Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации. Концепция коэволюции Н.Н. Моисеева Идея коэволюции человека и природы

15.03.2024 Обслуживание

Введение

Современное общество на данном этапе своего существования сталкивается не только с экономическими препятствиями и барьерами, но и с проблемами, связанными с экологией, природой. Экологические проблемы возникают постепенно, медленно разрушая биосистему Земли. На сегодняшний день проблемы загрязнения воздуха, водоемов, глобальное потепление, перенаселение носят достаточно острый характер и требуют всеобщих усилий государств по принятию защитных и охранительных мер, касающихся создания и поддержания гармонии между обществом и природой.

Как гласит второе правило термодинамики: «Любая (неограниченно растущая) система может развиваться только лишь за счет деструкции окружающей среды» В. И. Каракеян, Экономика природопользования: учебник для бакалавров / В. И. Каракеян. -- М. : Издательство Юрайт; 2012 - С. 10.. Таким образом, актуальность решения экологических проблем и необходимость «коэволюции» природы и общества обусловлены экономическим развитием человечества, которое постепенно разрушает окружающую среду. Несомненно, совокупная деятельность человека на сегодняшний день подрывает природное равновесие биосферы, и, тем самым, того не желая, человек собственными усилиями (новыми техническими средствами, «вредной» технологией производства) ведет себя к гибели.

Но, тем не менее, было бы неверно считать, что общество может нести лишь хаос и разрушение, человек способен созидать и создавать. Научная деятельность, творчество приводят к рождению и реализации идей, которые способны изменить мир в лучшую сторону, преобразовать сознание и ход мыслей человечества. Известно, что осуществляется мировая пропаганда «чистой» технологии, поощрение научных проектов по созданию экологически чистых продуктов, производств. Более того, общественные деятели, ученые в России в своих трудах выразили необходимость изменения роли человека во Вселенной. Например, теория Вернадского о «ноосфере», суждения Циолковского приобретают всю большую популярность и имеют социальную значимость, так как несут идею перехода от антропоцентризма, где благополучие человека на первом месте, к биоцентризму, где интересы всего живого превыше эгоистических, человеческих желаний. Главная цель моей работы - это изучить, как изменялись суждения, действия людей, государств относительно взаимосвязи природы и экономики на протяжении различных эколого-социально-экономических эпох.

Задачи исходя из цели работы следующие:

· Рассмотреть основные проблемы коэволюции человечества и природы

· Изучить основные черты эколого-социально-экономических эпох

· Изучить теорию «ноосферы» В.И. Вернадского как экологический идеал, который провозглашает коэволюцию человека и природы

Проблема коэволюции человечества и природы. Эколого-социально-экономические эпохи

Экологический кризис вызван человеком, интересы которого эгоистичны и неограниченны, они приводят к хищническому отношению к природе, провозглашению концепции антропоцентризма. Что же повлияло на принятие именно такой системы взглядов? Ответ заключается в отличительных особенностях человека от остального живого. Человек разумен, на деятельность человека в основном влияют социальные и культурные факторы, так как человек «живет» в обществе, поэтому он может определять свою направленность деятельности, контролировать ее разумом, а не только инстинктами.Но, несмотря на данный факт, общество, столкнувшись с последствиями его деятельности, которые могут привести к его гибели, осознает, что от принципа безудержного преобразования природы и неограниченной ее эксплуатации следует перейти к экономии природных ресурсов и весьма осторожному изменению природной среды жизни. То есть необходимым условием благополучного существования человечества является переход к «коэволюции», совместному существованию человека и природы, уделив основное внимание рациональному преобразованию человеческого общества. Идея «коэволюции» является центром биоцентризма, экологического сознания, планетарного мышления. Именно экологическое сознание способно рационализировать деятельность человечества и привести к единству человека и природы, что является ключом к сохранению жизни на Земле. Проблема в том, что формирование такой системы мышления требует длительного отрезка времени и действий со стороны государств. На сегодняшний день данное экоцентрическое сознание находится в стадии формирования, об этом свидетельствует наличие «ползучих опасностей», которые медленными темпами разрушает живое и являются следствием научно-технического прогресса, способности человечества создавать новые химические вещества, контролировать химические процессы. Новые химические вещества, например: лаки, пластик не могут быть в круговороте веществ, не разлагаются, разрушают биосистему.Таким образом, в соответствии с наиболее яркими проявлениями экологического кризиса: загрязнение воздуха, разрушение озонового слоя, парникового эффекта и др. разумная деятельность определяется основными показателями, связанными с экономикой:

· недопустимость выхода геофизических систем планеты (океаны, поверхностные воды суши, земная кора, др.) из стационарного состояния из-за перепроизводства энергии;

· ограничение и создание нормативов выброса синтетических и других антропогенных веществ;

· добыча химических элементов из недр земли, которая основывается на учете самоочищающей способности редуцентов и способности живых систем планеты противостоять загрязнениям;

· поддержание экологического баланса в пределах экономической оправданности.

