Грехопадение Адама и Евы (Нелепости христианства). Духовно-психологические аспекты грехопадения Ева после грехопадения

06.03.2024 Тюнинг

Невозможно отрицать, что наш мир далек от идеала Божьей изначальной цели в отношении творения. Мир, который должны были населять счастливые и преуспевающие люди, живущие в дружных семьях, составляющих мирное глобальное сообщество, вместо этого разрывается на части конфликтами на всех уровнях. Типичная жизнь человека представляет собой череду разочарований и несбывшихся надежд, скрашенную редкими проблесками радости и удовлетворения. Всякий человек, который решает творить добро, сталкивается с мощными силами сопротивления, исходящими как от темных сторон его собственной натуры, так и от источников зла в обществе. Борьба между добром и злом , которая характеризует человеческую жизнь на земле, является следствием борьбы между добром и злом внутри самого человека.

В человеческой истории наблюдался определенный прогресс, связанный с внешней стороной жизни, но эти достижения происходили на фоне непрекращающихся войн и кровопролитий, непримиримых расколов между индивидами, семьями, родами и странами. Даже в результате титанических усилий со стороны лучших людей в истории разрешить внутренние и внешние конфликты человека не удалось. Однако Бог истинной любви не мог предопределить человеку жить в мире страданий и горя. Что же произошло? Что случилось с Божьим идеалом? Как люди оказались в состоянии войны с самими собой, с другими людьми и с природой? Почему людям так трудно творить в жизни добро, ради которого они и были созданы? В Библии и Коране содержатся особые повествования о зарождении зла среди первых людей, Адама и Евы, но это лишь символическое описание грехопадения. Тем не менее, если их верно интерпретировать, они откроют подлинную историю первоначального отделения людей от Бога, что и стало источником прототипов, которые характеризуют падшие отношения между людьми в истории и современном мире. Поняв смысл, скрывающийся за библейскими символами, можно раскрыть тайны греха и страданий человека и понять, какие действия требуются для восстановления человечества. В этой главе содержится объяснение грехопадения человека, базирующееся на «Принципе».

Происхождение зла и сатаны

Для того чтобы врач мог прописать больному правильное лечение, он должен поставить правильный диагноз. Аналогично, для того чтобы людям избавить мир от зла, им необходимо раскрыть происхождение зла и понять, как его устранить. Более того, чтобы соответствовать требованиям науки и религии, объяснение природы зла должно содержать в себе подлинный анализ коренных причин отделения человека от Бога и грешного поведения, вызвавшего такое отделение, а также достоверную основу для интерпретации библейских повествований о происхождении зла.

В чем заключается корень зла? Где, когда и как зародилось зло? Монотеистические религии связывают появление зла с сатаной, но, кроме определения начальных актов непослушания первых мужчины и женщины, совершенных под влиянием сатаны, они не в состоянии убедительно объяснить происхождение сатаны и зла и то, каким образом последние управляют человеческой жизнью.

Происхождение сатаны всегда было одним из ключевых вопросов теологии. Откуда появилось такое злое существо? Создал ли его Бог? Существовало ли оно вместе с Богом с самого начала?

Бог есть только добро, Он желает только любви и добра Своему творению. По этой причине все во Вселенной, за исключением человека, существует в соответствии с единым совершенным порядком, отражающим добро своего Творца, Бога. Как в природе чистого добра может появиться основа для создания злого существа? Бог никогда не создал бы сатану в качестве злого существа, потому что в самом Боге нет ничего злого. Более того, непрекращающиеся усилия Бога по спасению Своих детей от сатаны и зла предполагают, что людей действительно можно спасти. Иными словами, существование сатаны не могло предшествовать существованию Бога, а сатана не мог сосуществовать с Богом, потому что в этом случае сатана был бы вечным, а зло стало бы частью человеческой жизни навсегда. Это означало бы, что спасение от зла невозможно, а работа Бога по спасению человечества – бессмысленное занятие. Таким образом, можно сделать заключение, что сатана был создан добрым существом, но не смог исполнить своего изначального, богоданного предназначения.

В Библии это существо называется змеем, или, как в других отрывках, архангелом Люцифером, а в Коране оно названо джином по имени Иблис (или в некоторых интерпретациях – ангелом). Каким бы ни было его точное имя, вполне очевидно, что он обладал духовной природой, поскольку, согласно писаниям, он был способен понять Бога и Божье слово и мог общаться с первыми мужчиной и женщиной, Адамом и Евой. В Библии и Коране написано, что он был мужского пола и был создан, чтобы служить Адаму и Еве, поэтому в этой книге духовное существо, известное как Люцифер или Иблис, будет для простоты называться Слугой. Люцифер/Иблис как слуга Бога и человека являлся частью Божьего творения и был существом добрым. Однако как только Слуга выступил против воли Бога, он стал известен как сатана.

Бог создал мужчин и женщин, чтобы они переняли Его родительское сердце и стали Его детьми, а другим духовным существам была уготована роль Его слуг. Хотя слуги имеют свою ценность в творении, их отношения с Богом не так близки, как отношения Бога со Своими детьми. Бог любит все творение, но у детей способность принимать Божью любовь больше, чем у слуг, поэтому отношения «родитель-ребенок» между Богом и людьми гораздо глубже, чем отношения «хозяин-слуга» между Богом и Слугой. Более того, слуга всегда должен проявлять смирение в отношении родителей и детей в семье, которой он служит, и всегда уважать ту особую близость, которая присутствует в отношениях между родителями и детьми, и не покушаться на нее.

