Что такое приватизация собственности. Что такое приватизация? Как ее оформить и нужно ли это делать. Что относится к минусам

10.04.2024 Тест-драйвы

Оформление жилья в частную собственность продолжается в РФ третий десяток лет, тем не менее процесс по-прежнему вызывает немало вопросов. В стране осталось много арендаторов, которые так и не решились вступить в «рыночные отношения» с квадратными метрами. Поэтому в России приватизация обрела статус «бессрочной процедуры». Для всех сомневающихся мы расскажем, что даёт приватизация квартиры. Ответим на общие вопросы, дадим рекомендации жильцам непрестижного сектора и малоимущим семьям. Вы узнаете об общей и долевой собственности на жильё, сроках бесплатного перевода квартиру в частную собственность. Познакомитесь с распространёнными случаями судебной практики, когда меж сособственниками «согласия нет».

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация (бесплатный переход жилья в частную собственность), по замыслу законодателей, наделяла граждан свободой в распоряжении квадратными метрами, на которых они были постоянно прописаны. — 1991 год, когда Правительство РФ приняло соответствующий законопроект – ФЗ № 1541-1.

Те, граждане, которые намеревались продать своё жильё в хрущёвке и стать новосёлами, первыми оформили жильё в частную собственность. Ведь до этого квадратные метры можно было только обменять на равных условиях или с доплатой.

Вторая причина, сделавшая россиян собственниками, относилась к институту прописки. Если жильё вам не принадлежит, то нет у вас и права прописать сюда, кого хотите. В приватизированном жилье действовало правило «железной прописки».

Престарелые жители наконец-то смогли завещать квартиру детям.

Ранее приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы прописать хотя бы одного взрослого наследника, живущего за тридевять земель от семейного гнезда, к престарелым родителям. А после ухода из жизни старшего поколения начинались раздоры «законных» наследников.

Почувствовали выгоду и те, кто не всегда аккуратно оплачивает коммунальные услуги. Из государственной квартиры за длительную неуплату могли и выселить, из частной – сделать это проблематично. Процедура длительная и затратная для муниципалитетов.

Итак, в результате приватизации граждане получили право свободно распоряжаться своей жилплощадью.

Вместе с тем, на собственников распространяется ряд обязанностей :

  1. Содержать в порядке квартиру;
  2. Оплачивать капитальный ремонт;
  3. Платить налог на недвижимость.

Читателям следует различать , чтобы знать особенности каждого варианта. А их, собственно, всего два: общая и долевая. Разберёмся с каждым отдельно.

Общая приватизация квартиры: что это?

Первоначально перевод государственного жилья в частную собственность осуществлялся на условиях общей приватизации. Это значит, что квадратными метрами совместно владели два и более человек, прописанных на квадратных метрах. Доли владения при таком способе не определялись. Априори считалось, что все участники приватизации наделены равными долями.

Общая приватизация приемлема для семей, где люди живут в мире и согласии.

Такая практика успешно применялась в тех случаях, когда в приватизированной квартире проживала дружная семья, которая не собиралась продавать квартиру и делить имущество. Все собственники имели одинаковые права на пользование, распоряжение и владение совместной частной собственностью. Это определено в свидетельстве (титуле) на собственность, которое выдаётся в единственном экземпляре при общей приватизации квадратных метров.

При продаже квартиры члены семьи также выступают «единым фронтом». Средства, полученные от реализации жилья, в этом случае делятся в равных частях, или приобретается новое совместное жильё. Это правило приемлемо для семей, где люди живут в мире и согласии.

Жизнь не так однозначна – часто супруги становятся «бывшими», дети не могут поделить «сладкий каравай». В таком случае, разумнее воспользоваться другим способом приватизации жилья – с выделением долей каждому участвующему в процессе перевода жилья в частную собственность.

Долевая приватизация квартиры: плюсы и минусы

Жилищный кодекс РФ определяет порядок выделения и пользования долевой собственностью. Он регламентируется статьями 41 и 42. Суть в том, что происходит — у каждого собственника есть определённая доля в недвижимости.

Юридически она разделяется на два типа :

  1. Идеальная доля «прописывается» на бумаге, то есть не может быть выделена в натуре. Абстрактность «идеала» в том, что невозможно привязать его к какой-либо комнате в квартире. Это может быть 1/8 доли и даже 7/25. Исчисляется в метрической системе: столько-то квадратных метров на прописанную душу.
  2. Реальная доля собственника привязана к определённому месту в структуре жилого помещения. Например, эта может быть комната 18 метров в общей площади жилья.
    «Натуральная доля» должна представлять собой изолированное помещение. Те, кто выбрал такую форму перевода жилья в частную собственность, получат «коммунальную» квартиру. Места общего пользования (коридор, прихожая, кухня и санузел) остаются в совместной (общей) собственности.

Плюсы

При оформлении долей участники процесса могут договориться о размерах (в натуральном выражении) принадлежащей каждому недвижимости. Это – идеальный вариант, если осуществляется . В противном случае, придётся обращаться в суд.

Плюс договариваться можно, как о равных долях, так и больших (меньших). По согласованию сособственников возможна государственная регистрация неравных долей. Принимается во внимание и отказ жильца от участия в переводе жилья на «рыночные рельсы».

Владелец доли распоряжается ею по своему усмотрению.

Он вправе, без согласования с другими владельцами долей, произвести следующие действия :

  • Завещать свою часть (оформление квартиры в собственность по завещанию );
  • Подарить (можно ли оспорить договор дарения квартиры );
  • Передать в залог.

Минусы

Есть у этого способа приватизации и отрицательные моменты. Продать свою долю сособственник может только с разрешения других владельцев жилья. Урегулировать «баланс» интересов чаще всего приходится в зале судебных заседаний.

