Профилактические беседы с учащимися. Примерная тематика бесед и лекций для родителей. Умение контролировать свои эмоции

24.01.2024 Тюнинг

Нередко подростки могут вести себя просто невыносимо. Чтобы наставить их на путь истинный, необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, которые позволят выявить причины непослушания и помогут решить многие проблемы. В этом возрасте в организме подростка происходят гормональные изменения, которые становятся причиной частой перемены настроения. Ребенку становится тяжело контролировать свои эмоции, он начинает иначе общаться со сверстниками и взрослыми. Нередко случается, что поведение меняется настолько, что родители просто не могут узнать своих детей - некогда скромные и послушные дети начинают хамить, отличники прогуливают. Взрослым остается только набраться терпения и тщательно изучить рекомендации психологов, которые подскажут, как вести себя в тяжелых ситуациях. Самое главное - не терять контакта с юным бунтарем и не пускать все на самотек. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и темы бесед с подростками.

Подросток не ночует дома

Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

Систематически прогуливает школу

Если ваш ребенок периодически прогуливает учебу, обещает исправиться, но не делает этого, сильно отстает по многим предметам, не понимает, что говорит ему учитель, и скучает на уроках, необходимо срочно принимать меры. Но не наказывать, а проводить беседы с подростками. Необходимо постараться выяснить причину прогулов. Возможно, подросток не находит общий язык с одноклассниками или не понимает материал. В этом случае вы сможете нанять хорошего репетитора или найти способ помочь ребенку разобраться с обидчиками.

Требует деньги

Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

Хамит взрослым

Если ваши дети начинают хамить взрослым, ругаться, повышать голос на вас и на учителей, необходимо принимать меры и проводить серьезные беседы с подростками. Почему ребенок так ведет себя? Он не уверен в себе или пытается копировать поведение не слишком уравновешенных взрослых. В первую очередь обратите внимание на себя, прекратите кричать. В ответ на хамство не кричите, а показывайте, как сильно вам обидны его слова. При разговоре перед критикой нужно обязательно хвалить ребенка: «Я люблю тебя, однако за прогулы в школе мне придется тебя наказать». Близкое общение с подростком поможет решить многие проблемы и пережить переходный возраст без лишних скандалов.

Тематика бесед по правовому воспитанию

Раздел

Тема

Класс

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

Главные ценности нашей жизни

Беседа «Правила личной безопасности»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Правила поведения в школе»

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Деловая игра «Главные вопросы»

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Права детей – забота государства»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»

Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека»

Административная и уголовная ответственность

Беседа «Шалости на железной дорог

Беседа «Преступления и правонарушения»

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина «Уроки Фемиды»

«Административная ответственность подростка перед законом»

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол «Суицид среди подростков»

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

Ответственный по правовому воспитанию:

Уполномоченный участников образовательного процесса:

Аксенова Н.И.


Программа

Между собой, соответствуют установленной тематике смены. Принцип равенства и... проходит общелагерное мероприятие, соответствующее тематике дня и спортивно – оздоровительное... 12 20.06 Море Имён Беседы по правовому воспитанию «Я имею право!». Праздник...

  • Программа правового воспитания «Гражданин XXI века» на 2012 2016 год

    Программа

    4 Основная школа Формы работы по реализации программы: беседа с элементами игры, диалоги, ... педагогических работников в ТОИПКРО по данной тематике 2012-2016гг администрация 3. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного...

  • Воспитательной работы мбоу сош №20 Г. Владимира по направлениям на 2013-14 учебный год

    Документ

    ... по противопожарной тематике сентябрь декабрь Военкова Г.Н. Кл.руководители 22. Беседы по ... руководители 11. Реализация программы по правовому воспитанию «Право и закон» ... 14. Организация книжных выставок по правовой тематике В течение года Комнова Т.И. ...

  • Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

    1-4 классы.

    1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

    2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

    3. Младший школьный возраст и его особенности.

    4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

    5. Как выявлять и развивать способности детей.

    6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

    7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

    8. Воспитание характера ребенка в семье.

    9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

    10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

    11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

    12. Новое в системе национального воспитания.

    13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

    14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

    15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

    5 – 6 классы.

    1. Новое в системе национального воспитания.

    2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

    4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

    5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

    6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

    7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

    8. Вред алкоголя и курения.

    7 – 9 классы.

    1. Пример родителей в воспитании детей.