Знания есть неотъемлемый компонент духовной природы, и знать – значит быть ответственным. Для того чтобы отвечать за то, что он знает, человек должен располагать свободой выбора – неотъемлемой составляющей свободной воли. Адам, Ева и Слуга должны были выбирать между послушанием и непослушанием Божьей заповеди, которая, согласно святым писаниям, запрещала им вкушать плоды одного конкретного дерева. Хотя иудео-христианские и исламские святые писания оставляют большой простор для разнообразных интерпретаций того, что действительно произошло между этими тремя ключевыми фигурами в мире изначального Божьего творения, все они соглашаются, что Адам, Ева и Слуга совершили акт непослушания. Но что на самом деле означал Божий запрет, и каков был характер их непослушания? Что могло мотивировать этих непорочных творений Божьих, если, согласно Божьему предостережению, они могли потерять все (включая духовную жизнь) в результате непослушания и обрести все в результате послушания?

Миссия Адама, Евы и Слуги

Бог создал Адама и Еву, чтобы они исполнили свое человеческое предназначение, реализовав три благословения. Они должны были развиваться, пройдя три стадии роста, чтобы усовершенствовать свою способность дарить и принимать любовь, сначала как истинные сын и дочь, а затем как истинные брат и сестра. Достигнув зрелости индивидуально, они бы стали сначала мужем и женой, а в итоге – отцом и матерью. Являясь истинными родителями, они бы дали рождение истинным детям, которых воспитывали бы в соответствии с Божьей волей в царстве Его . Их семья заложила бы основу для появления истинного клана, рода, нации и мира, а достигшие зрелости члены этой семьи и их потомки стали бы царями и царицами в человеческом обществе и владыками любви для остального творения.

Адам и Ева должны были перенять от Бога истинную любовь, жизнь и род, и, воплощая образ Бога в творении, стать предками истинной любви, жизни и рода для всего человечества. Их жизнь должна была стать образцом личной ответственности и зрелости и гармоничного сосуществования с людьми и с природой. Их семья должна была воплотить идеал истинной любви и установить эталон отношений любви, которые бы длились вечно как пример для всего человечества.

Но кто должен был направлять Адама и Еву в выполнении ими своей миссии? Как они могли выполнить предначертанную для них цель, не имея непосредственных родителей, которые бы воспитывали их в течение периода роста? Бог являлся их невидимым, духовным родителем, но Адам и Ева были сотворены незрелыми детьми, которым не хватало личностных качеств, чтобы понять Бога напрямую. Поскольку у Бога не было истинных родителей, которые могли бы воспитывать Адама и Еву, таким воспитателем он назначил Слугу. Миссия Слуги заключалась в том, чтобы направлять людей в их развитии и в выполнении ими своего предназначения. Таким образом, Слуга был поставлен в положение величайшей ответственности – заботиться об Адаме и Еве.

Грехопадение Адама и Евы

Однако произошло нечто совершенно иное. Слуга, вместо того чтобы рассказывать Адаму и Еве о Божьей любви и истине, а также о цели, к которой они должны стремиться в своей жизни, поднял их на восстание против Бога, вынудил утратить нравственную чистоту и свои отношения с духовным родителем. Отделившись от Бога и блуждая во тьме, они создали семью эгоцентричной любви, незнающую Бога, и стали обителью сатаны. Вместо того чтобы заложить традицию истинной любви, жизни и рода, которая бы передавалась из поколения в поколение, Адам и Ева оставили после себя наследие сатанинских любви, жизни и рода – мир ада вместо мира Небес.

Их первый сын Каин, переняв извращенность своих родителей, в порыве злобы убил своего младшего брата Авеля, тем самым обнажив порочность своего рода и на века запечатав мрачную судьбу своей семьи и ее потомков. Таким образом, Адам и Ева духовно пали, утратив важное положение детей Бога, и стали детьми сатаны, которые породили ад ложной любви, в котором люди живут в неведении относительно Божьих любви и истины.

Мотивы и процесс грехопадения

Какая сила могла заставить Адама и Еву ослушаться Бога? Они были предупреждены относительно губительных последствий непослушания, и искушение совершить именно то, что Бог им запретил, должно было быть чрезвычайно сильным. Предположение о том, что Адам и Ева поддались желанию съесть буквальный плод, неправдоподобно, учитывая, что природной пищи в их распоряжении было в изобилии. Более того, они были предупреждены, что погибнут, если «вкусят от плода», что не рискнул бы сделать и умирающий от голода человек. После того как они съели запретный плод, они жили еще очень долго, следовательно, съеденный ими плод был не буквальным плодом, а символизировал нечто, представляющее огромное значение для их духовной жизни. Еще более показательно, что после грехопадения, когда Бог обратился к ним, Адам и Ева прикрыли свои половые органы, указывая на то, что их вина связана с любовью, с сексуальными отношениями, а не с потреблением пищи (иначе было бы разумней прикрыть от стыда рот).

Согласно «Принципу», единственная сила, более мощная, чем сила истины и, следовательно, способная заставить человека ослушаться законов Бога, – это любовь. Сама суть Бога – это Сердце, а единственная причина, по которой Он решил творить, – раскрыть любовь Своего Сердца. Человеческое предназначение исполняется тогда, когда люди вступают во взаимоотношения любви с Богом, принося радость Ему и Его творению, поэтому в творении нет ничего выше любви. Божьи законы существуют для того, чтобы направлять человека к совершенству любви, они существуют, чтобы служить любви. В обратном случае намерения Бога в отношении творения не могли бы исполниться. Таким образом, любовь была единственной достаточно мощной силой, чтобы искусить Адама и Еву и заставить их ослушаться Божьей заповеди. Сила Принципа меньше, чем сила любви, но сила Принципа вкупе с силой Божьей заповеди больше, чем сила любви. Следовательно, пока Адам и Ева соблюдали заповедь, они были в силах преодолеть искушение злоупотребить любовью.