Юридическая практика показывает, что реализация законного права одного из сособственников недвижимости, оборачивается нерадостными последствиями для других владельцев. Выход — . Те, кто не имеет материального ресурса на выкуп продаваемой доли, вынуждены проживать в коммунальной квартире, рядом с чужими людьми.

Если один сособственник решит продать свою часть жилья, то первоочередное и преимущественное право на сделку имеют остальные собственники недвижимости. При этом, им должна быть предложена та же цена, по которой отчуждаемая доля будет продаваться на рынке недвижимости.

Предложение о покупке доли оформляется в письменном виде и действует в течение 30 дней. Не выразили в этот период намерений на приобретение части – получите соседей по «коммуналке».

В случае, если «яблоком раздора» является индивидуальный дом, где вынуждены проживать два собственника, раздел становится ещё более обременительным. Как правило, владение не относится к «делимому имуществу»: имеет один вход, общую крышу, систему отопления и канализации, земельный участок. Заключение о делимом/неделимом имуществе должна дать техническая экспертиза.

Если собственники не придут к взаимному соглашению, судебная тяжба грозит затянуться надолго. Если даже в судебном порядке соглашение не будет достигнуто, ни один из собственников не получит права на продажу или денежную компенсацию.

Минусы «долёвки» наглядно видны, если долей владеет малолетний отпрыск. В случае отчуждения жилья родителям или опекунам придётся урегулировать вопрос с органами опеки и попечительства. Контролирующие государственные служащие стоят на страже интересов несовершеннолетних и могут отказать в совершении купчей.

Добиться разрешения возможно, но такое решение – прерогатива суда.

Путь трудный и не всегда результативный. К примеру, родители решили продать просторную квартиру (совместная долевая собственность с несовершеннолетним) с тем, чтобы купить небольшую квартирку, а разницу направить на оплату обучения отпрыска. Вердикт человека в мантии – категорически отрицательный.

Стоит ли приватизировать квартиру в хрущевке?

Значительная часть жителей РФ не спешит приватизировать, то есть узаконить свои права на жилые помещения. И на это есть объективные причины, которые следует учитывать.

При принятии решения о приватизации малогабаритной квартиры в доме «хрущёвской» постройки, необходимо учесть следующие нюансы :

  1. Если на небольшой площади прописано такое количество жильцов, что на «душу населения» приходится менее 18 квадратов, оформляйте право собственности. Дома старой застройки в некоторых российских регионах уже признаны аварийными. При их расселении у жильцов-арендаторов появляется возможность улучшить жилищные условия без дополнительных материальных затрат. Рассмотрим на примере.
    «Стандартная» семья из четырёх человек ютится на 27 квадратных метрах. При расселении она получит просторное жильё не менее 64 квадратов – по нормам, таким семьям положено по 18 квадратов на брата. Владельцы же приватизированных «хрущоб» вправе рассчитывать лишь на приватизированные квадратные метры.
    Ещё выгоднее расселение, если в неприватизированной хрущёвке прописано два человека – им будет предоставлено жильё в расчёте по 21 квадратному метру на каждого.
  2. Тесные «коробочки» хрущёвской оттепели доживают свой век: инженерные коммуникации приходят в негодность, кровля течёт, балконы рушатся. Устранять недостатки собственнику придётся за счёт собственных капиталовложений, а деньги на это пойдут огромные. Арендаторы вправе рассчитывать на помощь государства в капитальном ремонте постройки без собственных трат.
  3. Форс-мажорные обстоятельства (потоп, пожар, обрушение конструкций) в меньшей мере затрагивают нанимателей, нежели собственников. Первой категории государство предоставит новое жильё. Владельцам приходится рассчитывать лишь на себя и страховой полис, если он есть. Больше им никто не поможет.

Стоит ли приватизировать жильё малоимущим?

Тем, кто считает деньги от получки до следующей, не стоит торопиться с приватизацией. Им выгоднее жить в арендуемой квартире по финансовым соображениям.

Быть собственником — это обязанность нести бремя немалых семейных затрат :

  1. Оплата взносов на капитальный ремонт – в среднем на квадратный метр вносится по 7 рублей в месяц. В Москве собственники оплачивают в два раза большую сумму.
  2. Налог на собственность составляет определённую долю процента от кадастровой стоимости жилища. Она может в разы превышать рыночную стоимость недвижимости.
  3. Собственникам сложнее получить государственную поддержку (субсидию) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Жители благополучной Германии, умеющие считать деньги, предпочитают селиться в арендованное жильё, чтобы иметь возможность быстро сменить квартиру при перемене места работы или учёбы. Они хотят оставаться мобильными, лёгкими на подъём людьми — «mobil bleiben».

Положительный момент в том, что арендодатель не может внезапно отказать жильцам в праве проживать в съёмной квартире или поднимать арендную плату по своему капризу. Нанимателю в таких домах не приходится даже саморучно менять электрические лампочки, не говоря уже о ремонте. Всё это – забота компании, которая предоставляет съёмное жильё европейцам. Поэтому они и не спешат влезать в банковскую кабалу, приобретая частное жильё, зачем им торопиться?

Можно ли приватизировать квартиру без согласия всех жильцов? Смотрите видео:

Резюме: от общего к частному или наоборот?

Как видим, выбор неоднозначен. Мы привели все «за» право свободно распоряжаться собственным жильём. На другой чаше вашего выбора – столько же «против». Решить уравнение можно, сопоставив свои финансовые возможности, семейные связи, прочие условия проживания. Для многих граждан РФ предпочтительным является вариант социального найма жилья. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «расприватизации» (деприватизации) вожделённой ранее собственности и продление сроков бесплатного получения жилья во владение. Безусловно, распоряжаться квадратными метрами, на которых проживаешь, очень приятно. Но не забывайте, что это означает бремя содержания такой собственности. Взвесьте аргументы, особенно если вы проживаете в старом жилом фонде, который придётся латать как Тришкин кафтан. Время вас не подгоняет.