    2. Особенности воспитания подростков в семье.

    3. Половое развитие и методы полового воспитания.

    4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

    5. Активные формы отдыха в вашей семье.

    6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

    7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

    8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

    9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

    10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

    11. Изучения корней семейного рода.

    12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

    10 – 11 классы.

    1. Основные направления воспитания в семье.

    2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

    Тематика этических бесед с учащимися

    1. Что мы знаем о человеке (ценность человека. Его физическая и духовная силы, рождение гражданина).

    2. О внутреннем мире человека (наши мысли о чувствах, что такое воображение, имею ли я волю и для чего она нужна).

    3. Знакомство с самим собой (о своем я, каким сам себе представляю, я - в глазах друзей, я - в глазах врагов, какой я на самом деле, нужно ли знать себя, как познать себя, доволен ли я собой).

    4. Можно ли создавать себя (как растет человек, что побуждает человека развиваться, человек каждое мгновение творит или разрушает)

    5. Человек среди людей (что такое коллектив , я - в классном коллективе, знаю ли я того, кто рядом со мной, как познать другого)

    6. Каким быть?

    8. Об уважении к людям.

    9. О чуткости.

    ПАМЯТКА УЧЕНИКУ

    1. Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - будь сам инициативен, действуй по собственному почину.

    2. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир и способен самоприказывать.

    3. Не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

    4. Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, а, прежде всего, недостатки своего характера.

    5. Силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой

    6. Вера в свою способность - это внутренний резерв сил

    ПАМЯТКА УЧЕНИКУ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ САМООЦЕНКИ


    1. Моя главная задача в школе- научиться учиться и всесторонне развивать самого себя для будущей трудовой и общественной деятельности.

    2. По своей природе я являюсь самоорганизующим существом, поэтому я всегда и всему могу и должен учиться сам. Учителя могут только помогать мне научиться учиться и управлять своим развитием и поведением.

    3. Прежде всего я должен развивать у себя общие способности, стремление всегда обдумывать свои дела и поступки и приобретать полезные знания, вырабатывать в себе работоспособность.

    4. Самый лучший способ научиться учиться - это постоянно передавать свои знания и опыт другим.

    5. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.

    6. Следует постоянно выявлять и преодолевать недостатки своего характера и развивать нужные качества и умения. Делать это надо по собственному желанию и советам взрослых.

    7. В первую очередь необходимо развивать свою общественную активность, трудолюбие, организованность, исполнительность, вежливость , доброту, умение управлять собой.

    8. Надо знать, что недостатки моего характера и поведения - это результат неправильного самообучения и саморазвития. Все можно исправить в лучшую сторону, стоит только захотеть. Полезно уяснить, что плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра.

    9. Искусство научиться многому заключается в умении сразу браться за немногое.

    10. Чтобы самоорганизация была успешной, следует знать, уметь, хотеть успевать делать что надо и полезно, а не то, что вздумается. Надо помнить, что все мои успехи и неудачи зависят, прежде всего, от меня самого.

    Мир в нашем доме -

    в наших руках!

    «ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКОГО И ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    Тема: Гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся
    Цель: Формирование человека-гражданина, способного адаптироваться в условиях современного состояния общества.

    1. Воспитание личности на основе приоритета человеческих ценностей.
    2. Воспитание любви к Родине, родному краю.
    3. Формирование гуманистических отношений в процессе образования

    Актуальность данной темы.

    В основе воспитательной системы нашей школы лежат многолетние традиции, которые держат всю воспитательную систему. На основе концепции и программы воспитательной работы школы, а также выявленных в ходе анализа проблем и достижений, возникла главная цель воспитательной системы - создание в школе нравственно-интеллектуальной системы; атмосферы, которая воспитывает сама по себе, способствует развитию личности, помогает вырабатывать учащимся свою гражданскую позицию в жизни, отношение к окружающему миру и к себе.

    Актуальность данной темы определяется и следующими позициями, которые свойственны всей системе государства в целом: нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение идеалов и ценностей, исчезновение связей поколений. Отсутствие четких нравственных ориентиров в современном обществе создали существенные проблемы в работе по формированию гражданско-патриотических чувств у учащихся. В такой ситуации эта проблема требует от школы максимального содействия становлению будущего гражданина, развитию его творческого потенциала, формированию чувства переживания и сопереживания, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей страны, края, к ветеранам войны и людям труда.