Целью развития является совершенство любви. Таким образом, важнейшей задачей Слуги было научить Адама и Еву любить в соответствии с Божьей волей. Но Слуга поступил иначе, чем поручил ему Бог. Сценарий того, что произошло в процессе грехопадения с точки зрения «Принципа», которую подтверждают и превалирующие образцы греховного поведения, наблюдаемые как на протяжении всей истории, так и в современном мире, рисует перед нами следующую картину событий.

Когда Адам и Ева приблизились к зрелому возрасту, они развили в себе способность отдавать и принимать истинную любовь, все больше и больше воплощая в себе красоту Творца. Развитие их духовной природы означало, что у них развивалась способность познавать Бога и общаться с Ним напрямую, тем самым сокращая потребность в Слуге как Божьем представителе в роли родителя.

Слуга почувствовал, что его родительская роль близится к концу, и ему предстоит занять постоянное положение слуги Адама и Евы. Эта перемена в характере отношений с Адамом и Евой не повлияла на любовь Бога к Слуге, но в случае неверной интерпретации появлялась опасность того, что Слуга почувствует, будто теряет Божью любовь. С точки зрения Бога, Слуга должен был полностью выполнить свое предназначение и стать великим объектом любви, служа Адаму и Еве, но, с точки зрения Слуги, он столкнулся с утратой своего положения и утратой любви.

Далее Слуге предстояло смириться с мыслью, что на него не распространяются три благословения, данные Адаму и Еве, которые будут получать любовь от Бога особенным образом, доступным только для людей. Их красота и потенциал дарить и принимать любовь стали для Слуги причиной зависти, хотя он и был создан Богом так, чтобы достигать совершенства в соответствии со своими особенностями и характерными свойствами. Слуга не смог принять того, что его особая роль в качестве Божьего представителя для Адама и Евы ограничивается определенным сроком, а его постоянная роль и вечная ценность заключались в том, чтобы быть любимым слугой, а не любимым сыном.

Слуга мог отреагировать на это развитие событий двояко. Он мог либо разделять растущее наслаждение Бога, Который наблюдал за ростом Своих детей, либо завидовать родительской любви Бога к Адаму и Еве и стремиться восполнить недостаток любви от Бога, которую, как ему казалось, он утрачивал. К сожалению, он избрал второй путь, попытавшись вступить в любовные отношения с Евой. Он искал ее любви ради собственной выгоды, а не для того, чтобы заботиться об Адаме и Еве и добиваться того, чтобы они получали все необходимое для достижения зрелости и реализации трех благословений. Мужская природа Слуги подталкивала его к Еве, женская привлекательность которой манила его. Однако, пытаясь завязать отношения с Евой, Слуга оставил роль опекуна Божьих детей и узурпировал роль Адама, который был создан для того, чтобы стать мужем Евы.

Когда в писаниях говорится, что Слуга побудил Еву вкусить от плода, он в действительности побудил ее к тому, чтобы разделить с ним любовь, нарушая повеление Бога об обратном. Не было таких настоящих плодов, созданных Богом, которые не были бы предназначены для человека, поскольку все плоды должны быть собраны в свое время и для своей цели. Когда Ева стала бы зрелой женщиной и была бы способна стать для Адама истинной женой, ее зрелая любовь предназначалась бы для Адама. Любое другое предназначение ее женской любви противоречит Божьей воле.

Ева увлеклась Слугой из-за его интеллектуального превосходства и потому, что ее доброе женское сердце стремилось утешить Слугу в его «утрате». Однако, ответив взаимностью на неправедную любовь Слуги (согласившись «вкусить от плода»), Ева утратила свою невинность и естественную способность дарить и принимать истинную любовь. Она научилась извращенной любви у своего учителя и утратила роль истинной Божьей дочери, а также право быть истинной женой и матерью. Хотя Слуга был лишь духовным существом, а Ева – человеком, живущим на земле, отношения любви, в которые они вступили, были сексуальными и достаточно реальными, чтобы нарушить законы истинной любви (факты реальных сексуальных контактов между духами и земными людьми подробно изложены в литературе об инкубах (духимужского пола) и суккубах (духи женского пола), которые совершали половые акты с людьми, представителями противоположного пола). Бог не мог признать отношения между Слугой и Евой или участвовать в них, потому что они не имели ничего общего с Его эталоном любви. Беспринципные любовные отношения между ними вызвали духовное грехопадение, в результате чего Слуга и Ева отрезали себя от истинной любви Бога (грехопадение в этой книге означает утрату единства с Богом и не подразумевает буквального перемещения в пространстве).

После грехопадения Ева больше не могла понять Бога и Его волю в отношении себя. Однако она видела, что Адам еще не утратил невинности, и, ощущая стыд за свой проступок, ясно осознала, что Слуга обманом вовлек ее в недозволенные отношения. Она поняла, что ей следовало подождать до тех пор, пока она и Адам не достигнут зрелости и не получат благословение на брак. Ева оказалась перед выбором: либо раскаяться в своей ошибке и признаться в грехе Адаму, тем самым отделяясь от Слуги и его ложной любви, и позволить Адаму помочь ей восстановить отношения с Богом, либо обвинить в своей ошибке Адама и попытаться избавиться от чувства утраты и изоляции от Бога, завлекая Адама в любовные отношения и побуждая его тоже «вкусить от плода». Она выбрала второй план действий, и Адам, хотя и понимал, что откровенно нарушает Божью заповедь, расстался со своей невинностью, вступив с Евой в отношения незрелой супружеской любви. Эта любовь была незрелой, поскольку Адам еще не достиг полного единства души и тела (первое благословение), что является необходимым условием для получения благословения на брак, и поскольку Ева, не восстановленная после грехопадения, еще не была вправе стать его супругой. Бог не мог ни признать их отношений любви, ни участвовать в них, поскольку они нарушали принципы истинной любви. Идеальный мир трех благословений не может возникнуть в результате незрелой любви. Преждевременные половые отношения между Адамом и Евой называются физическим грехопадением.