Более того, ограничения и лимиты в природопользовании подразумевают интенсивное развитие экономических процессов (поиск разумных альтернатив использования ресурсов), отказ от психологии экстенсивного расширения природопользования, который все-таки на данный момент доминирует в мире. Тем не менее общественное сознание постепенно трансформируется и разделяет важность идей коэволюции человека и природы. Процесс изменения идей, действий человечества в отношении природы и человека можно проследить в смене эколого-социально-экономических эпох.

Эколого-социально-экономическая эпоха - определенный отрезок истории, который характеризуется определенными идеями в отношении роли человека и природы в экономике.

Ученые выделяют 4 эпохи:

1. Технология с экономическими ориентирами.

Данная эпоха началась с 17 века и закончилась серединой 20 века. Данный период охватывает различные формы экономических отношений: феодализм, где основным «орудием труда» является раб, не имеющий свобод и работающий на хозяина, капитализм. Несмотря на то, что феодализм и капиталистические отношения имеют существенные различия в форме собственности, в способе производства, они имеют общие экономические тенденции в отношении экологии и природы. Характерными чертами являются:

· стремление к максимальному демографическому росту, ограниченному недоеданием и болезнями.

· Территориальная и демографическая экспансия (захват рабов, привлечение рабочих рук из-за рубежа, эксплуатация захваченных территорий, создание колоний)

· Игнорирование охраны природы, экстенсивное производство и использование полезных ископаемых и других ресурсов природы

Таким образом, в мировом обществе наблюдалась доминанта прокормления, которая основывается на том, что природа в полном подчинении человека, является «средством и материалом удовлетворения любых потребностей в любых количествах», и биологические системы не нуждаются в защите и охране.

2. Технология с экономическими и отчасти экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет временные границы середина 20 века - конец 20 века. Данный период характеризуется усилением глобализации мирового сообщества, увеличением числа монополий, развитием вычислительной техники, ростом населения в связи с развитием медицины. Глобализация мировых экономики привела к бурному росту промышленного производства, увеличения научных открытий, которые в свою очередь имели негативное воздействие на природу. Но, несмотря на это, проявление экологических проблем привели лишь к декларации охраны природы, а не к действиям. Более того хищническое отношение к природе преобладает, территориальный экспансизм, производство использует ресурсы некачественно и нерационально, экстенсивным путем ради получения прибыли более дешевым способом. Следовательно, данная эпоха провозглашает доминанту экономики, которая ставит выше экономические интересы, которые основаны на личной, но не общественной выгоде будущего благополучия.

3. Технология с экономическими и возрастающими экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет границы - конец 20 века - середина 21 века, то есть затрагивает наше время.

Характерные тенденции и черты:

· Осуществляется охрана окружающей среды, но с технологическими и экологическими ограничениями (лимит выбросов, отходов, штрафы и др)

· Сдерживание демографического роста не происходит, лишь декларируется

· Ресурсный экспансионизм, потребление и добыча ресурсов по-прежнему весьма велика

Эпоха характеризуется доминантой экономики с экологическими ограничениями. Приветствуется чистая технология производства, государство регулирует деятельность предприятий в отношении природы посредством санкций: штрафов, лимитов и нормативов предпринимательской, производственной деятельности. Тем не менее, производство технологий, которые не вредны, практически не осуществляется, так как это все еще не выгодно из-за высоких издержек.

4. Технология с абсолютно экологическими ориентирами.

Ученые считают, что «технология с абсолютно экологическими ориентирами» еще не сложилась и будет сформирована к середине 21 века.

Данная технология ставит выше интересы планеты в целом, и главной целью человеческого общества является не удовлетворение личных потребностей, а совместимых с интересами природы, окружающей среды. Демографические процессы подчинены цели повышения «качества» человека -- низкой заболеваемости и высокой продолжительности жизни на фоне повышения образованности и обеспеченности. Человечество осознает невыгодность войн, массового оружия, но, тем не менее, возможны политические столкновения по поводу выживания, ресурсов, так как экологические проблемы достигнут своего пика (нехватка питьевой воды, полезных ископаемых, загрязнение воздуха). Таким образом, будет существовать доминанта выживания. На данный момент, как считают ученые, человечество находится между 2-й и 3-й эпохами, постепенно втягиваясь в 3-ю эпоху. Несмотря на это давление на природу демографическими тенденциями все равно практически не уменьшается. Во многих странах демографические программы неэффективны. Если не будет иметь место превентивная саморегуляция, то в будущем возникнут конфликты и самоуничтожение в ходе войн. Он неразумен и недопустим. Таким образом, государства должны разработать экологическую политику, которая будет ограничивать разрушительную деятельность человека. Государства, граждане государств должны осознавать необходимость создания новых экономических ориентиров и принципов, которые будут соответствовать схеме не «товар -- деньги -- товар», а «природная система -- ее ресурсы -- товар -- деньги -- воспроизводство природных систем». Именно данная схема экономики не приведет к гибели живого. Более того, государственный аппарат должен поощрять «чистые» производства, научные идеи по сохранению природы, внедрение принципа «богатеет охраняющий» в рамках отдельных предприятий, отраслей хозяйства и особенно в рамках территориальных хозяйственных комплексов. Но особенно важно, если нормативы деятельности будут учитывать не только безопасность здоровья человека, но и гарантировать здоровое функционирование природной среды. Расчет необходимо строить не только на эгоистичных устремлениях того или другого региона и государства, а на основе понимания интегрального единства мира и людей в нем. Основная цель человечества заключается в том, чтобы с учетом реальных ограничений и объективных процессов обеспечить себе максимум экономических, социальных и природных благ, т.е. оптимальные условия существования без возникновения угрозы любого дисбаланса. В этом смысле все научные и практические знания имеют единое назначение и не противоречат друг другу. Обеспечение коэволюции природы и экономики невозможно лишь посредством государственного приказа, страха перед наказанием, каждый гражданин любого государства должен проникнуться идеей о гармонизации отношений с окружающим миром. Наиболее эффективным средством достижения равновесия биосферы, я считаю, является экологическое воспитание, пропаганда государством идеологии «экоцентризма», «планетарного мышления». Как известно, идеи изменения роли человека были изложены во многих трудах русских ученых «космистов» Циолковского, Гумилева, Вернадского. Поэтому, я думаю, необходимо рассмотреть знаменитую теорию о «ноосфере» Вернадского.

В предельно широком философском смысле природа - это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реаль­ность», «Космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человек а, выступающая в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философского размышления о природе и отношении к ней человека.

Умозрительное философское истолкование природы как целостности носит название натурфилософии (от лат. natuга - природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения спо­собствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга. Со временем натурфилософские умозрительные построения вступи­ли в конфликт с развивающимся естествознанием и были им отвергнуты, но философия не утратила своего значения для науки. Не подме­няя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания природы.

Каким же мир предстает глазам современного ученого? В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. Вместо жесткого детерминизма в квантовой физике действует принцип неопределенности. Один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.



Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится концепция глобального эволюционизма , объ­единяющая идеи системного и эволюционного подходов. На ее основе создается единая научная картина мира, общая стратегия естест­веннонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и со­циальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины. В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: синергетика, теория нестационарной Вселенной, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, сложные многоклеточные организмы, сообщества людей и т. д.) Благода­ря синергетике самоорганизация, включающая все процессы саморегуляции, самовоспроизведения порядка из хаоса, рассматривается как одно из основных свойств Вселенной.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX века. Первой версией этой теории стала концепция расширения Вселенной в результате «Большого взрыва», происшедшего примерно 13 млрд. лет назад. В середине XX столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с пересмотром взгляда на физический вакуум и возникновением концепции «раздувающейся» Вселенной, в рамках которой было описано «самое начало», охватывающее промежуток времени от нуля – условного момента «Большого взрыва», до крохотных долей секунды. В хаотическом напряженном скалярном поле Большой Вселенной возникают флуктуации напряжения (случайные локальные изменения), порождающие виртуальные частицы – зародыши Малых Вселенных вроде нашей. Часть из них может «выжить», перейти к стабильному состоянию. Так, частицы вещества рождаются из энергии поля по модели, сформулированной в синергетике. Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представление о так называемой инфляционной фазе ускоренного рас­ширения. После колоссального расширения окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Наша Вселенная вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходил синтез тяжелых элементов. Умирающие звезды выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых струк­турах – туманностях. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды и планеты, в том числе и наша Земля. В результате развития данной концепции возникло представление о Вселенной как состоя­щей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяет рассматривать наблюдаемую Вселенную (Метагалактику) лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих Вселенных.

Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX века в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения - учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления - биогеохимии. Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Она - результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую космическую эволюцию.

Таким образом, в XX веке благодаря развитию естествознания возникла общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе междисциплинарного синте­за знаний.

Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.

Понятие коэволюции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, например, бабочки и цветка, т.е. по сути, оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Н.Н. Моисеев под коэволюцией понимает соразвитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.

Применительно к природе и обществу коэволюция предлагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. В свою очередь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы, иначе она же отомстит за каждую допущенную по отношению к ней ошибку.

Коэволюционное развитие природы и общества являются необходимым условием устойчивого развития как самой природы, так и социальной среды.

Принцип коэволюции , т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы.

Сегодня единственный путь сохранения человека в составе биосферы - это путь коэволюции, т.е. такого изменения образа жизни людей, который согласовал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы в канале эволюции, порадившем феномен человека.

Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов (запретов) будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.

Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена и каждую конкретно-историческую эпоху.

Во взаимодействии природы и общества можно выделить четыре основных коэволюционных этапа.

Первый из - них, самый древний - архаичный. Коэволюция природы и общества здесь проявляла себя с абсолютной адекватностью, так как человек стремился жить в гармонии с природой, и его деятельность не носила разрушительного характера. Основной чертой этого периода является присваивающая экономика. Люди здесь использовали в основном готовые продукты природы, применяя примитивные орудия труда. Основными видами их деятельности были охота, собирательство и рыболовство, что не могло оказать преобразующего, т.е. негативного воздействия на природу. Крупнейшим завоеванием этого этапа, подготовившим переход к следующему, явились два существенных момента, - это овладение огнем и отбор наиболее ценных для человека видов растений и животных.

Второй этап коэволюции природы и общества связан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. В этот период не происходит существенных нарушений в коэволюционном равновесии между природой и обществом. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды.

Третий коэволюционный этап взаимодействия природы и общества - промышленный. Он связан с промышленной революцией XVIII века. Основная здесь ставилась задача подчинение природы господству человека, ее покорение. В этих целях в производстве используются машины, техника и усиливается антропогенное воздействие человека на природу, она становится целью (средством) его преобразовательной деятельности. Вследстнии этого намечается противопоставление общества природе и нарушение между ними коэволюционного баланса. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается, экосистема расстраивается.

Четвертый этап коэволюционного взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Это время небывалого развития науки и техники, превращения научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества.

Создавая невиданные ранее возможности и средства для покорения природы, научно-технический прогресс вместе с тем способствует и ее разрушению, усугубляет и без того сложную экологическую ситуацию, лишая человечество перспектив развития.

Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания и привнесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества.

Такие сомнения, в частности, высказывают В.И. Данилой-Данильян и Г.М. Лыч. Они не допускают того, чтобы естественный процесс эволюции биосферы целенаправленно регулировался человеком. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Человек уже сейчас управляет многими природными процессами. Поэтому привнесение регулятивной компоненты в управление природой «вещь» вполне допустимая. Человек своей преобразовательной деятельностью нарушил баланс в соотношении природы и общества он должен и восстановить между ними коэволюционное равновесие.

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние(то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга –- человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

Общество представляет собой один из высших этапов бесконечной эволюции и усложнения природного бытия. В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношения человека к природе .

Первый из них - древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Основными видами деятельности, обеспечивающими жизнь людей, были собирательство, охота, рыболовство. В качестве жилищ ис­пользовались природные укрытия. Крупнейшие достижения этого этапа - овладение огнем, отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных. Но в целом человек еще был «в плену» у природы;

Второй - аграрный, так как главными сферами деятельности людей, обеспечивающими существование и развитие общества, становятся земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. Исторически данный этап охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В качестве источника энергии использовались мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды;

Третий - промышленный. В области энергетики формирование этого типа отношений началось с применения в производ­стве пара, а затем и электричества. В производственных целях стали создавать машины, использование которых резко повыси­ло производительность труда людей. В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное количество различных минеральных, ор­ганических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно развивается наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы планеты уже не считаются практически неисчерпаемыми. Мощь человечества сопоставима с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становятся промышленность, машинное производство;

Четвертый (современный) характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. И прежде всего – проблему управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами.


Характерной особенностью четвертого типа взаимодействия природы и общества является возрастание степени сложности проблем, которые возникают в русле этого процесса. Современ­ное человечество живет в эпоху небывалого развития науки и техники, сопровождающегося активным воздействием на при­родную среду. И хотя в последние годы принимаются меры (глав­ным образом в промышленно развитых странах) по ее охране и оздоровлению, тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос прогнос­тика не дает. Можно предположить, что разворачивающийся в мире процесс глобализации будет вести к целостности человечества, преодолению национального эгоизма, объединению ресурсов и усилий по решению глобальных проблем.

Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены вся­кого смысла. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состояние, где места человеку уже нет. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности природной среды. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь раз­вития.

Е.В. Рябова

Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

Современная цивилизация в своем развитии находится в той точке исторического процесса, которая определяет динамику и направление общественного развития на длительную перспективу.

ХХ век принес человечеству не только общественные достижения, но и ряд сложных проблем. Одна из наиболее болезненных – глобальная экологическая проблема. Объяснений причин возникновения кризисной ситуации много, но одно ясно всем: в основе всего этого процесса находится человек.

Кризис во взаимоотношениях человека со средой своего обитания обусловлен не каким-то одним видом деятельности человека, а теми регулятивными установками, которые определяли характер и специфику становления всех этих видов деятельности.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности создания новой доминирующей парадигмы нынешнего этапа развития цивилизации. Современная эпоха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, которое будет целенаправленно решать задачи гармонизации отношений между природой и человеком.

Среди регуляторов, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности, прежде всего, переход от установки на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экономических лимитов. Переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития.

Как эволюционный процесс пойдет дальше, продолжится ли деградация природной среды и человечество погибнет или возможны коэволюция человечества с природой, его сохранение и дальнейшее развитие? На этот вопрос чрезвычайно трудно ответить. И, тем не менее, возможные варианты будущего необходимо представить, чтобы успеть предпринять необходимые меры. Коэволюция возможна лишь при условии, что общий разум объединит человечество в одно сообщество землян с сохранением всего культурного разнообразия народов и принципов нравственности, на вечных ценностях бытия, которые сделали человека человеком. Это под силу разуму того социума, который способен осознать себя в качестве единого живого сообщества, думающего о себе в целом, заботящегося о своей судьбе.



Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Отношение к процессу коэволюции сегодня достаточно неоднозначно. Одни ученые считают её единственным путем сохранения человечества в составе биосферы, который согласовал бы потребности людей с возможностями сохранения природы. Другие не допускают использование термина «коэволюция» применительно к развитию природы и общества, поскольку реализация такой возможности считают прекращением естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком.

Коэволюция общества и природы - это альтернатива противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых - альтернативных моделей и идеалов будущего.

Сегодня человечество имеет огромные потенциальные возможности своего развития. Большие надежды в этом плане возлагаются на прогресс науки, на коллективный разум, который находится на новой ступени совершенствования и в перспективе должен стать общепланетарным разумом. Вместе с тем будущее человечество, видимо, не должно рисоваться только в радужных красках. В связи с этим можно согласиться с мнением Н.Н. Моисеева, который, рассуждая о той уверенности в будущем, которая звучит в ряде работ выдающихся ученых Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, справедливо отмечает: «Мне кажется, что полвека тому назад у обоих мыслителей было больше оснований для оптимизма, чем у людей нынешнего тысячелетия. Тогда еще ничего не знали об атомном оружии и не предполагали, что человечеству уже в зримом будущем предстоит преодолеть чрезвычайной остроты глобальный экологический кризис. И переход в эпоху ноосферу не будет плавным и безболезненным…» .

В целом следует согласиться с мнением ряда авторов, что прогнозируя будущее, следует избегать как излишнего пессимизма, так и неоправданного оптимизма, нередко встречающегося на практике. Оценки и прогнозы должны быть предельно реалистичными, объективными, в противном случае можно получить искаженную картину или неверно определить цели развития.

31. http://www.iwp.ru/monograf/kndd/ch51.html

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ –

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЕМКОСТЬ БИОСЕРЫ - http://lektsii.org/3-110118.html