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

лат. privatio - избавление, освобождение и privatus - частный) - 1) в широком смысле: комплекс организационно-правовых мер, опосредующий реструктуризацию национальной экономики путем сокращения государственного и расширения частного сектора, включающий отчуждение в собственность частных лиц объектов, относящихся к государственной или муниципальной собственности, передачу частным лицам прав пользования, владения, распоряжения, управления указанными объектами, а также предоставление частным лицам концессий на занятие определенными видами деятельности и разработку природных ресурсов. Основная цель П. - повышение эффективности хозяйственной деятельности. Методы осуществления П. определяются целями ее проведения, состоянием экономики государства в целом, состоянием конкретной отрасли, предприятия и спецификой государства. С 70-х гг. в развитых государствах усилился процесс ослабления государственного регулирования хозяйственной деятельности, который в западноевропейских государствах и Японии сопровождался П. В 80-е гг. П. активно проводилась во многих развивающихся государствах. Особый размах приобрела в государствах Восточной Европы и государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

2) В узком смысле: отчуждение находящегося в государственной, муниципальной собственности имущества в собственность частных лиц. В таком смысле понимается П. в государствах бывшего СССР и, в частности, РФ, где проводится различие между безвозмездной П. жилищного фонда и П. имущества, не относящегося к жилищному фонду.

Закон СССР от 6 июня 1990 г. "О собственности в СССР" установил равенство собственности граждан, "коллективной собственности" и собственности государства. Введение в действие этого Закона и издание постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 положили начало интенсивному созданию предприятий в новых организационно-правовых формах. В это же время был осуществлен переход от теоретических дискуссий о П. к практическим действиям. Наметились подходы к П., которые символически можно свести к следующим трем: создание коллективных народных предприятий; создание на базе государственного имущества акционерных обществ и отчуждение акций названных предприятий; безвозмездное отчуждение государственного имущества. Несмотря на отсутствие законодательной базы П.. 30 июня 1991 г. в окончательном варианте был принят Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Закон имел прямое действие по отношению к предприятиям, относящимся к собственности СССР, а по отношению к остальным государственным предприятиям определялись лишь принципы их преобразований. Он был ориентирован на выкуп предприятий в собственность трудовыми коллективами. К моменту введения в действие Закона в ряде союзных республик были подготовлены законы о П., во многом противоречащие союзному. Уже 3 июля 1991 г. был введен в действие Закон РСФСР № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (далее - Закон о П. предприятий). П.определялась как приобретение гражданами, хозяйственными товариществами и обществами у государства и местного самоуправления в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий: долей (паев, акций) государства и муниципального образования в капитале АО (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных АО (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Закон о П. предприятий установил систему государственных органов, осуществляющих П. В соответствии с выполняемыми функциями эти органы подразделялись на комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Комитеты стали организаторами в РФ процесса П., а фонды имущества создавались как продавцы приватизируемых предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законом были установлены основные принципы П., порядок и способы ее проведения, льготы работникам приватизируемых предприятий, права и обязанности продавца и покупателей, порядок оформления сделок.

По существу, начало широкому процессу П. было положено только Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", утвердившим Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на П. государственного, муниципального предприятия в РФ. Временные методические указания по оценке стоимости объектов П., Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в ОАО, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ на аукционе, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу, а также Временное положение о порядке использования в 1992 г. при П. средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий. Временные методические указания стали основным документом по определению величины уставного капитала АО, созданных в процессе П., а также начальной цены предприятий. Временными методическими указаниями предусматривалась оценка стоимости приватизируемого имущества при проведении инвентаризации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Президент РФ своим Указом от 1 июля 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" утвердил Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, согласно которому, в отличие от Закона о П. предприятий, предусматривались: а) упрощенный порядок прохождения документов, необходимых для создания АО; б) создание администрацией приватизируемого предприятия рабочей комиссии по П.; в) типовой устав АО, образованного в процессе П. Величина уставного капитала и начальная цена объекта П. стали определяться на конкретную дату 1 января 1992 г. практически без отражения результатов инвентаризации.

Государственная программа П. на 1992 г. установила цели П., классификацию объектов по возможности их П. в 1992 г., расчетные показатели по П. для органов государственной власти и управления, нормативы средств от П., способы и льготы, предоставляемые при П., требования к местным программам П. и др. Программа предусматривала введение системы именных приватизационных счетов не позднее 1 ноября 1992 г. Однако с изданием Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914. утвердившего Положение о приватизационных чеках, названная норма не была реализована (в связи с введением системы приватизационных чеков). Согласно названному Указу, система приватизационных чеков вводилась с 1 октября 1992 г.

Вторая по счету Государственная программа П. утверждена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. В ней были установлены цели П., классификация объектов по возможности их П., способы П. и льготы при П., порядок образования и распределения средств от П.. порядок использования приватизационных чеков при П., требования к местным программам П. и др.

Величина уставного капитала АО, созданных в процессе П. после 1 июля 1992 г., стала определяться по данным баланса за отчетный квартал, предшествующий проведению оценки. Окончание срока действия приватизационных чеков - 1 июля 1994 г. - потребовало корректировки положений программы. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения государственной программы П. государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г. Программа П. стала действовать в части, не противоречащей Основным положениям, которыми было установлено, что конкретный способ П. предприятия определяется рабочей комиссией по П. или комиссией по П., созданной соответствующим комитетом в соответствии с Законом о П. предприятий в случае, когда в утвержденные комитетом сроки документы на П. не представлены. Величина уставного капитала при преобразовании предприятий в АО, оценка стоимости имущества государственных и муниципальных предприятий при продаже их на аукционе или по конкурсу стали определяться на конкретную дату 1 января 1994 г. в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов П.