Соблазнение Адама не освободило Еву от дискомфорта, самообвинений, ощущения вины, и в результате Адам был затянут в ту же падшую сферу. В результате грехопадения и Адам, и Ева утратили ранее близкие отношения с Богом и были оторваны от Его истинной любви. Отдалившись от Божьих сердца и любви, они породили искаженную имитацию любви между мужчиной и женщиной по образцу отношений Евы со Слугой. Таким образом, вместо того чтобы получить Божье благословение на брак и создать семью истинной любви, Адам и Ева установили падшие нормы любви в семье, оторванной от Божьей любви. Их порочная любовь стала нормой, которую переняли как их дети, так и все последующие поколения людей.

У каждого из них были свои причины для обвинений. Адам обвинял Еву в том, что она обманом вовлекла его в преждевременные любовные отношения, а Ева обвиняла Адама в том, что он не защитил ее от происков Слуги и поддался на ее чувства, хотя должен был знать, что такие отношения не разрешены Богом. Питая обиду, вместо того чтобы раскаяться и попросить прощения у Бога и друг у друга, Адам и Ева создали полную злобы и горечи, лишенную любви семью, которая стала обителью сатаны, а не Бога. Дети Адама и Евы, воспитанные в сатанинской семье, так никогда и не получили родительской любви, которая была нужна им, чтобы вырасти и стать истинными мужчинами и женщинами. Вместо этого они переняли образцы беспринципного поведения, которые превратили Эдемский сад в ад на земле.

Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Перед творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».

Адам и Ева в раю.

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душой. Этим «дуновением Божиим» или бессмертной душой и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, земному, а душой – к миру невидимому, духовному, небесному. В момент смерти душа отделяется от тела, и тело перестает жить, страдать. А душа продолжает жить в невидимом мире. И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли».

Прокомментирую ваш ответ.

Иуде не нужно было ничего говорить властям, чтобы они послали за Иисусом войско.

Читаем, смотрим контекст событий, делаем вывод:

Матф.12:14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
Иоан.10:39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,
Иоан.11:53 С этого дня положили убить Его.
Иоан.11:57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
Иоан.5:18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
Лук.6:11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
Мар.3:6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

Когда произошло грехопадение Адама и Евы?Бади Ходж, США

В Книге Бытия 1:28 Господь дал Адаму и Еве заповедь плодиться и размножаться. Если бы они ждали слишком долго, не рождая детей, это было бы прегрешением против воли Господа. Так как оба они были наделены безупречными телами, зачатие Евой должно было произойти довольно быстро. Поэтому, должно быть, период от Сотворения мира до Грехопадения был сравнительно коротким. Некоторые считают, что грехопадение не могло произойти слишком скоро, поскольку Адам гулял с Богом в саду, а это предполагает близкие отношения между Адамом и его Создателем, которые могли завязаться за какое-то время. Однако в Библии не сказано, что Адам гулял с Богом в саду. Хотя многие учат этому, об этом нет упоминания в Писании. Адам и Ева, согрешив, спрятались, услышав звук шагов Господа в Саду (Книга Бытия 3:8), и, заметьте, – это произошло после грехопадения.

Не стоит забывать главного: историю сотворения мира и грехопадения, как и многие другие события из Ветхого Завета, нельзя рассматривать буквально. Сотворение человека (евр. адам) означало не просто первого человеческого индивидуума, а всё человечество. Св. Григорий Нисский писал, что Адам — не имя собственное, а наименование «всечеловека». Подобным образом высказывались Тертуллиан и св. Августин. Имя Ева исходит от глагола «жить» (Ева — жить: Хавва — хайах), в это имени подчёркивается кровное родство человеческого рода.

В первые века христианства выделились два основных направления экзегезы (изучения Писания), они получили названия по месту нахождения школ — Александрийская и Антиохийская.

Александрийская испытала на себе особое влияние философии неоплатонизма и тяготела к аллегорическому толкованию Библии. Её представители сходились в том, что различные библейские события являются иносказаниями того, что имело высшую значимость в истории спасения.

ГРЕХОПАДЕНИЕГлава из Закона Божия Серафима Слободского

См. также: Прощеное воскресенье (воспоминание Адамова изгнания) Как Бог сотворил первых людей Жизнь первых людей в раю Беседа о человеке Об образе и подобии Божием в человеке Последствия грехопадения и обетование Спасителя Беседа о грехопадении Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей

Диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Он с хитростью спросил Еву: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?»

«Нет», ответила змию Ева, «плоды со всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Невозможно отрицать, что наш мир далек от идеала Божьей изначальной цели в отношении творения. Мир, который должны были населять счастливые и преуспевающие люди, живущие в дружных семьях, составляющих мирное глобальное сообщество, вместо этого разрывается на части конфликтами на всех уровнях. Типичная жизнь человека представляет собой череду разочарований и несбывшихся надежд, скрашенную редкими проблесками радости и удовлетворения. Всякий человек, который решает творить добро, сталкивается с мощными силами сопротивления, исходящими как от темных сторон его собственной натуры, так и от источников зла в обществе. Борьба между добром и злом, которая характеризует человеческую жизнь на земле, является следствием борьбы между добром и злом внутри самого человека.

В человеческой истории наблюдался определенный прогресс, связанный с внешней стороной жизни, но эти достижения происходили на фоне непрекращающихся войн и кровопролитий.

диакон Андрей

Лекция в Гродненском Государственном Университете имени Янки Купалы.

Сегодня мы будем подсматривать через замочную скважину. И тема сегодняшних размышлений: в чем грех Адама. Но до этого надо внимательно посмотреть на библейский текст и попробовать понять, какие заповеди получил Адам, каким видел его Господь, к чему предназначал.

Обычно говорят, что Адам и Ева получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, – вот ее, дескать, и нарушили. На самом деле заповедей было больше.

Первая из них это была заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Вот повеление, которое Господь дал людям прежде всего. И надо заметить, что наличие такого повеления означает, что неумен тот антихристианский аргумент, который отождествляет грех Адама и Евы с их сексуальной жизнью, и затем торжествующе спрашивает, вытаскивая палец не то из носа, не то еще откуда-то: А, вот как же это размножались бы люди, если б не согрешили-то, а?

Спрашивает: Анна

Вопрос (отредактирован): Знали ли Адам и Ева что такое добро и зло до грехопадения? Я думаю, они знали что существует добро и зло, но познали добро и зло после грехопадения.

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22).

Еврейский глагол «яда», использованный в этом и других подобных стихах обозначает не теоретическое знание, а испытание на себе. Адам познал Еву — родился Каин, потом Авель. Понятие «знать» на иврите выражается двумя словами:
— инфинитивами «ладаат» — знать, познать.

Что же всё-таки случилось в Раю?

В чём суть «Дерева жизни» и «Дерева познания добра и зла»?
Что за плоды росли на них?
Почему отправили Адама и Еву из Рая на Землю?

Восстановим библейскую картину грехопадения человека.
Из всех иллюстраций на эту тему мною выбрана картина «Искушение» и сделан «уточняющий» коллаж.

На иллюстрации и коллаже изображены пять интересующих нас объектов, персонажей: Он (Адам), Она (Ева), Дерево познания добра и зла с запретным (и) плодом (ами) и хитрый Змей.

Всё то, что с ними сейчас произойдет, произойдет по ВОЛЕ САМОГО БОГА (СВЕРХСОЗНАНИЯ ЙЁВЁ).
Материал БИБЛИИ и наша земная жизнь свидетельствуют об этом.

(Однако, судя по последовательности изложения и смысловому «увязыванию» библейского повествования, чувствуется чья-то «работа» по искажению и преднамеренному извлечению из текста отдельных стихов.

Неадекватность поведения Адама и Евы после грехопаденияСразу же после того, как совершилось грехопадение первого человечества, Господь поспешил к людям на помощь: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8).

Что случилось с Адамом? Что случилось с Евой? Они прячутся от Бога?! Это действительно безумие. Это уже не тот Адам, это уже не та Ева – это люди с поврежденным сознанием. Они вдруг оказались на непостижимо низкой ступени религиозного сознания: они предполагают, что от Бога можно спрятаться! От Бога, который вездесущ, Адам и Ева прячутся в кустах!

Однажды, когда я служил в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста. Он решил меня угостить: “Отец диакон, у меня домашняя колбаска есть”. Увидев смущение на моем лице, он все понял и, хитро, но в то же время и добро глянув на меня, сказал: “Я все понял.

Библия хочет донести до нас свою мысль, но мы «глупы», не видим очевидного, ибо только веруем, забывая о том, что Господь Бог одарил нас созидательным творческим разумом.

Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах «третьего мира». Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил.

Но насколько мы правильно трактуем Священное Писание. Почему в основе толкования Библии религиозная точка зрения в различных интерпретациях, далекая от современных представлений мировоздания?

Адам и Ева, изгнание из Рая

Сотворение Адама и Едемский сад. Бытие 2:7-15

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Заповеди Бога человеку в Едемском саду. Бытие 2:16-20

Проступок Адама и Евы

Прошло более ста лет после того, как Адам приступил к своей деятельности на Урантии, однако он не замечал почти никакого прогресса за пределами Сада; казалось, что в целом мир очень мало изменился к лучшему. Реальное улучшение рас представлялось возможным только в далеком будущем, и положение казалось столь отчаянным, что требовало помощи, не предусмотренной изначальными планами. Во всяком случае, такие мысли часто появлялись у Адама, и он много раз делился ими с Евой. Адам и его спутница оставались верны своей клятве, но они были изолированы от других Материальных Сынов и крайне удручены печальным состоянием своего мира.

1. Проблема Урантии

Адамическая миссия на экспериментальной, опаленной восстанием и изолированной Урантии была невероятно трудной задачей. И уже в начале пребывания на планете Адам и Ева поняли всю сложность своей планетарной миссии.

Не секрет, что с психологической точки зрения мы все – очень разные. Одному дается математика, другому – литература, один как рыба в воде плавает в мире философских абстракций, другой твердо стоит на почве реальных вещей и фактов. Существует множество психологических типологий. Одна из них основана на отношении к Сущему – к Богу . Рассмотрим сначала частичные типы , которые выделяет данная типология.

Относящиеся к созерцательно-проникновенному типу имеют опыт непосредственной встречи с бытием Бога. Кажется, что люди этого типа находятся в мирском бездействии – возникает иллюзия не-деяния, внешнего отсутствия работы. Однако на самом деле представитель этого типа преисполнен глубокого внутреннего делания, погружен в глубины миротворения, в результате чего получает откровение.

Те, кого можно определить как символико-трансформационный тип, идут к Сущему опосредствованным путем: несут служение Господу через информацию (цифру, букву, число, слово) и знаковую трансформацию – переход, значение, символ, превращение.

Люди структурно-организационного типа также идут к Сущему опосредствованным путем, но их служение совершается через вещество (мир вещей), структуру, организацию, личностную и деятельную упорядоченность.

И наконец, четвертый частичный тип – энергийно-образовательный . Относящиеся к этому типу проходят служение через потоки, концентрацию, образы, взлеты, прорывы и пр.