    Данная ситуация усугубляется еще и тем, что на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних факторов: широкое информационное поле(телевидение, радио, некоторые компьютерные программы), которое не является помощником школы, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей ;

    Переход на коммерческие отношения почти всех сфер культуры не позволяет многим учащимся приобщиться в полной мере к духовным ценностям;

    Наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Тревогу и озабоченность вызывает незнание, а вследствие этого нарушение гражданско-правовых норм и обязанностей.

    Исходя из всего вышеизложенного настоящая Программа предполагает направление усилий педагогического коллектива, социума, родительской общественности на:

    Формирование духовно-богатой личности;

    Воспитание патриота-гражданина;

    Развитие школьного самоуправления - как средства формирования успешной личности;

    Формирование гуманных отношений в процессе образования;

    Создание на базе ГОУ СОШ № 000 учебно-методического центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школ района Ясенево.

    Принципы обеспечения реализации Программы:

    1. Защищенность прав учащихся и учителей.

    2. Интеллигентность (современное образование и духовность, всестороннее развитие личности и творческая активность)

    3. Демократичность (равноправие гуманное управление и соуправление).

    4. Целостность педагогической деятельности школы, семьи и общественности.

    Условия реализации программы:

    Результаты повышения нравственной культуры человека будут положительными при условии:

    Обновление и развитие школы будет осуществляться через:

    Реализацию Малой школьной педагогической концепции школы;

    Внедрение методик развивающего обучения;

    Внедрение современных педагогических технологий;

    Дифференциацию обучения:

    а) работа гимназических классов;

    б) работа групп с углубленным изучением предметов;

    в) разработка индивидуальных программ обучения ;

    г) совершенствование уже введенных курсов школьного компонента:

    14. Совершенствование преподавания предмета Москвоведение.

    15. Проведение родительских собраний по теме данной Программы.

    16. Совершенствование работы по внедрению Программы воспитания.

    17. Выявление условий, обеспечивающих продвижение в повышении уровня воспитанности учащихся.

    18. Разработка плана успешного хода исследования, создание ситуации успеха.

    19. Разработка «Я-концепции».

    20. Анализ второго этапа.

    учебный год - ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

    1. Педсовет по теме эксперимента.

    2. Продолжение работы 1,2 этапов проекта.

    ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО - формирование гуманистических отношений, воспитание потребности приносить людям пользу. Включает направления:

    Труд, приносящий людям пользу,

    о формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализма и толерантности.

    Направления нравственно-патриотической работы:

    Связь поколений;

    Духовно-нравственное;

    Патриотическое;

    Программа включает в себя следующие направления:

    1. Связь поколений.

    Цель:

    осознание обучающимися как нравственной ценности

    причастности к судьбе Отечества, его прошлому,

    настоящему, будущему.

    Задачи:

    1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

    2. Сохранять историческую память поколений в памяти

    подрастающего поколения.

    3. Способствовать формированию у обучающихся чувства

    сопричастности к истории и ответственности за будущее

    2. Духовно-нравственное.

    Цель:

    формирование уважительного отношения к

    историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    Задачи:

    1. Формирование уважительного отношения к языку своего народа;

    2. Воспитывать гордость за социальные и культурные достижения своей страны.

    3. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    3. Патриотическое.

    Цель:

    воспитание у обучающихся осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    Задачи:

    1. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    2. Проявление заботы об интересах Родины

    3. Формирование ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

    В результате реализации Программы ожидается:

    В образе выпускника основной школы:

    о в познавательной сфере: развитие творческих способностей; о в историко-краеведческой: осознание

    ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    о в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; о воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину; пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края, города.

    5 класс Сентябрь

    1. Славянская мифология. - Память о дохристианской культуре наших предков; единение человека и природы-важный этап в формировании мировоззрения.

    2. Русские народные сказки. - Мудрость русского народа, накопленная веками, отражена в этих произведениях.

    3. Древнерусская литература «Повесть временных лет». - Память о героях и доблестном прошлом русского народа; мелодичный язык русских летописей.

    4. , стихи. - Воспитание чувства языка. Пушкин - создатель русского литературного языка.

    5. , «Бородино» - Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

    Урок-воображаемая экскурсия на Бородинское поле-поле русского героизма и славы. Знакомство со стихотворением «Бородино». Использовать репродукции картин Заболотского «Старый солдат», Кривенко «Военный совет в Филях».

