Как работает машинист метрополитена. Почему женщин не берут в машинисты метро? Из всех должностей требования к машинистам метро самые строгие

23.02.2024 Тюнинг

Расскажите, как вы стали помощником машиниста.

Чтобы стать машинистом, нужно получить соответствующее образование. Я железной дорогой болею с самого детства. После девятого класса я пошёл в колледж, получил образование по технической эксплуатации подвижного состава российских железных дорог, также обучился на помощника машиниста электропоезда. Но этого недостаточно, чтобы стать машинистом - нужно ещё получить права на вождение поезда. В будущем планирую сдавать соответствующий экзамен на повышение квалификации, проходить курсы в школе машинистов. Это всё нужно не только для получения корочки машиниста, но и для повышения класса вождения, а всего таких классов три.

В чём особенность высшего класса?

Машинист высшего класса может водить «Сапсан», например. Но, грубо говоря, зарплата значительно выше и меньше вероятность того, что уволят за незначительную провинность. А уволить могут практически за любую провинность, особенно помощника машиниста. Например, за халатность на работе, за невыполнение должностных обязанностей. Кстати, часто знакомые и друзья у нас просят перевезти вещи из Петербурга в Москву, посылку передать. Так вот, это запрещено категорически. Но некоторые всё равно возят, главное - чтобы начальство не узнало.

Сколько примерно составляет заработная плата?

Помощник машиниста получает в среднем от 25 до 45 тысяч в месяц. Оплата идёт почасовая, плюс премия, плюс класс машиниста и набавка в зависимости от региона. В различных регионах страны зарплаты отличаются. Грубо говоря, сколько отъездил, столько и получил.

Что входит в обязанности помощника машиниста?

Я езжу в кабине вместе с машинистом, слежу за работой самого машиниста, за дорогой и прочим. Также в мои обязанности входит устранение неисправностей в пути. Если мы приезжаем в точку назначения вечером, то нас отправляют в специальную комнату отдыха, чтобы утром поехать домой. Там можно отдохнуть, принять душ и выспаться, это что-то вроде комнаты отеля прямо в депо. А если мы приезжаем в Петербург утром, то днём можно погулять по городу, встретиться с друзьями, делать что хочешь, кроме выпивки, конечно.

«Питер мне как город гораздо больше нравится»

Были случаи, когда кто-нибудь позволял себе выпить?

Нет, с этим у нас всё очень строго. Медкомиссии мы проходим перед поездкой и после неё: в основном нас осматривает врач, но иногда, бывает, просят сдать анализы. В выходные зато мы частенько собираемся рабочим коллективом, чтобы пропустить пару стаканчиков. В своих кругах шутим: «Мы в перерывах между пьянкой водим поезда». Но это всё далеко от правды, конечно.

А как обстоят дела в рабочем коллективе? Романы разрешены?

Никакой подобной политики запрета отношений нет. Да и коллектив у нас мужской, женщин среди машинистов нет совсем. Никакой дискриминации, просто так сложилось. Но с проводницами мы общаемся хорошо, отдыхаем вместе во внерабочее время. Так что никаких запретов в этом плане нет.

Вы ездите всегда на одном поезде из Петербурга в Москву и обратно?

Нет, тут как попадёт, помощников машиниста не привязывают к определённому поезду или к определённому машинисту. Иногда ставят на поезда до Выборга, дальше я пока не ездил. Но чаще всего да, езжу в Петербург и обратно.

И что вкуснее, шаверма или шаурма?

Шаурма роднее, конечно, я всё-таки живу в Москве. Но, если честно, Питер мне как город гораздо больше нравится. Всегда с удовольствием гуляю по центру, когда приезжаю, здесь и друзья есть. Вокзалы и депо в двух столицах особо друг от друга не отличаются, везде всё на отличном уровне.

«Лоси, когда слышат громкий звук, бегут прямо на „врага“»

Были какие-нибудь забавные случаи на работе с пассажирами?

