Митрополит герман. Соловки — Летопись возрождения Архимандрит герман чеботарь

29.12.2023 Обслуживание

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь - одна из святынь Вселенского православия. Соловки издавна называли царством монахов: с XV в. по Божиему произволению земля эта освещается духовными подвигами иноков, а в XX в. обагрилась святой кровью мучеников и исповедников российских.

Трудно выразить словами то впечатление, которое производит на мореплавателей, подходящих к острову, Соловецкий монастырь. Подобно сказочному Китеж-граду восстает он из северных вод Белого моря. Вот как описывает Соловки англичанин Артур Брайс, статья которого «Жизнь в русском монастыре» была опубликована в ноябре 1899 г.: «Я, иностранный еретик, прибыл в этот отдаленный угол Московской империи… в самое сердце грозного Белого моря - моря льдов, чтобы посетить одно из святейших мест всей России - монастырь Соловецких островов. Рано утром мы приближаемся к Соловецкой пристани… По обеим сторонам залива лежат зеленые полуострова, как бы простирая к нам руки для приветствия, далее вдоль песчаной дороги, которая служит набережной, группы монахов, одетых в черное, то размыкаются, то смыкаются. А за ними и над ними поднимаются золотые кресты Соловков во всей их изумительной красе. Мы глядим на них, очарованные. Прежде всего, громадный внешний вал из дикого красного камня, затем белые стены множества церквей, часовен и монастырских зданий, далее ряд над рядами зеленых крыш и купола за куполами, а надо всем этим и выше всего остального - бесчисленные золотые кресты отражают пламя солнечного света. Тут же близко - небольшой холм, окруженный темно-зелеными березами, спускается к зеркалу тихого озера. Картина закончена. Она дышит покоем порядка, чистой радостью, той красотой, которую я пришел искать издалека и которой, теперь знаю, я никогда не видел раньше… Острова всецело принадлежат монахам, все работы по земледелию, рыбной ловле и лесоводству ведутся исключительно ими самими… В целом это монашеское царство: народ и правители - все исключительно монахи в разных монастырских степенях».

Духовная крепость

Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли - в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной - в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу.

Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи - преподобный Герман вернулся с новым собратом - молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель - ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной.

Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия.

17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году - преподобный Герман.

Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества - власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов.

К середине XVI в. Соловецкая обитель достигла наивысшего духовного и материального процветания, хотя значительный ущерб монастырскому хозяйству наносили пожары (особенно разорительными были пожары 1485 и 1538 гг.). Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (1548-1566), развернувшего грандиозное каменное строительство. В течение 1552-1566 гг. новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557). В 1558-1566 гг. построен главный храм обители - Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма.

Укрепление монастыря как «государевой крепости» продолжалось на протяжении последующих веков. При игумене Иакове в 1582-1594 гг. из природного камня возведены мощные стены и башни. Особенно усилилась оборонительная роль обители в игуменство преподобного Иринарха (1614-1626).

Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668-1676 гг. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого постриженика. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.

В 1694 г. во время морского вояжа Соловки посетил император Петр I, что стало свидетельством прощения опального монастыря. Во второй раз государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (преподобным Иовом), впавшим в немилость и сосланным в северную обитель.

В XIX в., несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 г. при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, - уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон, - наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.

Во время Крымской войны монастырю вновь пришлось вспомнить о роли крепости. В 1854 г. ее древние стены достойно отразили нападение с моря англо-французской эскадры. Во время обстрела монастыря было выпущено 1800 ядер и бомб, как потом насчитали иноки. Но Соловецкие чудотворцы защитили свою обитель: от ожесточенной бомбардировки не пострадал ни один человек, даже многочисленные чайки остались целы.

В 1859 г. в связи с увеличением числа паломников сооружен Свято-Троицкий собор. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни построена в 1860 г. освященная в его честь церковь. В этом же году освящен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Савватиевской пустыни - на месте первых трудов преподобных Савватия и Германа, а в двух верстах от пустыни, на Секирной горе, где два Ангела явились жене рыбака, появился новый Спасо-Вознесенский скит. Одним из самых грандиозных гидротехнических сооружений того времени является Муксалмская дамба (1859-1866).

Устав Соловецкого монастыря запрещал держать поблизости скот, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, сообщение которого с Большим Соловецким затруднял пролив Железные Ворота. Это препятствие устранила дамба-мост (длина 1200 м, высота 4 м, ширина 6-15 м), при строительстве которой использовалась технология, впервые примененная в XVI в. для устройства Филипповских садков, - дамба сложена из местных валунов, уложенных без раствора.