В настоящее время П. государственного имущества осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о П. имущества), признавшим утратившим силу Закон о П. предприятий. Закон о П. имущества, другие ФЗ и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ образуют законодательство РФ о П. Предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются при П. государственного и муниципального имущества, если законами о П. не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Закона о П. имущества П. - это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований имущества (объектов П.) в собственность физических и юридических лиц. При П. государственного и муниципального имущества между стороной, осуществляющей его отчуждение, - продавцом и его покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом о П. имущества. Продавец федерального имущества - специализированное учреждение (юридическое лицо, наделенное обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления) и назначенные им представители. Продавцами имущества субъектов РФ могут выступать юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления самостоятельно. Покупателем государственного и муниципального имущества может быть любое лицо, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, учреждений, а также иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Обязательные условия договора купли-продажи: а) сведения о продавце имущества и его покупателе, наименование объекта П., его местонахождение, состав и стоимость имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций ОАО, их категория (тип) и стоимость, порядок передачи имущества в собственность покупателя, форма и сроки платежа, обязательства покупателя по его использованию, инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем, порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий и другие условия, устанавливаемые сторонами по взаимному соглашению; б) способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; в) порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности.

Должны быть установлены сроки выполнения неденежных обязательств и их стоимостная оценка, определяемая в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на государственное и муниципальное имущество переходит от РФ, субъектов РФ и муниципальных образований к его покупателю в порядке, установленном законодательством РФ и договором купли-продажи. Оплата производится единовременно или в рассрочку. Порядок оплаты стоимости муниципального имущества при его П. устанавливают органы местного самоуправления. При П. государственного и муниципального имущества средством платежа признается официальная денежная единица (валюта) РФ. В случаях и в порядке, установленных ФЗ, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Приоритеты в осуществлении П. государственного имущества в РФ, ограничения, устанавливаемые при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы П. муниципального имущества в РФ устанавливаются ФЗ о государственной программе П. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в ГД проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в государственную программу П. государственного имущества в РФ. Программа, в частности, содержит: требования к программам П. субъектов РФ в области обеспечения определенных в Законе о приватизации имущества целей и способов П. государственного имущества; порядок выбора способов П. и принятия решений о его П.; условия закрепления акций ОАО, созданных в процессе П. соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении ОАО, созданных в процессе П., специального права на участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в управлении ОАО; порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества; определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в ОАО и порядок их предоставления; порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества.

Согласно программе П. государственное имущество классифицировано следующим образом: имущество, П. которого запрещена; имущество, которое закрепляется в государственной собственности до отмены его закрепления; имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его П. иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц; имущество, которое приватизируется по решению Правительства РФ; имущество, которое приватизируется по решению федерального органа по управлению государственным имуществом, по согласованию с соответствующими федеральными органами.

Программа П. содержит прогнозные перечни государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в ОАО, а также ОАО, акции которых предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и ОАО (балансовая стоимость их основных фондов на день включения в программу П. должна превышать 5 млн. МРОТ), предполагаемые способы и сроки их П., предполагаемые ограничения, накладываемые при их П., размеры подлежащих продаже пакетов акций ОАО и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанный прогнозный перечень включаются также ОАО, созданные в процессе П., производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Продажа не включенных в указанные перечни акций таких обществ не допускается. В программе П. могут содержаться перечни видов государственного имущества, при П. которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан

РФ-Осуществление единой политики в области П. возлагается на федеральный орган по управлению государственным имуществом, который определяет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В субъектах РФ названный орган создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия. Федеральный орган по управлению государственным имуществом совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству РФ проект программы П.. организует и контролирует ее реализацию, осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением П. федерального имущества. Он также разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные Законом о приватизации имущества, программой П., другими ФЗ нормативные правовые акты, регулирующие процесс П., осуществляет контроль за их выполнением, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства РФ о П. В соответствии со своей компетенцией принимает решения о П. федерального имущества и передает объекты П. специализированному учреждению для продажи, осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в ОАО: от имени РФ является учредителем ОАО и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. На названный орган возлагается создание комиссии по П. федерального имущества. Свои полномочия, определенные Законом о П. имущества, он не вправе делегировать другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам.

Специализированное учреждение, которому федеральный орган по управлению государственным имуществом передает объект П., осуществляет от имени РФ его продажу. Деятельность специализированного учреждения и его отделений по продаже объектов П. не облагается налогами. До момента продажи объекта П. специализированное учреждение от имени РФ владеет переданными ему в установленном порядке (принадлежащими РФ) объектами П.. в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах. На основании поручения Правительства РФ оно может выступать учредителем хозяйственных обществ. Специализированное учреждение: а) ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества, в порядке, установленном законодательством РФ; учет подлежащих П. акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих РФ: учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества; б) получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате П. федерального имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой П.; в) осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых от имени РФ оно осуществляет полномочия акционера (участника); г) от имени РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций ОАО. созданных в процессе П.

Порядок определения начальной цены объектов П. устанавливается программой П. Продавцы имущества вправе с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры изменять начальную цену (она не может быть снижена более чем на 10% без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом).

Инициатива в проведении П., может исходить, соответственно, от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, которые подают заявку на П.

Отказ в П. государственного имущества возможен в случаях, если: а) на его П., в том числе в случаях, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет: б) имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственности; в) имущество, указанное в заявке, подлежит отчуждению в соответствии с иными ФЗ. В случае принятия решения об отказе в П. заявителю направляется обоснованное извещение. При удовлетворении заявки соответствующие органы создают комиссию по П. и устанавливают срок подготовки плана П., который не может превышать 6 месяцев со дня принятия решения о П. В состав комиссии входят лица, устанавливаемые Законом о П. имущества. В плане П. определяются способ продажи объекта П., сроки и условия его продажи, а также начальная цена объекта П. План утверждается соответствующими органами по управлению имуществом. Типовую форму плана П. утверждает Правительство РФ.

Согласно Закону о П. имущества используются следующие способы П. Перед преобразованием государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется необходимая подготовка, состоящая в обязательной инвентаризации имущества указанных предприятий, а если балансовая стоимость их основных фондов превышает установленную величину - проводится аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности. Далее соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по П. и устанавливают срок ее подготовки. Комиссия обязана рассмотреть проект плана П., подготовленный представителями работников унитарного предприятия. В плане определяются: способ и сроки его преобразования в ОАО; величина уставного капитала; льготы, предоставляемые работникам; категории (типы) акций ОАО; номинальная стоимость указанных акций; способы и сроки их продажи. Комиссия по П. рассматривает план П. и направляет его общему собранию работников унитарного предприятия для согласования. Если названное собрание в месячный срок со дня получения плана не рассмотрело его, он считается согласованным. Далее план П. утверждают соответствующие органы по управлению имуществом по представлению комиссии. В случае если общее собрание не согласовало план, комиссия по П. обязана предложить другой вариант. При повторном отклонении плана решение о его утверждении принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. После завершения работы комиссии по П. соответствующие органы по управлению имуществом реорганизуют либо ликвидируют унитарное предприятие, учреждают ОАО, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию ОАО, формируют его органы управления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится по результатам коммерческого конкурса при условии выполнения инвестиционных и (или) социальных условий. Выигравшим торги по коммерческому конкурсу признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену и взявшее на себя обязательства по выполнению инвестиционных условий, установленных конкурсной комиссией, заранее назначенной организатором торгов. Коммерческие конкурсы проводятся в порядке, определяемом Правительством РФ. Право собственности на государственное и муниципальное имущество, которое приватизируется по коммерческому конкурсу, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта П. Все условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных его победителем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с продавцом имущества договором. В случае если объект П. - акции ОАО, указанное общество заключает с продавцом имущества (одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий) договор об использовании инвестиционных средств. Заключение этих договоров обязательно как для победителя коммерческого конкурса, так и для ОАО, акции которого являются объектом П. Внесение победителем коммерческого конкурса изменений и дополнений в его инвестиционные и (или) социальные условия, а также в обязательства после заключения договоров не допускается. Формы и условия договоров устанавливает Правительство РФ. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект П. отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Порядок предоставления победителю конкурса права владения и права пользования объектом П. (за исключением акций ОАО) определяет Правительство РФ. В случае, когда объект П. - акции ОАО, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе голосовать за реорганизацию или ликвидацию ОАО. ОАО, созданное в процессе П. и в отношении которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий, не может принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции указанного общества.

Социальные условия могут устанавливаться, если объект П. - предприятие как имущественный комплекс или если объект П. - акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала. Законом о П. имущества предусмотрен следующий исчерпывающий перечень социальных условий: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения или их ликвидацию; реализация мероприятий по охране здоровья населения и окружающей среды.

Инвестиционные условия коммерческого конкурса могут предусматривать мероприятия по реконструкции объекта П., приобретению определенных видов оборудования, модернизации и расширению производства. Они должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки реализации и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения; они (как и социальные условия) подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится на аукционе, в том числе продажа акций ОАО, созданных в процессе П., - на специализированном аукционе. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену. Продажа акций ОАО, созданных в процессе П., может осуществляться на специализированных аукционах, проводимых в виде открытых торгов, на которых все победители получают акции этих обществ по единой цене. Порядок проведения аукциона, специализированного аукциона, условия участия в нем покупателей, форма подачи ими заявок на участие (для специализированного), порядок расчетов, а также определения победителей аукциона регулируются соответствующими положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению, соответственно, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в порядке, установленном программой П., программами П. субъектов РФ.

Решения о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО. созданных в процессе П., принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Такими решениями определяются: порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг; количество акций ОАО; категория (тип) таких акций, а также наименования ОАО - эмитентов таких акций. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных ценных бумаг и ограничения на их обращение устанавливает Правительство РФ.

Порядок продажи акций ОАО, созданных в процессе П., их работникам, определяется ФЗ РФ. Количество акций созданного в процессе П. ОАО, которые могут быть проданы его работникам, их категория (тип), порядок определения цены, а также порядок и сроки оплаты устанавливаются программой П.

Выкуп арендованного государственного и муниципального имущества унитарного предприятия (сданного в аренду с правом выкупа по договору, заключенного до введения в действие Закона о П. предприятий) осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества следующими способами: а) в соответствии с договором аренды, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором; б) посредством преобразования унитарного предприятия в ОАО с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества в порядке, установленном соответствующей программой П. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством РФ положением о порядке П. сданного в аренду государственного имущества. В других случаях арендатор имущества унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии с Законом о П. имущества, может приобрести такое имущество в порядке, установленном этим же Законом, а также соответственно программой П.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон - организация - даже такая, как государство.

    Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

    Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

    Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.

Современная жизнь требует от человека знания своих прав и обязательств, прописанных в законодательстве. Наверно, каждый слышал о том, что существует процедура приватизации собственности. На сегодняшний день не все ещё знают что такое приватизация, с какой целью приватизируется имущество, кто может выступать объектом сделки, какие документы для этого нужны.

В результате процедуры приватизации осуществляется переход объекта недвижимости (дома, квартиры, нежилого помещения) в частную собственность. Если жильё неприватизированное, то невозможно провести такие сделки, как наследование, дарение, купли-продажи. Право на собственность недвижимости прописано в законе «О приватизации жилищного фонда в РФ». Этот закон действует с 1991 года.

Как приватизировать жильё?

Статистика утверждает, что около 25% жителей Российской Федерации до сих пор не приватизировали своё жильё. Приватизация квартиры может быть осуществлена владельцем , а также членами его семьи, которые проживают на совместной жилой площади и за ними не числятся ранее приватизированные объекты недвижимости. Закон ограничивает возможность приватизации объектов и позволяет передавать в частную собственность только квартиры государственного и муниципального жилищного фонда. Не могут подлежать приватизации:

  • служебные объекты предприятия или организации,
  • квартиры военных городков;
  • квартиры в аварийном состоянии;
  • комнаты в общежитиях.

Приватизировать квартиру имеет право гражданин (а также члены его семьи), проживающий в ней на основании договора социального найма. Не подлежит приватизации жилищная площадь, предоставленная по договору безвозмездного пользования. Временно не проживающие в квартире родственники, в том числе близкие, не могут претендовать на неё. В случае, если родственник всё же хочет принимать участие в сделке приватизации квартиры, его нужно предварительно прописать. Это может быть осуществлено только по согласию всех членов семьи.

Можно оформить в письменном виде и заверить в конторе нотариуса отказ от права приватизации . Но это не значит, что доля отказавшегося лица переходит в собственность другого родственника, так как отказ может быть только безадресным. Временно отсутствующие по каким-либо обстоятельствам лица, также имеют возможность получить свою долю жилплощади. Для этого им нужно оформить специальное заявление, которое носит название бронь.

Бесплатно приватизировать объект недвижимости можно только один раз. Исключением считается ситуация, когда при сделке были ущемлены права кого-то из участников процедуры, что требует подтверждения в судебном порядке.

В первую очередь необходимо подать заявление в районный или городской орган по приватизации жилья. Если другие члены семьи, достигшие совершеннолетия, также хотят принимать участие в сделке, то следует на них оформить доверенность , заверить ее у нотариуса и собрать пакет документов. Необязательно всем членам семьи проходить этапы приватизации, это может сделать лицо, на которое оформлялась доверенность. В процессе будут отстаиваться права всех членов семьи, которые претендуют на право собственности на квартиру.

Сбор документов может занять много времени и усилий. Чтобы упростить себе жизнь некоторые владельцы обращаются в компании, занимающиеся подготовкой необходимых для приватизации квартиры документов. Это особенно актуально в таких случаях:

  • квартира подлежит срочному обмену с каких-либо причин;
  • хозяин желает продать объект недвижимости в ближайшее время;
  • в приватизируемой квартире уже проводилась перепланировка.

Необходимые для приватизации документы делятся на обязательные и дополнительные. В первую группу относят:

  • документы для удостоверения личности (свидетельство о рождении, паспорт);
  • лицевой счёт;
  • справка БТИ;
  • выписка из домовой книги;
  • оформленный в отделе Департамента жилфонда договор социального найма;
  • нотариально заверенная доверенность от имени остальных участников сделки (членов семьи) на оформление приватизации;
  • ордер на квартиру:
  • документ, подтверждающий уплату налога на государственную пошлину.

Дополнительный пакет документов может включать:

  • справка с информацией о детях, которые с каких-то причин не проживают в квартире, но прописанные в ней;
  • выписка из домовой книги с информацией о прежних адресах проживания лица, оформляющего приватизацию.

Каждый совершеннолетний гражданин Российской Федерации согласно закону может только единожды приватизировать жильё. По срокам осуществления различают срочную и обычную формы приватизации. Документы собираются в жилищных отделах муниципальных и государственных органов (ДЕЗ, ЖЭК, ЕИРЦ). Обычная приватизация может длиться от 3 до 4 месяцев, срочная - 3-4 недели.

Квартира приватизируется в несколько этапов. Первый шаг - это получение доверенности, заверенной нотариально о том, что родственники согласны на приватизацию или отказываются от участия в процедуре. С этим документом гражданин может представлять интересы всех проживающих в квартире лиц. Несовершеннолетний ребёнок может получить право собственности на квартиру лишь в том случае, если на это согласны все члены семьи.

Потом нужно собрать все необходимые документы. Эти бумаги подаются в отдел Департамента по жилищному фонду на рассмотрение. Потом оплачиваются все пошлины и сборы на приватизацию жилья. На заключительном этапе регистрируются права собственности на объект недвижимости в Управлении Федеральной Регистрационной Службы (УФРС).

Вопрос раздела жилого помещения возникает чаще всего при разводе супругов и разрешается в судебном порядке. Суд закрепляет за каждым из супругов право на собственность комнат в квартире и порядок их использования. Эта процедура осуществляется с учётом состава семьи и различных обстоятельств (если, например, один из супругов является инвалидом или страдает серьёзными заболеваниями). В долевой собственности остаются помещения общего пользования или комната в однокомнатной квартире.

Если один из супругов имеет право индивидуальной собственности на объект недвижимости, то второй не может претендовать на её часть в случае расторжения брака. Суд может обязать владельца приватизированной квартиры обеспечить бывшего супруга жильём или на определённых условиях позволить проживать ему на своей жилплощади. Такое решение принимается в случае невозможности бывшего супруга обеспечить себя жильём или его серьёзной болезни.

Приватизация жилого помещения позволяет владельцу распоряжаться им на своё усмотрение. Гражданин получает все права собственности на квартиру и может участвовать в сделках дарения, передачи в аренду, обмена, купли-продажи. Право собственности можно купить за деньги, приватизация же является бесплатным способом его получения. При кредитовании в банке приватизированное жильё может выступать в качестве залогового имущества.

Государство имеет право выселить из квартиры, если она не приватизирована, человека, за которым числится задолженность по квартплате . Из приватизированного жилья жилец-должник не может быть выселен. В случае развода, право на собственность приватизированной недвижимости остаётся за человеком, на чьё имя оформлены документы (если жильё приватизировалось до брака).

Что ещё нужно знать о приватизации?

Преимущества приватизированного жилья заставляют всё большее количество граждан позаботиться о праве собственности на квартиру или дом. В срочном порядке сделать это нужно тем, кто собирается продать, сдать в аренду или передать в наследство объект недвижимости. Но, перед тем как подавать заявление, стоит разобраться со всеми нюансами , взвесить плюсы и минусы, чтобы не наткнуться на так называемые подводные камни, связанные с этой процедурой.

Расприватизация

Суть этой процедуры состоит в отказе от приватизированного имущества. Отказ от права собственности на жильё может быть выгоден, если квартира находится в доме, предназначенном под снос. Российское законодательство предусматривает компенсацию жилой площади в случае сноса или расселения в размере, равном приватизированной квартире. Договор социального найма позволяет получить квартиру, площадь которой рассчитывается исходя из количества прописанных жильцов. Каждый член семьи получает санитарную норму - 18 квадратных метров.

Ремонт расприватизированных квартир осуществляется за счёт государства. Объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности ремонтируются за счёт владельца.

Часто от права собственности на жильё (особенно многокомнатное) отказываются одинокие пожилые люди. У них на это есть несколько причин. Первая - экономия на оплате коммунальных услуг , вторая - передача жилплощади в государственную или муниципальную собственность может ограничить человека от влияния аферистов, которые охотятся за квартирами.

Для того чтобы расприватизировать жилое помещение, владельцу необходимо написать соответствующее заявление. Остальные члены семьи, являющиеся собственниками объекта, ставят свои подписи. К заявлению прилагаются необходимые документы.

Не существует единственного ответа на вопрос, стоит ли приватизировать квартиру. Это может быть очень выгодно, если, например, владелец намерен продать недвижимость, сдать в аренду, подарить кому-то. Если подойти к вопросу с другого ракурса, то такое решение может только обременить владельца, ведь за приватизированную квартиру он обязан платить налоги , полностью отвечать за её состояние, ремонтировать за свои деньги, в полном объёме оплачивать коммунальные услуги. Перед тем как принимать решение о приватизации, нужно взвесить все за и против, оценить выгоду и ущерб от сделки и только потом направляться к нотариусу для написания заявления.

Приватизации подлежат жилые помещения, которые граждане занимают по договору социального найма. В соответствии с Законом не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебное жилье и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения, пишет Собственник.

Законом о приватизации в перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, включены также квартиры, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года. Но в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ данная норма признана не соответствующей Конституции РФ. То есть приватизировать можно и квартиру, предоставленную по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

Право на приватизацию дается только один раз, то есть если гражданин ранее уже участвовал в приватизации, то при повторном обращении ему откажут. При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию после достижения ими совершеннолетия.

Граждане же, которые приватизировали квартиру, но, передумав, вернули жилое помещение государству, то есть расприватизировали ее, также не имеют права на повторную приватизацию.

Что нужно для приватизации?

Огромное желание. И это не шутка. Причем такое желание должны изъявить все прописанные в квартире. Как гласит закон, для приватизации необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Приватизация несовершеннолетними от 14 до 18 лет оформляется ими самостоятельно с согласия законных представителей.

Если кто-то из членов семьи не хочет приватизировать квартиру, то он должен отказаться от приватизации. В этом случае оставшиеся члены семьи могут приватизировать жилье в общую собственность. А вот если гражданин не желает приватизировать жилье, и он также не хочет писать «отказную» от приватизации, то в этой ситуации другие члены семьи не смогут приватизировать квартиру.

Может быть и такая ситуация: семья желает приватизировать квартиру, но один из членов семьи ранее уже участвовал в приватизации, то есть он уже воспользовался своим правом. При этом он не дает свое согласие на приватизацию и не пишет отказную. Ну вот такой вот вредный человек попался – ни себе, ни другим! К сожалению, такие проблемы не редкость. И оставшимся членам семьи для решения данной проблемы приходится обращаться в суд. Судебная практика на этот счет неоднозначная, но все же решения в пользу желающих приватизировать есть.

Таким образом, чтобы приватизировать квартиру, необходимо:

Согласие на приватизацию всех прописанных в квартире;

- отказ от приватизации члена семьи, который не хочет участвовать в приватизации;

- участие в приватизации впервые, исключение для несовершеннолетних детей, которые вправе участвовать в приватизации повторно;

- чтобы жилое помещение подлежало приватизации.

Приватизация в Москве

Что такое режим «одного окна» в Москве?

В Москве прием граждан, которые приватизируют жилье, ведется в режиме «одного окна». Это означает, что для москвичей приватизация жилья носит более упрощенный характер, так как практически все документы будут собраны по запросам без участия гражданина.

Желающим приватизировать квартиру необходимо обращаться в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах. На прием приходит один из совершеннолетних членов семьи. При этом ему необходимо будет иметь при себе оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет – паспорт, для детей до 14 лет – свидетельство о рождении.

Граждане, прибывшие на занимаемую площадь после 1 сентября 1991 года, для проверки принципа однократности участия в приватизации должны предоставить:

Сведения о регистрации по месту жительства (выписку из домовой книги) за период с сентября 1991 года до прибытия на данное место жительства;

- справку полномочного органа, подтверждающую неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства (в случае проживания в указанный период за пределами города Москвы).

Сотрудники Управления информируют граждан о необходимости платы за оформление документов (изготовление документов БТИ, оформление, в случае необходимости, договора социального найма, регистрация права собственности, оформление нотариальной доверенности для представления документов на государственную регистрацию) и выдают необходимые для этого квитанции. Далее они посылают запросы в БТИ, другие жилищные организации с целью получения необходимых документов. После проверки всех документов граждане вызываются для подписания договора передачи жилого помещения в собственность.

Подписанный договор по желанию заявителей может быть:

Передан на государственную регистрацию в регистрационную службу непосредственно сотрудниками Управления Департамента. После государственной регистрации зарегистрированный договор выдается заявителю через службу «одного окна». Данная услуга является возмездной;

- передан на руки заявителю для осуществления самостоятельных действий по регистрации прав собственности. В этом случае удастся немного сэкономить, так как не надо будет делать доверенность и платить услугу по государственной регистрации сотрудникам Управления Департамента.

Не всегда обращение в службу «одного окна» может закончиться получением правоустанавливающих документов. Причинами для отказа могут послужить:

Отсутствие прав города на приватизируемое жилье;

- представление поддельных документов, документов, утративших силу, и т. д.;

- отказ заявителя оплатить услуги;

- повторное участие в приватизации;

- отсутствие сведений, подтверждающих участие (неучастие) в приватизации, из других регионов РФ.

Если в квартире была перепланировка

Неоформленная перепланировка или переоборудование может затруднить процесс приватизации. В случае незаконной перепланировки в приватизации, конечно, не откажут, но все-таки негативные последствия наступят. Так, сотрудники Управления Департамента в административном округе в случае наличия в документах, полученных из БТИ, фактов несанкционированного переоборудования, направляют письмо в соответствующую организацию (БТИ) и заявителям о приостановлении приватизации. Только после того как наниматель узаконит переоборудование или перепланировку, решение о приостановлении отменяется.

Необходимо знать, что не требуется оформлять разрешение при проведении следующих работ: ремонт помещений, установка или разборка встроенной мебели, шкафов, антресолей, замена (без перестановки!) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Для тех, кто желает вернуть жилье государству

Данный процесс называют «расприватизация» или «деприватизация», но смысл все равно один: лицо, ставшее собственником квартиры, по каким-либо причинам хочет возвратить квартире прежний статус, то есть вернуть жилье государству. Напомним, что сделать это можно также лишь до 1 марта 2010 года.

В соответствии с Законом граждане вправе вернуть квартиру лишь при следующих условиях:

Жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания;

- жилое помещение должно быть свободно от каких-либо обязательств (например, квартира не должна находится в залоге, под арестом, быть предметом судебного разбирательства и т. д.);

- на расприватизацию согласны все сособственники.

При соблюдении этих условий органы власти не вправе отказаться от принятия квартиры. При этом процедура возврата заключается в расторжении договора приватизации, государственной регистрации соглашения о расторжении договора, заключение с бывшим собственником нового договора социального найма.

Прежде чем пойти на такой шаг, стоит взвесить все за и против, так как, расприватизировав жилье, получить его обратно в собственность уже невозможно!

Какие плюсы и минусы?

Что можно отнести к плюсам приватизации:

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению, они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, отдавать в залог, а также совершать иные не запрещенные законом сделки. Наниматель не вправе совершать указанные сделки;

- собственник вправе прописать в квартире любое лицо, наниматель же в некоторых случаях должен заручаться согласием наймодателя – собственника квартиры;

- у собственника практически невозможно отобрать квартиру, в то время как нанимателя можно выселить, например, за противоправные действия (нарушает права соседей, не платит за квартиру и т. д.). При этом выселить его могут в другое жилое помещение, которое может быть хуже занимаемого; а могут и вообще без предоставления другого жилья.

Если же собственник ведет образ жизни, который будет мешать окружающим его соседям, то все, что можно сделать с таким человеком, это выселить через суд, а квартиру продать с публичных торгов. При этом деньги вырученные от продажи, возвращаются бывшему собственнику, за минусом расходов, связанных с проведением торгов.

Что относится к минусам:

За собственное жилье придется платить налог на имущество физических лиц, который необходимо уплачивать собственникам жилых помещений. Наниматели такого налога не платят. Данный налог уплачивается ежегодно. Конкретный размер налога устанавливается представительными органами власти на местах. Ставка налога колеблется от 0,1 до 2,0% и зависит от стоимости имущества. Стоимость имущества берется инвентаризационная, т. е. та сумма, которую указало БТИ. В принципе, размер налога не так уж велик, но это пока. В будущем предполагается рассчитывать налог не от инвентаризационной стоимости, а от рыночной стоимости квартиры. Вот тогда этот налог существенно повысится и ударит по карманам многих граждан;

Для собственника жилого помещения стоимость коммунальных платежей немного выше, чем для нанимателя.

В Москве к плюсам социального найма (а соответственно, к минусу собственности на жилье) можно отнести еще один факт. Если дом, в котором проживает наниматель, подлежит сносу, то ему предоставляют жилое помещение в пределах нормы предоставления на одного человека. Норма предоставления – 18 кв. м на одного человека. К примеру, семья из 4 человек занимает квартиру общей площадью 50 кв. м на основании договора социального найма. Дом идет под снос, а значит, семье положена квартира общей площадью не менее 72 кв. м. Собственнику же предоставляется равноценное жилое помещение. Допустим, если занимал он 1-комнатную квартиру, то получит такую же 1-комнатную квартиру.