    Беседа о патриотическом смысле стихотворения, наблюдения над речью рассказчика, устное словесное рисование: «Ночь перед боем» или «Бородинское сражение». Экскурсия в Бородинскую панораму.

    6. Урок-концерт.

    Поэтические картины Родины в произведениях поэтов 19 века. «Степь», «Конь», «Буря»,

    «Русь» и др.

    7. T. H.Толстой «Кавказский пленник» - Гордость за силу и бесстрашие русского офицера, стремление быть таким же.

    8. Внеклассное чтение. JI. Толстой «Севастопольские рассказы». Февраль

    9. «Косцы». - Триединство крестьянского труда, русских традиций, выраженных в песнях, и необыкновенной русской природы - основополагающая часть всей русской культуры.

    10. . «Мне о России надо говорить».

    11. «Васюткино озеро» - Воспитание интереса к изучению разных уголков нашей страны;

    бережного отношения к богатствам своей страны.

    12. , сказы. - Воспитание интереса к изучению культуры разных уголков нашей страны.

    13. А. Твардовский «Рассказ танкиста». - Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

    14. Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в поэзии К. Симонова, М. Исаковского, М. Джалиля. - Работа над содержанием стихотворений.

    Прослушивание песен военных лет («В лесу прифронтовом», «Катюша» и др.), чтение патриотических стихотворений («Сын артиллериста» Симонова и др.).

    Посещение школьного музея.

    6 класс Сентябрь

    1. Пословицы и поговорки. Обрядовый фольклор. - Богатство, меткость русского языка и русской мысли; сохранение русских народных традиций.

    2. Древнерусская литература. «Сказание о белогородском киселе. - Интерес к истории своих предков; осознание важности собственных поступков и самого себя в историческом процессе. Октябрь

    3. , стихи. - Воспитание чувства языка; гордость за сложный и интересный русский язык.

    4. «Бежин луг». - Красота и поэтичность русской природы. Понимание и любовь к ней.

    5. «Железная дорога» - Раскрытие характера русского человека: стойкость, терпение, сила духа, уважение к истории государства Российского.

    6. «Солдатское сердце» или «Июльская жара».

    7. К. Симонов, Н. Рыленков, Д. Самойлов «Сороковые». Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Посещение школьного музея.

    8. Стихи о Родине и родной природе.- Необъятность нашей Родины, её красота во все времена года, умение любить и беречь природу.

    9. В. Распутин «Уроки французского». - Отражение в повести трудностей военного времени.

    10. Поэты о Великой Отечественной войне. - Воспитание патриотизма, желание помнить деяния своих предков и ценить их, воспитание чувства справедливости.

    11. «Журавли». - Размышления о непреходящих духовных ценностях, о воле и борьбе, стойкости, постоянном самосовершенствовании человека.

    12. Внеклассное чтение. А. Лиханов «Последние холода».

    13. Поэты народов России. - Воспитание мысли о том, что культура - всемирное достояние, и представители любой культуры несут в мир красоту и любовь, через понимание чужой культуры, новый взгляд на свою.

    7 класс Сентябрь

    1. Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула Селянинович». - Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств.

    2. Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». - Бескорыстное служение родине и народу. Илья Муромец - носитель лучших черт национального характера. Октябрь

    3. Древнерусская литература. Развитие речи. Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе .

    4. . Поэма «Полтава». - Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отвага русских воинов.

    5. «Тарас Бульба». - Патриотический пафос повести. Январь

    6. . Поэма «Русские женщины». - Тема подвига русских женщин, отправляющихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

    7. Литературное мероприятие. «Час мужества».

    Песни военных лет».

    8. Стихи о Родине. Поэты 20-го века. - Воспитание чувства гордости за свою страну.

    9. Внеклассное чтение. Ч. Айтматов «Ранние журавли». Н. Дубов «Беглец». - Тема Великой Отечественной войны в прозе.

    10. Конкурс чтецов. Трудности грозных лет войны в стихотворениях К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня», А. Твардовского «Братья»,

    Н. Тихонова, А. Ахматовой и др.

    8 класс Сентябрь

    Древнерусская литература. «Люди древней Руси». - Интерес к истории своих предков. Исторические личности.

    2. «». - Защита русских земель от врагов.

    3. . Повесть «Капитанская дочка». - Воспитание идеалов гуманности, чести и долга.