Игумену Филиппу монастырь обязан и своей иконописной школой: при увеличении числа храмов святитель пригласил на Соловки иконописцев из Великого Новгорода и, возможно, из Москвы. Постепенно у них появились ученики, и в 1615 г. здесь была организована своя Иконописная палата, на базе которой в 1887 г. открыта живописная школа. Причем на протяжении двух веков иконописцы Соловецкого монастыря сохраняли традиционные черты русской темперной живописи, в то время как в других областях Руси иконописание пришло в упадок.

К началу XX в. в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция - первое научное учреждение в Беломорье. В 1879 г. на Анзере силами монастыря была открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тыс. в год. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Но это было затишье перед бурей.

70 лет вавилонского плена

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913) предсказывал: «Монастыри будут в великом гонении и притеснении… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. И вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения их будут подобны древним». Это пророчество исполнилось в XX в.

После октябрьского переворота 1917 г. богоборческая власть объявила войну народу и Церкви. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт, а в 1923 г. здесь размещен концлагерь - Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, участников Белого движения, представителей творческой интеллигенции, а с начала 1930-х годов - раскулаченных крестьян. В концлагере применяли изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей, так что само слово «Соловки» приобрело зловещее звучание.

В помещениях Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе размещался штрафной изолятор, в котором с особой жестокостью пытали и калечили людей. Под горой приводили в исполнение смертные приговоры. На Анзерской Голгофе был устроен стационар медчасти, сюда свозили заключенных, заболевших тифом, как вспоминают очевидцы, - не лечить, а умирать. Многие не выдерживали мук, ломались духовно и физически, но немало было и тех, кто показывал чудеса мужества, заставляющие вспомнить о временах первых мучеников за христианскую веру. Среди верующих многие даже воспринимали заключение на Соловках как знак особой милости Божией. Ю.И. Чирков, попавший в лагерь 15-летним подростком, рассказывает: «Сквозь дрему я услышал тонкий жалобный плач, отец Василий, священник из Рязани, с зеленоватой от старости бородой, стоял в углу на коленях, молился и плакал. Я не мог вынести и спустился, чтобы утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрет не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освященной».

Более 30 новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., в том числе священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (1937); Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929); Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (1932); протоиерей Владимир (Лозина-Лозинский, 1937), протоиерей Александр Сахаров (1927); священник Иоанн Скадовский (1937); иерей Иоанн (Стеблин-Каменский, 1930); преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов, 1928), иеромонах Никифор (Кучин, 1928) и многие другие.

Cсыльный епископат стал авторитетным органом Церкви, голос которого из тюремного застенка был слышен всей России. В мае 1926 г. духовенством СЛОН было составлено знаменитое «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР», в котором были изложены принципы, определяющие отношение Церкви к государству. До 1929 г. на Соловках еще проводили богослужения. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаемных. Они совершали богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. С 1925 г. в богослужениях было разрешено принимать участие и заключенным. «Службы в Онуфриевской церкви нередко совершало по несколько епископов, - пишет Олег Волков. - Священники и диаконы выстраивались шпалерами вдоль прохода к алтарю… Богослужения были приподнято-торжественными… ибо все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, укрывающее от врагов. Они вот-вот ворвутся». В 1932 г. последних соловецких монахов выслали с архипелага, богослужения запретили.

В 1939 г., когда обострились советско-финляндские отношения, Соловецкая тюрьма была расформирована. Бывший узник СТОНа академик Александр Баев вспоминает: «В один из июльских дней 1939 г. вдруг загремели открываемые засовы камер. Все насторожились: что это значит? Поголовное уничтожение? Но происходило совершенно иное: обитателей камер выпустили на обширный монастырский двор и все увидели то, что так тщательно скрывала тюремная администрация до той поры, - обитателей Соловецкой тюрьмы. Соловецкие острова передавались в ведение учебного отряда Северного флота. Ценные предметы Соловецкого монастыря, хранившиеся в музее концлагеря, вывозились в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Заключенные распределялись по северным лагерям - в рудники Норильска, шахты Воркуты, на Кольский полуостров. Остатки Соловецкого концлагеря подлежали уничтожению».

Во время нахождения в монастыре учебного отряда были уничтожены чудесные росписи Спасо-Преображенского собора 1863 г. Сохранилось лишь изображение лика Господа Вседержителя в куполе. После Второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. С 1967 г. все здания и сооружения перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, реорганизованного в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и сейчас.