В процессе осмысления памятников восточно-христианской богословской традиции, русской православной культуры (святоотеческих трудов, житий святых, биографий подвижников последнего времени и пр.) были выявлены и целостные типы онтологического отношения личности (соединительно-собирательный/комплексный и изначально целостный):

Человек соединительно-собирательного типа избирает опосредствованно-непосредственный путь к Сущему, который осуществляется в соответствии с Его замыслом (и своим), обстоятельствами, ситуацией и пр. Этот тип служения совершается через возможности и своеобразие всех четырех или нескольких из вышеупомянутых частичных типов, включая соответствующие им форму, содержание, структуру, знак, символ, образ, вещество, информацию, энергию.

Изначально-целостный тип определяет тех, чей путь к Сущему непосредственный, не разделенный на отдельные атрибуты, признаки и определения, в изначальной полноте отвержения себя «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – целостности . Этот тип предполагает целостность служения «в Церкви – вселенском теле Христа» как жизнь, исполненную любви, обо жения, спасения .

Частичные типы являются обломками некоего прототипа – изначально целостного типа. По нашему убеждению, его следует искать в первочеловеке – Адаме. Основным онтологическим основанием определения Адама как изначально целостного типа является его творение по образу и подобию Божию, о котором говорит Библия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26).

Проанализируем понятия «образ» и «подобие».

В отличие от отца Александра Меня , мы полагаем, что понятия «образ » (евр. Целем) и «подобие » (евр. Демут) не являются синонимами. В древнееврейском тексте «целем»–образ означает нечто постоянное, онтологическую константу, в то время как «демут»–подобие является величиной переменной.

С другой стороны, «целем» имеет значение «облик, внешний вид», а «демут» – «замысел, идея, чертеж».

Соответственно, если образ–«целем» можно интерпретировать как богодарованную данность, то «подобие» можно интерпретировать как заданность, замысел Бога о человеке. Эти же значения еще более углубляются в переводных греческих терминах: eikon (образ) и omoioma (подобие), где eikon обозначает «образ» (зачастую – естественный образ), а omoioma – нечто сходное не только внешне, но и внутренне, не только феноменологически, но и энергийно. Отметим, что понятие eikon апеллирует к целостности, целокупности, а omoioma – к бытийственной полноте.

В экзегезе отцов Церкви эти смыслы углубляются. В трактате «Об устроении человека» «образ» (eikon) рассматривается как нечто данное человеку от природы, а «подобие» (omoioma) как тот высший идеал, или предел (telos), к которому человек должен стремиться .

Итак, согласно святому Максиму Исповеднику, в Адаме присутствует совокупность энергий логоса, следовательно, он являлся некоей энергийной целостностью.

И следовательно, можно полагать, что он сочетал в себе все четыре онтологических типа. Подтверждение этой мысли мы встречаем и у других отцов Церкви. Святитель Григорий Нисский именует Адама всечеловеком. По выражению блаженного Августина, Адам есть «весь род человеческий» («totus genus humanorum»), и не только в силу того, что он – предок человечества, но и потому, что он представляет изначально целостный тип как носитель образа Божия, еще не поврежденного грехопадением.

Эта мысль отцов о всечеловечности Адама подтверждается библейским текстом. Из него мы видим, что Адам является носителем свойств самых разных типов.

Во-первых, необходимо отметить, что само повеление «владычествовать» связано с задачами управления и, следовательно, со структурно-организационным типом. Проявление структурно-организационного типа видно также в образе Адама – возделывателя райского сада: «И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Адам является также носителем энергийно-образовательного типа, поскольку он дает имена зверям: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2: 19–20).

Согласно древневосточной мысли, дарование имени означало, прежде всего, властвование над кем-либо. Однако наречение имени подразумевает знание сущности именуемого и в некотором смысле соприкосновение с ней, а следовательно, мы вправе говорить здесь о синергийной деятельности, которая присуща энергийно-образовательному типу.

Естественно, Адам относился и к созерцательно-проникновенному типу, поскольку внимал Божественным повелениям и созерцал Божественные тайны.

Но он еще имеет черты символико-трансформационного типа. Подтверждение этому – притча, которую Адам изрек после сотворения Евы:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2: 23).

Мы немногое поймем здесь, если не вспомним, что по-шумерски слово «ти» означает одновременно и «кость», и «жизнь», а в еврейском слова «муж» и «жена» происходят от одного корня: «муж» – «иш», жена – «иша».

Адам произносит эту притчу, символически обозначая связь мужа и жены, причастность жены к дару жизни, а также их онтологическое единство и, следовательно, причастность Евы к изначальной целостности.

Разнообразие типов, объединенных во Адаме, отцы Церкви представляли в образе его трех служений – царского, священнического и пророческого (святитель Григорий Богослов). Как царь, Адам был должен вести творение к совершенству. Как пророк – познавать волю Божию и общаться с Богом. Как священник – освящать творение и всего себя приносить в жертву Богу. Применительно к нашей классификации можно добавить, что царское служение в первом приближении соответствует структурно-организационному типу, священническое и пророческое служения (каждое по-своему) энергийно-образовательному и созерцательно-проникновенному. Призвание священника также подразумевает причастность к символико-трансформационному пути. Следовательно, и по линии библейского текста, и по линии святоотеческой экзегезы мы приходим к пониманию Адама как изначально-целостного типа.

Но вот происходит грехопадение. В его космической катастрофе разрушается изначальная целостность человека, в том числе и его онтопсихологический тип.

Потомки человека изначально-целостного типа по большей части становятся носителям типов атрибутивных, в чем-то онтологически ущербных.

Вот библейский рассказ, показывающий утрату целостности вначале Евой, а затем Адамом:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 1–6).

Змей совершает свою разрушительную работу по всем правилам провокации и скрытого управления. Вначале он вовлекает Еву в диалог явно преувеличенным обвинением в адрес Бога, самой формой вопроса: «подлинно ли?» – оговариваясь, что это якобы невероятный слух, который надо проверить. Затем, втянув ее в поток разговора, он, успокоив Еву позитивной информацией («не умрете»), умело вливает ей в уши клевету, представив Бога жадным завистником («знает Господь Бог»), и завершает свою речь победным аккордом: «и будете как боги», – проведя последнюю и самую важную часть беседы в ключе триады «позитив-негатив-позитив» (гегелевский тезис-антитезис-синтез). Змей умело воздействует на все структуры человеческой личности: на стремление к знанию, жажду справедливости, инстинкт безопасности.

Утеря целостности начинается, когда жена вступает в диалог с искусителем: вместо того чтобы сразу пресечь его, она увлекается ходом дискуссии, переживает искушение инструментальности, иллюзию того, что доступными ей средствами она может привести к истине заблуждающегося (как ей кажется) змея. Таким образом, в человеке появляются ростки греха тщеславия.

Следующий важный этап разрушения личности – энергийно-резонансное переживание Евой навета змея на Бога – обвинения в Его якобы завистливости, а затем – кардинальное искушение для энергийно-резонансного типа: «И будете как боги, познающие добро и зло». Таким образом, в человеке появляется чувство ревности и его обратная сторона – грех зависти.

После разрушения инструментальной и энергийно-резонансной стороны единого типа происходит соскальзывание в нижний уровень созерцательно-недеятельностного типа – в тип гедонический: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Здесь уже выстраивается искаженная материалистическая иерархия бытия: вначале идет грубый материальный гедонизм – ощущение приятного вкуса, затем более утонченный гедонизм эстетический: «и приятно для очей», – и уже затем, на заднем плане, интеллектуалистская жажда знаний.

Каков психологический механизм падения Адама, не сказано – вероятно, в силу онтологического единства первых людей это происходило с Адамом, как и с Евой, – более-менее схожим образом. Относительно Адама следует отметить единственную деталь: не он сам берет плод, как должно было быть, но получает от жены, в некотором смысле подчиняясь ей и становясь зависимым от нее. Следовательно, в Адаме поражается структурно-организационное начало и торжествует гедонистический тип – то есть из царя он превращается в раба.

Мотив рабства еще более подчеркивается следующей деталью: «И открылись у них очи, и увидели они, что наги». Нагота на Древнем Востоке была символом рабства, беззащитности, плена и унижения. В человеке рождается чувство стыда, которое, однако, переживается им не столько как вина, сколько как дискомфорт. Это не случайно, поскольку данная реакция типична для представителей гедонистического типа. Именно поэтому Адам и Ева бегут и прячутся от Бога: «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13).

Адам, находящийся в рамках гедонистического типа, испытывает страх, дискомфорт и всячески уходит от ответственности, воспринимаемой им как стресс. Сами его действия – бегство от Бога, а затем наглый и агрессивный ответ – являются попытками снятия стресса , уйти от вины и обличения в ней.

Бог проявляет по отношению к Адаму удивительную отеческую заботу и понимание, задавая вопрос: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа?..» Столь чуткий вопрос, напоминающий вопрос любящего родителя провинившемуся ребенку или духовника исповедующемуся, естественно, подсказывает положительный ответ, возможность раскаяния и, следовательно, очищения от греха и возможного восстановления человека. В этом вопросе Бог обращается к энергийно-образовательной стороне.

Но Адам отталкивает протянутую руку, предпочитая оставаться в агрессивно-стрессовом состоянии. Более того, ответственность и наказание он пытается переложить на другого – на свою жену, а в конечном счете – на Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа».

Точно так же герой романа Дж. Оруэлла «1984» пытался «откупиться» от пыток своей возлюбленной, крича: «Сделайте это с ней».

Но если вчитаться в библейский текст, то мы увидим, что Адам, выстраивая «инструментальную» цепочку даяния» (Бог, Ева, Адам) в духе незамысловатого софизма, в конечном счете обвиняет Бога в том, что Он дал ему плод с древа познания добра. Адам не случайно забывает про змея: с его точки зрения, если Бог сотворил змея и Еву, то должен нести ответственность за все, что произошло с их участием; а он, Адам, – вне вины как таковой. Такое отношение характерно для потребительского сознания, тесно связанного с гедонистическим типом.

Реакция Евы гораздо более трезвая и искренняя, «сущностная», с признанием своей вины, что характерно для представителей энергийно-образовательного типа: «Змей прельстил меня, и я ела». Именно поэтому не Адаму, а ей дается надежда на то, что ее семя или потомство (а не Адама) сокрушит главу змия. Что касается Адама, то, во-первых, констатируется распад его личности, его изначальной целостности: «Прах ты, и в прах возвратишься».

А во-вторых, Бог, посылая страдания и скорби, предельно ограничивает возможности для развития и укоренения гедонистического типа – и в то же время, повелевая трудиться в поте лица, полагает возможность развития в Адаме типа инструментального или структурно-организационного: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 17–19).

Так воспитывается инструментально-аскетическое начало в человеке, а с другой стороны, «кожаные одежды» – грубость телесных чувств – ограничивают для него сторону жизни, связанную с созерцательно-проникновенным и отчасти с энергийно-образовательным. «Кожаные ризы», по мнению отцов Церкви, даются для того, чтобы человек не впал в нездоровую мистику и общение с демонским миром.

В то же время для человека еще сохраняется возможность общения с Богом и грядущего восстановления, которое совершится в Богочеловеке Христе, новом Адаме, по Его человечеству, – ибо Он являет Собой изначально-целостный тип.

Ника Кравчук

Почему Бог допустил грехопадение Адама и Евы?

Самая большая трагедия в истории человечества произошла в Эдемском саду. Адам и Ева, созданные по Божьему образу и подобию, для вечной райской жизни, преступили заповедь. Они вкусили запрещенный плод из дерева познания добра и зла и тем самым отпали от Господа. Как понимать эту трагедию? Почему же милостивый и любящий Бог допустил грехопадение Адама и Евы? Почему всем потомкам прародителей приходилось нести на себе тяжесть первородного греха? Об этом читайте в статье.

Расплата за преступление заповеди

Вершиной всех Господних творений стал человек, созданный по образу Божьему. И это идеальное творение Бог наградил особым даром — свободой выбора.

Господь создал все условия, «обеспечил» действительно райскую жизнь и поставил лишь одно заповедь — о невкушении плодов из дерева познания. Бог предостерег: если вкусите с этого дерева, умрете.

Что такое смерть в библейском понимании? Это разрыв связи с Богом. Господь словно предупредил: Я дал вам лишь одно условие, если вы ослушаетесь Меня, то наши отношения уже не будут такими доверительными, как раньше, все изменится. Преступлением заповеди Адам и Ева предали Господа и тем самым отпали от Источника Жизни. В этом смысле они стали мертвыми.

Как Бог вообще допустил грехопадение?

Многие люди задаются вопросом: почему Господь, любящий и милосердный Отец, вообще допустил грехопадение Адама и Евы? Не мог Он создать человека неспособным к греху? Нет, не мог. Почему? Потому что Бог сотворил людей по Своему образу. Если Бог свободен, то и человек также обладает этим даром. Он не робот, не игрушка, не марионетка, действиями которой можно управлять с помощью веревочек.

Господь знает о возможных негативных последствиях мыслей и поступков, поэтому и предупреждает человека. Но он не заставляет Адама и Еву поступать так, как правильно. Они свободны выбирать сами и отвечать за последствия своих решений.
Если бы Бог запретил возможность грехопадения, он совершил бы насилие над человеческой природой.

Грехопадение Адама и Евы повлияло на всех потомков

Даже после вкушения запрещенного плода прародители имели возможность покаяться еще в Эдемском саду. Вместо этого они спрятались от Бога. И когда Господь спросил Адама, не вкушал ли тот запрещенного плода, первый человек вместо того чтобы раскаяться, непрямо обвинил Господа: это жена, которую сотворил Бог, дала ему плод, и поэтому он ел.

Последствия грехопадения были слишком масштабными. Грех, пробравшийся в человеческие сердца, передался потомкам. Люди своими усилиями не могли его победить.

Некоторые читатели спросят: почему же тогда Бог не избавил людей от последствий? Но как? Грех уже есть в человеке. Что сделать: насильственно убить согрешивших людей и вместо них создать безгрешных? А как же свобода выбора? И где гарантия того, что новые творения не преступили бы заповедь? В сложившейся ситуации Господь избрал иной вариант.

Цена искупления

Бог любви и милосердия ради спасения людей Сам пошел на жертву. Чтобы искупить все человечество, Сын Божий воплотился и пришел в мир. Чтобы вернуть людям бессмертие, Христос распялся на Кресте и принял смерть.

С помощью плода на Древе познания произошло грехопадение Адама и Евы, с помощью Крестного древа всему миру пришло спасение.

Почему Бог допустил падение Денницы и Адама? На вопрос отвечает протоиерей Владимир Головин:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Перед творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» .

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душой. Этим «дуновением Божиим» или бессмертной душой и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, земному, а душой – к миру невидимому, духовному, небесному. В момент смерти душа отделяется от тела, и тело перестает жить, страдать. А душа продолжает жить в невидимом мире.

И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Земной рай или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей, Адама и Еву , находился в Азии, между реками Тигр и Евфрат.

В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое – древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог дал Адаму заповедь: «От всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».

Все звери в раю слушались человека и служили ему. По повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евой, что значит «жизнь», ибо она стала матерью всех людей.

Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею» . Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал тем, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными – любить и беречь друг друга. Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Бог создал людей, так же как и Ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и Ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. Любовь, в том числе, проявляется и в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но так как люди, подобно Ангелам, еще не утвердились в добре настолько, чтобы не согрешать, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать свой выбор: принять или отвергнуть Его любовь, как это было с Ангелами. Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла.

Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявлять этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

Грехопадение Адама и Евы

Но диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол стал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Обращаясь к Еве, он с хитростью спросил: «Правда ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Ева ответила змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» . Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела, затем дала мужу своему, и он ел.

Люди, поддавшись искушению диавола, нарушили заповедь или волю Божию – согрешили, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей . Отказавшись от покаяния, предложенного им милосердным Господом, наши прародители навлекли на себя всю полноту тяжких последствий своего преступления.

В таком падшем состоянии наши прародители уже не были способны пребывать в раю и были изгнаны Богом оттуда. У входа в Эдемский сад Господь поставил стража – херувима с огненным мечом, чтобы не допустить более проникновения туда никакого зла.

Этот первый грех Адама и Евы , или грехопадение людей, называется первородным грехом, так как именно этот грех явился началом для всех последующих грехов в людях. Его следствием стала смерть духовная и смерть телесная.

Духовная смерть заключалась в разлучении души с Богом – источником вечной жизни, в открытости души для демонических воздействий и в пленении грехом главных сил души: ума, воли и чувств.

Телесная смерть заключалась в разрыве целостности человеческого естества, в его тленности, что привело к разлучению души и тела.

Смерть духовная поразила Адама и Еву сразу после вкушения запретного плода. А смерть телесная, как следствие духовной смерти, настигла их спустя отведенное Богом время. Это состояние зараженности грехом и смертью стало передаваться всем потомкам Адама и Евы подобно наследственной болезни.

Болезнь греха оказалась настолько сильной, что человеческими силами исцелить ее оказалось невозможно. Для этого требовалось особое Божественное вмешательство. И Господь, изгоняя наших прародителей из рая, обещал им, что в должное время среди их потомков родится Спаситель мира, Который «поразит змия в голову» – победит диавола, грех и смерть.