    4. Внеклассное чтение. «Береги честь смолоду». По роману «Два капитана».

    5. Развитие речи. Сочинение-описание картины Ю. Непринцева «Отдых после боя».

    6. Литературный вечер. «Никто не забыт, ничто не забыто».

    7. А. Твардовский «Василий Тёркин». - Тема Родины. Картины фронтовой жизни.

    8. Внеклассное чтение. «Тёркин на том свете».

    9. Стихотворения о Великой Отечественной войне. - «Этих дней не смолкнет слава».

    10. Внеклассное чтение. А. Платонов «Возвращение».

    11. Концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова,

    Б. Окуджавы, А. Фатьянова, М. Шаковского.

    Сентябрь

    1. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». - Патриотический пафос произведения.

    2. Внеклассное чтение. «Поэты 18-го века». - Урок-конкурс на лучшее чтение стихотворений поэтов - декабристов: (Марлинского),

    3. . Патриотические и вольнолюбивые стихи.

    4. Поэзия мужества. Стихи и песни современных поэтов о Великой Отечественной войне. Январь

    5. . Тема патриотизма в лирике.

    6. Внеклассное чтение. Повести о Великой Отечественной войне.

    В. Быков «Обелиск», Г. Бакланов «Девятнадцатилетние».

    7. Фильмы о войне. «В бой идут одни старики», «Гости из будущего» и др. - Мужество, любовь к Родине советских людей.

    Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.


    Класс

    Профилактика правонарушений

    Профилактика безнадзорности

    1-2 класс

    - Беседа « Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме»

    Классный час «Обязанности и режим дня школьника»

    - «Телефон Доверия»


    - Занятие «Учимся быть терпимыми»

    3 класс

    - Игра – тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    Занятие «Мои права»

    - «Телефон Доверия»


    - Мероприятие «Класс, родители и я - вместе дружная семья»

    4 класс

    - Информационный час «Знай и соблюдай закон»

    Занятие «Мои обязанности»

    - «Телефон Доверия»

    Разговор « За что ставят на внутришкольный учет?»


    - Классный час «Мой дом - моя крепость»

    5 класс

    - Занятие «По ступеням во взрослую жизнь»

    Разговор «Уважай старших, защищай младших»

    Беседа « Проблемы агрессивных детей»

    - «Телефон Доверия»


    - Библиотечный час «Чтобы не случилось беды»

    6 класс

    - Беседа «Что такое закон?»

    Классный час «Ответственность несовершеннолетних перед законом»

    Занятие «Культура поведения и общения несовершеннолетних»

    - «Телефон Доверия»


    - Беседа «Конфликтные ситуации в семье»

    7 класс

    - Классный час «Совесть как гражданская ответственность»

    Занятие «Культура общения»

    Беседа «Подросток и конфликты»

    Разговор «За что ставят на внутришкольный учет?»


    - Беседа «Как жить в мире с родителями?»

    8 класс

    - Классный час «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности»

    Викторина «Знай и соблюдай закон»

    - «Телефон Доверия»


    - Конкурс сочинений «Наша пристань – родительский дом»

    9 класс

    - Классный час «Я и закон»

    Беседа «Как не стать жертвой преступления?»

    - «Телефон Доверия»


    - Рассказы учащихся на тему: «Семья и семейные ценности»

    Родители

    (родительские собрания)


    - «Мой ребёнок становится трудным»

    - «Права, обязанности и ответственность родителей»

    - «Свободное время и развлечения учащихся»

    - «Семья и школа - партнёры в воспитании»

    - «Игромания – опасная болезнь»

    - «Телефон Доверия»


    - «Подростковый суицид»

    - «Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи»

    - «Образ жизни родителей – пример для подражания детям»

    - «Законы родительской истины»

    - «Телефон Доверия»


    Педагоги

    (выступления на педагогических советах)


    - «Органы системы профилактики, их функции»

    - «Режим дня ученика»


    - «Причина детских суицидов»

    - «Формы наказаний детей без применения жестоких методов воспитания»


    Приложение 3.

    Анкета по профилактике ПАВ для учащихся


    1) Знают ли твои родители, что ты куришь?

    Да, знают - догадываются - не знают


    2) Сильно ли тебя тянет курить?

    Очень - почти не тянет - не совсем


    3) Что тебе дает курение?

    Ничего - затрудняюсь ответить - легче общаюсь с ребятами


    4) Кто дает тебе деньги на сигареты?