Мы ввиду профессии с пассажирами не контактируем совсем, в основном с проводниками смеёмся в перерывах. А среди своих можем прикалываться по радиосвязи. Это канал для связи между рабочими бригадами, он практически никогда не прослушивается (только в особых обстоятельствах). Можно творить всё что душе угодно, но в разумных пределах. Также даём различные клички всем подряд в коллективе, от членов медкомиссии до начальника. Существует даже особый русский железнодорожный сленг. Например, «весёлый» - так называют почтово-багажный поезд. Есть ещё «вазелин» - рельсосмазочный поезд (локомотив), он же «лизун». «Водила» - это машинист, а «главнюк» - главный кондуктор. Огромное количество подобных сленговых словечек можно в интернете найти, и мы ими действительно пользуемся.

Какие непредвиденные ситуации случаются на работе?

Самое странное и, к сожалению, частое, это когда сбиваем лосей. Стандартно раза два за месяц эти глупые животные под колёса попадают. Дело в том, что остальные звери от шума поезда разбегаются кто куда, а лоси, когда слышат громкий звук, бегут прямо на «врага» - то есть на наш состав. Из-за этого мы экстренно останавливаем состав, потому что лось в среднем весит две тонны, при столкновении с поездом на скорости 120 км/час нам серьёзно достаётся. Мы выходим, осматриваем ходовую часть, тормоза и прочее, соскребаем бедное животное из-под электровоза.

Как погода влияет на дорогу?

Когда идёт дождь или снег, мы вынуждены проводить пробуксировку при трогании с места. Это значит, что на разгон поезда уходит больше времени, но на скорость движения это не влияет. Также на холоде часто происходит обледенение контактной сети. Контактная сеть - это провод, от которого питается электровоз. После ледяного дождя контактная сеть замерзает, и, чтобы не повредить токоприёмник, нужно ехать медленнее и не переборщить с тягой.

Текст: Татур Ирина

Макс Рублёв, сотрудник Службы профориентации, обучения и развития персонала Московского метрополитена

Где обучают на машиниста метрополитена?

Если вы москвич, то вам надо будет заглянуть в район станции метро «Варшавская». Там находится Учебно-производственный центр московского метрополитена, где производится подготовка всех специальностей метрополитена, в том числе и машинистов. Для того, чтобы стать машинистом, необходимо прийти на станцию метро "Выставочная", в Центр подбора персонала, там всё покажут, подскажут и объяснят.

Можно ли стать машинистом метрополитена в зрелом возрасте?

А почему нет? У нас работодатели часто указывают в вакансиях «не старше 35 лет», но если открыть Трудовой кодекс, то вы увидите, что там не прописано, до скольких лет можно брать человека на работу. Мы государственное предприятие, соответственно, мы работаем согласно законам Российской Федерации.

Человек может прийти и попытаться устроиться к нам и в 35 лет, и в 40, и в 55, но дело в том, что у нас очень жесткая медкомиссия, и если есть какие-то проблемы со здоровьем, с сердцем, с глазами, то, увы, просто не возьмут. А если все нормально, то почему бы и нет. Но будет очень тяжело учиться, потому что материала много, он очень насыщенный, но если человек хочет, то кто его остановит? Во всяком случае, не мы.

Как выглядит обычный рабочий день машиниста?

Ну начнем с самого утра. Машинист выспался, проснулся, отдохнул – это очень важно – позавтракал и пошел на работу.

Первое, что он делает – приходит в медицинский пункт, где проверяются его физические данные: измеряются давление и пульс, с помощью компьютера определяется индекс напряженности и проходит проверка на алкоголь – продувка трубкой. Если все нормально, машинисту выдается маршрутный лист, ставится печать, что к работе готов.

После этого он идет на линейный пункт. Там он изучает бумаги – инструктажи, которые вышли за время его отсутствия. Затем расписывается и общается с машинистом-инструктором, который проверяет знание действующих инструктажей. После этого он по расписанию (всё уже расписано по часам) садится на поезд и начинает работать.

Продолжительность смены от 6 до 8,5 часов – согласно трудовому кодексу, с обедами, подменами и прочим. Отработав восемь, семь или шесть часов, машинист заканчивает смену, приходит на линейный пункт, пишет в маршрутном листе окончание смены, расписывается и сдает маршрутный лист. На основании этого производится оплата.

Какая зарплата? От чего она зависит? Есть ли возможность подработать?

Зарплата у нас может достигать 100 000 рублей. Зависит она от выслуги, стажа и нормы часов. Каждый месяц разная норма часов: официально московский метрополитен работает 6/6 – то есть шестичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя. А дальше стаж, классность, выслуга и прочее. Так что, когда ты уже достаточно много работаешь, то у тебя реально хорошая большая замечательная зарплата.

Возможности подработать не просто нет, она у нас – если я не ошибаюсь – даже законодательно запрещена! Мы возим людей, поэтому машинист должен приходить на работу отдохнувшим и выспавшимся. От него зависят чужие жизни.


Какие навыки и особенности характера нужны машинисту метро? Какие есть противопоказания?

Четкость, пунктуальность, ответственность. Если ты на работу проспал и раз, и два... ну как тут тебе работать дальше? Это же поезд, он ждать не будет. Значит, кто-то другой уедет вместо тебя.

Зрение должно быть стопроцентным, слух прекрасным, сердце здоровым, легкие... Конечно, курение у нас не поощряется, но кое-кто покуривает.

Главное – никакого «чуть-чуть», мол, чуть до стопроцентного зрения не хватает, или сердечко иногда пошаливает или на ухо немного туговат. Еще раз повторюсь – мы отвечаем за людей, это очень серьезно и никаких поблажек и исключений быть не может. Очень многие кандидаты, которые хотели быть машинистами, но не проходили по зрению, делали лазерную коррекцию и потом уже приходили работать.

Что касается психологической стороны, то у нас есть на метрополитене служба, которая контролирует психологическое состояние машиниста и других работников.

Есть ли девушки в этой профессии?

Девушек в нашей профессии нет, потому что в 2000 году был принят документ «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В нем, как вы понимаете по названию, были перечислены профессии, в которых не может быть женщин. Из-за особо тяжелых условий. И профессия «машинист электропоезда» попала в этот список. Но, возможно, когда весь подвижной состав будет заменен на новый, этот закон будет отменен или в него будут внесены исправления, чтобы женщины тоже могли работать. Потому что во многих странах есть женщины-машинисты, которые прекрасно справляются с обязанностями и замечательно себя чувствуют.

Какие плюсы и минусы у этой профессии?

Плюс – конечно, зарплата. Еще ломаный график – например, в середине недели может быть выходной или с ночной смены отсыпной, так что куда-то можно поехать, что-то сделать. Но, увы, это же и минус, потому что – день рождения на работе, Новый Год на работе... или люди празднуют, а тебе нужно лечь спать пораньше, потому что ты понимаешь, что в 6 утра пойдешь на раннюю смену.

Какие основные мифы и стереотипы связаны с этой профессией?

Наверное, один из самых больших мифов, что машинист метрополитена – это такая романтическая профессия, как летчик, например. На самом деле, она вполне обычная, местами тяжелая, местами скучная, местами интересная... да и научиться ей можно достаточно быстро – не надо заканчивать высшее учебное заведение, есть наш Учебно-производственный центр московского метрополитена, где готовят именно машиниста.

Еще есть популярные мифы о метро – например, что там водятся огромные крысы. На самом деле, не то что огромных, сейчас и обычных-то крыс в метро практически не осталось. Для того, чтобы жить, крысам надо что-то есть. А что в тоннелях глодать, пластик?

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

В железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится . Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив .

Особенности профессии

К особенностям профессии относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с . Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен машинистом – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На машиниста метрополитена возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист электропоезда в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, высокооплачиваемая и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Чтобы водить поезд, нужно выбрать карьеру или на железной дороге, или в метрополитене. Как правило, это мужская работа, требующая специального образования. Начинать водить поезд можно и в юности, и в более зрелые годы.

Вам понадобится

  • - отменное здоровье;
  • - навыки работы слесарем;
  • - среднее образование;
  • - устанавливающие личность документы.

Инструкция

Поступите в железнодорожное училище на специальность помощника . Если подойдете по возрасту, то обучение будет бесплатным. Во время него придется пройти практику работы слесарем, чтобы знать, как устроен тепловоз и электровоз. Такие навыки в работе машиниста необходимы. Учиться надо при неполном среднем образовании 3,5 года, а после одиннадцатого класса - 1,5 года. В конце обучения будет поездная практика. Сдайте экзамены и защитите диплом.

Пройдите медкомиссию. Это один из наиболее трудных этапов: здоровье машинисту нужно поистине железное. Водить поезда - дело тяжелое, работать приходится днем и ночью. Есть строгие ограничения по весу, по сердечно-сосудистым заболеваниям, неврологии и т.п. Как правило, на работу берут отслуживших в . Но таких не хватает, поэтому могут рассмотреть и другие кандидатуры.

Поработайте дублером . После определенного числа маршрутов вам предложат сдать экзамены уже в самом депо. После этого у вас начнется стаж помощника машиниста. Через несколько месяцев такой работы, если все нормально, вас будет ждать повышение до машиниста.

Обратитесь в отдел кадров депо, если школа уже давно позади, а управлять поездом хочется. Захватите с собой основные документы: паспорт, ИНН, свидетельство пенсионного страхования, трудовую книжку, военный билет. Если депо нуждается в сотрудниках, вам предложат пройти медкомиссию.

Когда здоровье соответствует требованиям, претендента отправляют в дортехшколу. Там два месяца вы будете учиться на помощника машиниста и параллельно работать дублером на тепловозе или электровозе. Закончив обучение, станете полноценным сотрудником железной дороги. И через год, если к вашей работе не будет претензий, получите удостоверение машиниста 4-го класса.

Пройдите аналогичное обучение на помощника машиниста электропоезда для работы в метрополитене. Обращаться следует в любое депо этой организации. Придется пройти комплексное психологическое обследование, строжайшую медкомиссию, собеседование с будущим руководством. Вам предложат приобрести слесарный разряд, а потом отправят в учебно-производственный центр. Несколько месяцев обучения закончатся стажировкой в статусе помощника. Чтобы стать полноценным машинистом, придется еще раз учиться и стажироваться с более опытным напарником.

Источники:

  • Машинист электропоезда - только вперед

Одна из наиболее востребованных вакансий в сфере транспорта - это водитель, в частности, машинист электропоезда. Но для освоения этой специальности требуется специальное обучение, которое можно пройти в одном из средних учебных заведений.

Вам понадобится

  • - аттестат о среднем образовании;
  • - сертификат о сдаче ЕГЭ или ГИА;
  • - медицинская справка;
  • - фотографии.

Инструкция

Поступите в среднее специальное учебное заведение (ссуз) по специальности - колледж или техникум железнодорожного транспорта. Такие учебные заведения есть во многих городах. Для поступления необходимо иметь общее или полное среднее образование. В первом случае срок обучения составит 4, а во втором - 3 года.

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

Юлия Шавель

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав - машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина - и физически, и психологически - могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование -
крепкое здоровье

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро - одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей - пассажиров - что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь - крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем - тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

Анна Клевец

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста - мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции - дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое - по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе - я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение - в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой - написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

Есть много вредных
профессий
, в которых
работают женщины

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы - это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, - они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

Иллюстрация : Настя Яровая