«Бог поругаем не бывает»

В конце прошлого века началось возрождение православной жизни в России. На Соловках 14 апреля 1989 г. была зарегистрирована православная община, которой переданы находившаяся в аварийном состоянии церковь и часовня во имя святителя Филиппа и келейный корпус Филипповой пустыни. Первые богослужения совершали в часовне, освященной 2 июля 1989 г. игуменом Германом (Чеботарем), бывшим настоятелем храма во имя Преподобного Сергия села Ширша Архангельской области, ныне - духовником Соловецкого монастыря.

25 октября 1990 г. определением Святейшего Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря, и уже 28 октября в домовой церкви, устроенной братией в одном из корпусов, была отслужена первая литургия. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь).

С 1992 по 2009 г. наместником Соловецкого монастыря являлся архимандрит Иосиф (Братищев).

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 г., наместник совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давали по жребию: одному досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому - Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 г., наместник монастыря совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19-21 августа 1992 г. произошло долгожданное событие: честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 г. установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа, а на следующий день, 9/22 августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе.

В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры.

В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время - в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время.

В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, - островами молитвы среди житейского моря.

Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

», которая рассказывает о возрождении современной Соловецкой обители и судьбе ее начельников.

В середине лета 1990 года В. Карнюшиным были сделаны снимки визита на Соловки международной культурной миссии «Истоки». Во время своего пребывания в обители, члены гуманитарного проекта приняли участие в водосвятном молебне на берегу Святого озера, установке креста на месте разрушенной кладбищенской церкви во имя прп. Онуфрия Великого. На снимках, также запечатлены концерт православной музыки на паперти Спасо-Преображенского собора, перенесение уцелевших древних надгробий на территорию разоренного в годы лихолетья братского кладбища, молебен у входа в Спасо-Преображенский собор и посещение Свято-Вознесенского скита на вершине Секирной горы.

В 1992 году на монастырской звоннице появились первые колокола. В августе произошло знаменательнейшее событие - (Крестный ход со святыми мощами из Александро-Невской Лавры в аэропорт. Вылет в Архангельск. Крестный ход из аэропорта к площади у Морского вокзала. Святейший Патриарх Алексий II служит торжественный молебен. Погрузка на корабль «Алушта». Отправление корабля на Соловки. Прибытие. Крестный ход от Тамариного причала к монастырю).

На снимках, сделанных Виктором Печеневым в апреле следующего года, запечатлен один из крестных ходов по храмам обители, которые традиционно совершаются в Соловецкой обители на Светлой седмице. Остановка крестного хода в Свято-Троицком соборе монастыря. На фотографиях: игумен Иосиф (Братищев) (ныне архимандрит), иеромонахи Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит) и Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиаконы Савватий (Буев) (ныне игумен) и Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), инок Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), инок Иона (ныне монах Лазарь), Андрей Близнюк (ныне протоиерей), Виктор Лагута († 21.11.2009).

В августе 1993 года музей-заповедник «Коломенское» передал в Соловецкую обитель семь предметов, ранее принадлежавших Соловецкому монастырю. Это каменный крест преподобного Савватия; икона «Чудо архистратига Михаила в Хонех» XIX века, находящаяся сейчас в одноименном храме Вознесенского скита на г. Секирная; икона «Спас на убрусе» 1882 г. - в настоящее время находится в иконостасе храма Благовещения Пресвятой Богородицы на своем историческом месте; фрагменты резного иконостаса храма Благовещения, которые впоследствии были использованы реставраторами для воссоздания иконостаса, а также три иконы XIX в. (до революции находились в иконостасе этого же храма).

К сентябрю того же года, относятся фотографии Праздника Крестовоздвижения в надвратной Благовещенской церкви. Среди участников службы: архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь), иеромонахи Стефан (Постоляко), Зосима (Чеботарь), Антоний (Плясов), Савватий (Буев), иеродиакон Иринарх (Михеев), иноки Елисей (Рашковский; † 13.10.2011) и Филипп. Кроме соловецкой братии, на фото - духовник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронов) и иеродиакон из той же обители.

Вероятно, к 1993 году относятся и снимки, сделанные Виктором Лагутой на монастырской звоннице. На фото запечатлены: игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиакон Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), Александр Яковлевич Мартынов (ныне заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе) и другие люди, личности которых нам не удалось идентифицировать.

Всенощное бдение с литией и Божественная Литургия в надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря состоялись либо в 1993, либо в 1994 г. На фото запечатлены: наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), инок Елисей (Рашковский) († 13.10.2011), иеродиакон Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), инок Адриан (Лялин), инок Иона (Букшану) (ныне монах Лазарь), инок Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), послушник Николай Матвеев, рясофорный послушник Владимир Граненко, послушник Дмитрий Новожилов, инок Вассиан (Русских) (ныне игумен Иннокентий), Георгий Кожокарь.

Существует еще одна фотосессия Всенощного бдения в этом храме, которое также датируется 1994 г. На фото запечатлены: наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиакон Лонгин (Новоселов) (ныне иеромонах), иеромонах Савватий (Буев) (ныне игумен), инок Вассиан (Русских) (ныне игумен Иннокентий), послушник Павел Любенко (ныне иеромонах Гурий), иеродиакон Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), инок Иона (Букшану) (ныне монах Лазарь), инок Елисей (Рашковский) († 13.10.2011), послушник Николай Матвеев, послушник Константин Тихтилов (впоследствии монах Феодор), инок Иоанн (Пономарев) (ныне монах Иоанн), послушник Дмитрий Новожилов и другие.

Другие фотографии датируются 19 апреля 1994 г., когда на московском Подворье прошел монашеский постриг одного из первых насельников Соловецкой обители - иеродиакона Иринарха (Михеева) († 7.09.1994).

Еще одна фотосессия освещает визит на Соловки 6 июня 1994 года представителей дома Романовых во главе с великими княгинями Леонидой Георгиевной († 23.05.2010) и Марией Владимировной.

К фотографиям 1994 года относятся снимки разработки монастырского огорода, на которых запечатлены иеромонах Зосима (Чеботарь), инок Филипп (Агуреев), инок Елисей (Рашковский), трудники монастыря, а также ныне почившая соловчанка Лидия Фавстовна, а также уборка на Б. Заяцком острове, участие в которой принимали: Игумен Даниил (Воронов), иеромонахи Антоний (Плясов) и Стефан (Постоляко), иеродиакон Иринарх (Михеев), иноки Елисей (Рашковский), Филипп (Агуреев) и Адриан, монахиня Мария (Братищева), послушник Владимир (Грановский) и другие.

К этому же периоду относится серия «На монастырских послушаниях», в которых принимали участие иеромонах Зосима (Чеботарь), иноки Адриан, Гурий, Иннокентий (Русских), Иона, послушники Николай Буздык, Николай Морозов, Владимир Цветков, Георгий Кожакарь и другие, а также серии «На подворье в Кеми» и «Монастырский коровник и хоздвор».

До нас дошли уникальные снимки изготовления в Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Поклонного креста «В память новомучеников и всех пострадавших в земле соловецкой», который был установлен у подножия горы Голгофа на острове Анзер Соловецкого архипелага 3 июля 1994 г. На фотографиях: наместник монастыря архим. Иосиф (Братищев), руководитель Кресторезной мастерской Георгий Георгиевич Кожакарь, реставратор Владимир Антонович Шапошник (1-й слева на последнем фото), а также работники Кресторезной мастерской.

Реставраторы В. В. Сошин и В. А. Шапошник, отдавшие многие годы жизни восстановлению соловецких святынь, представлены и на других снимках того же периода.

На Радоницу, в день особого поминовения усопших, 20 апреля 1999 г. наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф (Братищев) с братией монастыря посетили Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, чтобы помолиться о упокоении почившей братии обители, всех на месте сем погребенных, пострадавших, почивших сродников и всех православных христиан.

Родился в семье служащих.

С 1950 года был призван епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) прислуживать за архиерейскими богослужениями. В 1955 году окончил среднюю школу и с благословения Ташкентского архиепископа Ермогена (Голубева) поступил в Саратовскую духовную семинарию, в 1956 году перешел в Ленинградскую духовную семинарию также с разрешения архиепископа Ермогена. В 1958-1960 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1960-1961 гг. был делопроизводителем Ташкентского епархиального управления, в 1962 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1962-1966 гг. учился в Ленинградской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Богослужение Святой Пасхи в его историческом развитии».

26 декабря 1965 года рукоположен во иеродиакона епископом Зарайским Ювеналием (Поярковым); 29 мая 1966 года рукоположен в иеромонаха митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым).

В 1966/67 учебном году иеромонах Герман состоял профессорским стипендиатом по кафедре Византологии, преподавал Литургику в семинарии и догматическое богословие в академии. 11 августа 1967 года был назначен инспектором Ленинградской духовной академии и семинарии с возведением в сан архимандрита, которое состоялось 12 сентября того же года. В 1967/68 учебном году преподавал в академии каноническое право.

В феврале-марте 1968 года был членом делегации Московской Патриархии в Западноевропейском Экзархате, посетил приходы Русской Православной Церкви в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии; в марте-апреле того же года в составе делегации РПЦ был на III Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге; в июле как член делегации РПЦ принимал участие в работе IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале (Швеция).

28 ноября 1968 года на заседании Священного Синода архимандриту Герману определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, а также ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.

В полдень 5 декабря того же года в храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение архимандрита Германа во епископа Тихвинского. При совершении чина наречения архимандрит Герман произнес речь, в которой, в частности, сказал: «Ваше Высокопреосвященство, Ваши преосвященства, святители Божии! В этот трепетный час, когда я предстою перед Вами, испытывая то, что может испытывать и переживать человек, вступающий на путь апостольского служения, мне вспоминаются внимание, дружелюбие и доброта людей, с которыми Господь судил мне встретиться. Это были школьные учителя и священники, наставники семинарии и академии, архиереи и миряне, большие друзья и просто знакомые, товарищи и сотрудники. Я помню радость моих родителей, когда покойный Владыка Гурий взял меня к себе в алтарь Ташкентского кафедрального собора и я стал его книгодержцем, я помню всех моих духовников, которые трудились над созиданием во мне „сокровенного в сердце человека“. Я знаю, что епископская митра - это терновый венец Христа. Епископ призван служить, а не господствовать, он призван душу отдать за избавление многих».

6 декабря 1968 года в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского была совершена хиротония архимандрита Германа во епископа Тихвинского.

После двухлетнего пребывания в должности ректора Ленинградской духовной академии и семинарии преосвященный Герман был назначен епископом Венским и Австрийским (до 1974 г.), Виленским и Литовским (1974-78 гг.), Тульским и Белевским (1978-86 гг.). В приходе святителя Николая города Вены епископ Герман основал детскую школу русского языка и православного воспитания; начал раз в месяц совершать Божественную Литургию на немецком языке для прихожан, не говорящих по-русски; регулярно выступал с проповедью и чтением Слова Божия по австрийскому радио; в Литве выступал с религиозными чтениями на собраниях епархиального духовенства. В 1980 году организовал епархиальное празднование 600-летия Куликовской победы с участием постоянных членов Священного Синода, за что Святейшим Патриархом Пименом был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. Епископ Герман проводил ежегодно по несколько пастырских собраний духовенства, что было не очень модно в то время; претерпел порицание от уполномоченного Совета по делам религии за требование совершать крещение взрослых через погружение.

29 июля 1986 года Владыке Герману определено быть архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы. В связи с 50-летием Высокопреосвященнейший Герман в 1987 году Святейшим Патриархом Пименом был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени. В 1988 году архиепископ устраивал отдельно в Западном и Восточном Берлине широкие празднования, посвященные 1000-летию Крещения Руси, при поддержке местных властей и религиозной общественности с приглашением Варшавского православного хора. К 20-летию архиерейства Владыка Герман был удостоен Святейшим Патриархом Пименом именной панагии и награжден государственным орденом «Дружба народов».

В 1989 году архиерей выступил инициатором проведения международной научной конференции в связи с празднованием 400-летия учреждения Патриаршества в России. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1990 году он предложил добиваться возвращения в собственность Церкви ее святынь, включая храмы, монастыри и другие виды церковного имущества, что получило одобрение участников Собора. После упразднения экзархатов на Архиерейском Соборе 31 января 1990 года архиепископ Герман получил титул «Берлинский и Лейпцигский», а через год ему было определено стать архиепископом Волгоградским и Камышинским.

25 февраля 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 586 за усердное служение Церкви Божией архиепископ Герман был возведен в сан митрополита.

Награды

Церковные:

  • Орден св. равноап. блгв. кн. Владимира 2-й степени (во внимание к церковным заслугам и в связи с 50-летием со дня рождения, 11 ноября 1987).
  • Орден прп. Сергия Радонежского I степени (2007).
  • Орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (14 сентября 1980).
  • Медаль прп. Сергия Радонежского I степени (1979).
  • Орден прп. Серафима Саровского II степени (2005).
  • Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.
  • Орден свт. Макария, митр. Московского (февраль 2003).

Светские:

  • Орден Почёта (28 декабря 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно - нравственных традиций
  • Почётный гражданин города-героя Волгограда (2010 год)
  • Орден Дружбы народов (1988 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций, укрепление межконфессиональных связей, строительство и восстановление храмов

Три дня в неделю проходят в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры особые службы. Наместник монастыря отец Герман вымаливает, мажет миром и кропит беснующихся людей. Любопытствующим и психически больным сюда лучше не заглядывать. Здесь лечат болезни духа.