    Прошу в долг - сам зарабатываю


    5) Приходилось ли тебе совершать неблаговидные поступки в поисках сигарет?

    Случалось - да, и не редко - никогда


    6) Употребляешь ли ты спиртные напитки?

    Довольно часто - только по праздникам


    7) Кто тебе предложил попробовать?

    Сами по своему желанию - родственники - друзья по школе


    8) Что ты чувствуешь после принятия спиртного?

    Хочется спать - хочется веселиться - подташнивает - чувствую себя смелым


    9) Где чаще всего ты употребляешь спиртное?

    На улице -где угодно -на дискотеке


    Приложение 4.

    Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся

    Экспресс-диагностика суицидального риска

    Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет.
    ФИО ________________________________________________________________
    1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?

    2. Жизнь иногда хуже смерти?

    3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни.

    4. Меня многие любят, понимают и ценят.
    5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

    6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении.

    7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти.

    8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?

    9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

    10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
    Всего баллов по ключ:
    Ключ: 1 балл присваивается за ответ «да» на вопросы 1;2;3;5;7;9 и ответы «нет» на вопросы 4;6;8;10. Уровень суицидального риска Кср = СР/10.

    Если коэффициент суицидального риска 0
    0,2
    0,4
    0,6
    0,8
    Приложение 5.

    Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.

    Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для

    профилактики наркозависимого поведения.

    1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.

    2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.

    3. Дать родителям адреса помощи.

    Ход занятия.

    Вступительное слово ведущего:

    Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.

    Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей

    Условия (факторы), способствующие развитию личности

    Как родители могут создать эти условия?

    Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.

    Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.

    Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка

    появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много

    времени и замечена в пропусках школьных занятий.

    Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей

    Обсуждение:

    Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития

    личности?

    Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?

    Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

    Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных

    отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия

    злоупотреблению ПАВ.

    2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой

    наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

    После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если

    появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах,

    необычные предметы)

    3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области.

    Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65

    Руководитель - Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33

    Спасибо за сотрудничество! До свидания!

    Приложение 6.

    Опрос родителей по профилактике ПАВ
    1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы курения, алкоголя, наркотиков?

    2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы?

    3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков?

    4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?

    5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?

    6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?

    Приложение 7.

    Памятка для родителей по профилактике ПАВ

    Уважаемые папы и мамы!

    Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните:

    1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

    2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

    3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.

    4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

    5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

    6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

    7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

    8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

    Приложение 8.

    Занятие для 3 классов

    «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

    Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

    Задачи:


    1. Дать характеристику понятию «хорошо».

    2. Дать характеристику понятию «плохо».

    3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.

    4. Создать условия для закрепления полученной информации.
    План занятия:

    1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.

    2. Основная часть.

    3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»

    4. Рефлексия.
    Ход занятия:

    1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
    Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»

    1. Основная часть.
    1) С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Посмотрите внимательно на экран, тут написаны пословицы. Прочитайте их (можно предложить чтобы их прочитали учащиеся вслух).

    Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)

    Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком.

    Послушайте вот такие высказывания ребят.

    1: Если с другом разделил
    Ты свои конфеты-
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

    2: Ты узнал чужой секрет
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

    3: Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты – культурный человек,
    Мировой мальчишка!

    4: Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Недостоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

    5: Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!

    6: Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

    7: Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже,
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

    А теперь скажите, все ли правильно? (дети отвечают). Правильно!

    2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.

    Мальчик Миша мается
    Миша заикается.
    Как другие- чисто, ясно, -
    Он не может говорить.
    И просить его напрасно
    То, что скажет, повторить.
    Нелегко ему даются
    Все слова на букву «ка»
    Но ребята не смеются-
    Дружба классная крепка!
    - Ты Мишутка, не теряйся!
    Ты с других пример бери!
    Просто с духом собирайся
    И смелее говори!
    Миша выговорил слово,
    А другого не видать…
    Но приятели готовы,
    Если нужно подождать!

    А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»

    Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
    Ты судом поспешным не греши.
    Гнев на друга, может быть, мгновенный,
    Изливать покуда не спеши,
    Люди, я прошу вас, ради Бога,
    Не стесняйтесь доброты своей.
    На земле друзей не так уж много
    Опасайтесь потерять друзей!

    Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать - соединить труднее.

    (высказывания детей)

    Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет.