родился в тот же день и час, что и великий полководец и умерли они тоже одновременно. Этот факт делает его схожим с героями древних эпосов кочевых народов востока (сравн. нартский эпос).

В кинематографе:

В фильме Оливера Стоуна "Александр" (2004 г.) Буцефала сыграл конь фризской породы. Видно, других в Голливуде не признают.

Его кличка в переводе означает «Бычьеголовый». На изображениях, дошедших до нас с того времени, конь изображен с рожками.

Вот это мне не понятно.. Может быть, у животного были какие-то патологии, которые люди воспринимали, как рожки?

Когда было 12 лет, его отец, Филипп Второй, подарил ему коня. Это произошло в 343 году до нашей эры. Дело в том, что в упомянутый год проходили Олимпийские игры в Дионе.

Нужно отдать должно, Филипп не поскупился – сделал поистине царский подарок. Конь стоил 13 таланов . Для сравнения, на эти деньги можно было профинансировать 1500 солдат. Вот так то...

Буцефал оказался конем с характером – непокорным и своенравным. Александр смог понять животное, найти к нему подход. Юноша смог приучить коня к себе ,


объездить его. Победа и жизнь воина в бою напрямую зависят и от его коня. На протяжении восемнадцати лет Буцефал верой и правдой служил своему великому хозяину.


Он не раз спасал ему жизнь. В итоге погиб, фактически защитив собой Александра.

Это случилось в Индии. Царю на тот момент было 30 лет. Он пережил Буцефала всего лишь на три года.

Нужно понимать, что в те времена, гибель боевого коня, который служил тебе столько лет – это тяжелая утрата. Александр приказал на месте захоронения Бецефала построить город, со временем был построен город Александрия Буцефала. Мне сложно сказать, какая судьба постигла этот город. Может быть, такая же, как и великую империю, созданную Александром Македонским, которая исчезла, вслед за ее основателем.

Буцефал - любимый конь Александра Македонского - известен, пожалуй, не меньше своего хозяина.

По свидетельству древних авторов, Буцефал происходил от варварского жеребца и фессалийской кобылы. Это было животное высокого роста, золотисто-рыжей масти. Отец Александра Филипп II приобрел его в 343 году до н. э., во время Олимпийских игр в Дионе, за 13 талантов (это примерно 340 килограммов серебра).

Конь оказался с диким нравом, и никого не подпускал к себе. Александр, которому было тогда всего 12 лет, догадался, что Буцефал просто боится теней, повернул коня мордой к солнцу и вскочил ему на спину. С этого дня они сделались неразлучны.



Есть и другая, легендарная версия этой истории. Согласно ей, Буцефал был собственно не конем, а единорогом с изумрудным павлиньим хвостом. Александр получил его в дар от царицы Египта. Диковинный зверь чувствовал страх приближающихся к нему людей и благодаря этому был непобедим. Только Александр был свободен от свойственного смертным страха. Когда коня подвели к нему, животное склонило голову и ткнулось рогом в землю в знак подчинения. Из уважения к его мощи Александр дал ему имя Буцефал, то есть «бычьеголовый».



Рассказывали еще, что однажды Александр рассматривал в Эфесе свой портрет, нарисованный знаменитым художником Апеллесом, и остался недоволен работой. Тут случайно к портрету подвели Буцефала, который своим ржанием приветствовал изображенного на картине хозяина, словно живого. Апеллес ехидно воскликнул: «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты».




Больше 20 лет верный Буцефал носил героя по бескрайним просторам Азии. А после смерти коня Александр основал город и назвал его именем боевого друга. Это единственный в мире город, названный в честь лошади (современный Джалалпур в Пакистане).

Кавказские же предания говорят, что Буцефал является родоначальником знаменитой ахалтекинской породы лошадей.