Необъяснимые симптомы

Довольно часто пациентами, которых лечит отец Герман, становятся люди с необъяснимыми болезнями. Человек тает на глазах, теряет силы, еле ходит, но ни один врач не может определить причину и поставить диагноз. Другой случай - постоянная тоска, депрессия вплоть до желания уйти из жизни на фоне вполне благополучной судьбы. Или, наоборот, беспричинные вспышки ярости и раздражения, доходящие до буйства у человека, обычно спокойного и уравновешенного. Могут быть приступы, припадки, симптомы эпилепсии или шизофрении, но без всяких признаков органического поражения психики.

Есть такая болезнь - одержимость

Разгадка может обнаружиться в церкви. Резко негативная реакция на все атрибуты церковной службы - ладан, святую воду, крест, молитвы, иконы, мощи, - свидетельство того, что человеком руководит чуждая ему сила. Еще больший шок может испытать тот, кто, зайдя в храм, вдруг закукарекает или начнет нецензурно выражаться. Все это происходит помимо его воли.

Так личность сталкивается с фактом, что её душой распоряжается какая-то иная сила, независимо от того, верит она в её существование или нет. Отчитка, которую проводит отец Герман, с предельной ясностью показывает характер этой силы. "А ну уйди от меня, поп!" - может вопить басом тонюсенькая девушка, а малыш лет шести способен с такой силой ударить кропящего святой водой священника, что того отбрасывает метра на три. Низкая, злобная, агрессивная - бесы, демоны - является источником загадочных заболеваний человеческого духа, именуемых одержимостью.

Как становятся бесноватыми

Первой причиной того, что люди оказываются во власти демонической силы, является неверие в духовный мир: ни в Бога, ни в черта. Из-за атеистического воспитания одно поколение безбожников сменялось другим, накапливая багаж грехов, - так объясняет отец Герман распространение одержимости в среде постсоветского населения. Человек некрещеный изначально живет по страстям, не признает заповедей Божиих, не получает защиты Святого Духа и попадает во власть духа нечистого.

Верующий знает заповеди и следует им. Но под влиянием лукавых духов и крещеные люди отступают от Бога, совершают греховные поступки. Однако у них есть возможность раскаяться и восстановить связь с Ним в таинстве причастия. Тот же, кто не противится искушениям, грешит и не кается, теряет власть над своей душой, отдает её во власть бесам. Они вселяются в сердце такого человека в момент сознательного совершения бессовестного поступка.

Ещё один комплекс причин одержимости называет архимандрит Герман. Это кодирование, обращение к экстрасенсам, колдовские практики. По сути, это «вселение нечистой силы с полного согласия больного и под его расписку».

А вот выгнать лукавого духа из души - это уже не во власти самого грешника. Здесь нужна сильная молитвенная помощь извне, её-то и оказывает отец Герман. Сергиев Посад - место, куда устремляются тысячи несчастных в надежде вновь обрести власть над своей душой.

Экзорцизм - изгнание бесов

Троице-Сергиева лавра - одно из немногих мест в России, где страдающие одержимостью и беснованием могут получить помощь. Изгнание бесов в церковной практике называется экзорцизмом. В евангельские времена это было доступно только Иисусу Христу. Учеников своих Спаситель учил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (МФ.17,21). То есть только человеку крепкой веры и святой жизни под силу оказывать помощь в освобождении ближнего своего от нечистой силы.

С первых веков христианства установилась практика: на изгнание нечистых духов получать благословение у церковного иерарха, сан которого не ниже епископского. На Руси с 14 века была распространена молитва на изгнание бесов из богослужебной книги Киевского Могилы. Экзорцизм в России получил название отчитки - это особое богослужение для Сейчас чин отчитки входит в большой требник православных священнослужителей, она признается Православной церковью, но заниматься ею дано не всякому. Далеко не всякому, хорошо ещё, если одному из тысячи.

Нужны ли нам экзорцисты?

Противники чина изгнания бесов в практике православной церкви настроены категорично: «Отчитка отца Германа - это служба, которую нельзя посещать никому». Приводятся многочисленные аргументы, утверждается, что русская церковь никогда не знала этого чина. А что предлагают противники отчитки попавшим в беду людям? Тем, кто уже здесь, на земле, увидел себя в аду и во власти бесов. Молиться, поститься, ходить в церковь, каяться, причащаться, посещать святые места - словом, исправляться и надеяться на милость Божию.

Да! Теперь-то одержимый и готов делать всё, чем раньше пренебрегал, но владеющая им сила не даст приблизиться к Богу. Не всякий батюшка на приходе обладает молитвенной силой для возвращения блудного сына в лоно церкви. Нужна особая служба и люди, способные без вреда для себя совершать её.

Где могут помочь

Отец Герман Чесноков считается ведущим экзорцистом в России, а Троице-Сергиева лавра - самым известным местом, где получают помощь духовно болящие. Еще в советские времена занимался здесь отчиткой игумен Адриан. Лет тридцать назад получил от патриарха благословение на эту службу отец Герман. Лавра, однако, не единственное место, где способствуют духовному исцелению. В 100 километрах от Москвы, в селе Шугаево, служит о. Пантелеимон, в Башкортостане известен о. Симон, проводят отчитки в Калужской и в Горнальском - Курской области; в Нижегородской области такие службы правятся в Оранском монастыре, а в Пензенской - в Свято-Рождественском, что в селе Трескино. В сельских храмах Владимирской области и Татарстана есть священники, которые используют для помощи людям чин отчитки. Всего по России насчитывается до 25 священников, практикующих эту службу, собирающую огромное количество людей. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В лице этих священников православная церковь протягивает руку людям, попавшим во вражеский плен. Почему же их так мало?

Сделал доброе дело - готовься к искушению

В одной популярной православной книге приводится история батюшки, рискнувшего однажды исцелить бесноватую девочку. Не устоял перед просьбами несчастных родителей. После недели усиленного он провел чин отчитки по требнику - и нечистый дух оставил дитя.

Чувство радости сопровождалось невинной мыслью: «И я не так прост, что-то могу». Желание рассеяться и отдохнуть после напряжения духовных сил тоже вполне объяснимо - и батюшка с газетой в руках углубился в чтение городских новостей. Подняв глаза от интересной статьи, он ясно увидел того, кто вышел из девочки. Бес, глядя прямо в глаза, внимательно изучал его. Не помня себя от ужаса, священник помчался к духовному отцу, у которого даже не попросил благословения на эту службу. Надо думать, молитвы духовника смягчили расправу: батюшка был ограблен, избит, лишился всех зубов.

"Без Меня не можете творить ничего"

Абсолютное смирение, которое исключает всякую мысль о своей причастности к успеху - вот условие защиты от нападения нечистой силы. Смирение - это опытное познание своей немощи, служитель стопроцентно уверен, что исцеляет только Христос. «Я не изгоняю бесов, я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог», - объясняет отец Герман. Отзывы о его службе могут быть различными, но то, что он сильный молитвенник, признают все. Он развивает мысль дальше: служба отчитки не имеет особой философии и не требует сверхъестественных способностей, выполняет он её не по призванию и личному влечению, а по послушанию. Такое же отношение к чину отчитки у отца Симеона из Башкирии - это всего-навсего духовная гигиена, ведь моем же мы руки и чистим зубы.

Другая составляющая безопасности, защиты от нападения бесов - максимальное удаление от всего мирского. В монастыре это выполнить легче. Людям в миру надо быть осторожнее. «Телевидение - источник духовного повреждения», считает отец Герман и включает его в число наиболее распространенных причин одержимости.

Послушание, смирение, отречение от мира с его страстями - казалось бы, ничего сверхъестественного, но так мало служителей, которым это по силам!

Александра Чеснокова

Божественный промысел есть в жизни каждого человека, но не всякий может следовать ему. Череду чудес увидел в своей жизни отец Герман - биография его содержит множество, казалось бы, несовместимых между собой фактов.

Воинская служба в Средней Азии в особом пограничном округе. Времена были неспокойные - шла война в Афганистане. За боевые операции по задержанию лазутчиков Александра Чеснокова (мирское имя отца Германа) хотели даже представить к званию Героя Советского Союза. Чем не начало успешной военной карьеры? Но претендент не был членом КПСС и, видимо, не собирался в неё вступать. Следующий этап - учеба в Московском автодорожном институте, престижном советском вузе. Учился он на экономическом факультете. Автомобили, экономика - образование, которое могло обеспечить интересную работу и успешную жизнь как в советском, так и в постсоветском обществе. Неожиданно для близких и знакомых оно прерывается.

«Моя жизнь - череда чудес»

По совету духовного отца Александр становится слушателем духовной семинарии, а затем академии. Профессор МДА А. Осипов вспоминает, что на его семинарах особенными познаниями Чесноков не выделялся, был простым слушателем, в тонкости богословия не вдавался. А в последний год учебы студент Александр становится послушником Лавры, примеряя на себя монашескую жизнь.

Когда вплотную встал вопрос о будущей жизни: стать монахом или священником в миру, произошёл «эпизод с солью». В нем видно прямое указание на волю Божию. За полчаса до того, как дать окончательный ответ, Александр, сидя в келье, подумал: «Если оставаться в Лавре, пусть у меня кто-нибудь что-то попросит». Тут же раздался стук в дверь, и знакомый иеромонах попросил у него соли. Вопрос был решен, в тот же день состоялось пострижение Александра. Знакомый иеромонах только пожимал плечами: «Никакой соли я у тебя не просил!» В настоящее время несостоявшийся Герой Советского Союза - экзорцист отец Герман. Сергиев Посад - место его постоянного жительства и служения.

Наша служба и опасна, и трудна

Каждую неделю в четверг, пятницу и субботу в полдень в Петропавловском храме, что рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, совершается чин изгнания бесов. Раньше он проходил в надвратном внутри монастыря. Несколько сот людей минут 10-15 напряженно ожидают священника. Это опоздание - начало подготовки к нелегкой службе.

Появление священника сопровождается шумом и ропотом в толпе, кое-где плачут, где-то угрожают, слышны рычание, мяуканье, кукарекание, лай, - всё обнаруживает присутствие нечистой силы. Служба отца Германа начинается с длинной проповеди. Она длится 1,5-2 часа, и некоторые уходят уже с неё. Остальные же слушают, затаив дыхание, потому как каждый узнает в обличениях священника свою жизненную историю.

Начинается чтение молитв на изгнание нечистых духов. богослужения, и бесы начинают неистовствовать: воют, рычат, матерятся, визжат. В храме присутствуют помощники батюшки, которые по его знаку выводят «симулянтов» - людей, играющих на публику. По признанию о. Германа, он знает, после какой именно молитвы выходят бесы.

Затем следует помазание миром, окропление святой водой - этим действиям нечистые духи оказывают физическое сопротивление, требуется немалое усилие, чтобы святыня коснулась тела беснующегося человека. "Изыди, отойди, Сатана... Изгоняем тебя именем Бога!" По окончании молитвы о. Герман напоминает, что на отчитке желательно побывать три раза, а затем обязательно участвовать в таинствах соборования, исповеди, причастия.

"Узок путь, ведущий в жизнь вечную"

Беснование и одержимость - это урок, данный Богом человеку, слишком далеко зашедшему по широкому пути греха. Это возможность уже в земной жизни увидеть, чью волю исполняет грешник. Отчитка отца Германа - шанс вырваться на волю из бесовского плена и начать жизнь по Богу. Покаяние, исповедь, причастие, молитвы и следование заповедям - это путь личной борьбы за своё спасение.

21 августа 2012 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе .

За Литургией была совершена хиротония во епископа Мариинского и Юргинского.

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; , председатель ; ; ; , наместник , председатель ; , руководитель Московской Патриархии; ; ; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкой обители; , председатель ; , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя ; , клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; , руководитель ; братия обители в священном сане.

За богослужением молились гости, благотворители и паломники Соловецкой обители.

Пели братский хор Соловецкого монастыря (регент — иеродиакон Савва (Романченко)) и квартет Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеродиакона Михея (Соррэ).

На малом входе в соответствии с Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года () Святейший Патриарх Кирилл возвел архимандрита Порфирия (Шутова) в сан игумена Соловецкого монастыря и вручил ему игуменский жезл.

Также Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Божией удостоил ряд насельников Соловецкой обители богослужебных наград:

  • в сан архимандрита были возведены благочинный Соловецкого монастыря игумен Ианнуарий (Недачин) и духовник обители игумен Герман (Чеботарь);
  • права ношения палицы были удостоены ризничий монастыря игумен Савватий (Буев) и скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита игумен Евлогий (Стручалин);
  • права ношения набедренника были удостоены насельник Вознесенского скита на Секирной горе иеромонах Кассиан (Анисимов), скитоначальник Троицкого Анзерского скита иеромонах Георгий (Курдогло) и насельник Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко);
  • иеродиакон Тихон (Зимин), старший диакон Соловецкого монастыря, был возведен в сан архидиакона;
  • иеродиакон Иаков (Макеев), скитоначальник Саввативой пустыни, был удостоен права ношения двойного ораря.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл епископа Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх совершил славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Святейшего Владыку приветствовал игумен Соловецкой обители архимандрит Порфирий, который преподнес Его Святейшеству икону «Явление Божией Матери преподобному Иову», написанную в честь 300-летия Анзерского чуда.

С к верующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В дар обители Предстоятель передал икону «Уверение апостола Фомы». Поздравив отца Порфирия с возведением в сан игумена Соловецкой обители, Святейший Владыка вручил ему наперсный крест. Верующим были розданы иконки преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с Патриаршим благословением.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси