Территория завоеванная аттила. Гунны - это кто такие? История гуннов. Сегмент культурной организации

17.01.2024 Эксплуатация

Широка и безбрежна полноводная река русской истории. Истоки ее в необозримом прошлом, и она плавно и неспешно течет в неизведанное будущее. Каждый, кто не равнодушен к русской истории и кому дорога своя Отчизна широкими горстями может черпать знания из реки истории, не боясь нанести ей урон — настолько она обильна и величава.

История русской нации полна удивительных загадок — и она не против того, чтобы человек открывал в ней все новые и новые завесы: необходимо только включить свое воображение и погрузиться в глубь веков — и тогда откроются удивительным образом драгоценные сведения, прежде не доступные. Мы попробуем только прикоснуться к одной из загадок истории древних славян, о которой мало кто знает.

Речь пойдет о великом повелителе племени гуннов — Аттиле, сумевшем всего за два десятилетия создать огромную империю, в которой вполне уживались разноплеменные народы. Он известен своими военными походами, опустошившими земли Римской империи, Галии и Северной Италии. Он легко покорил все Балканские страны. Одно его имя наводило ужас на жителей городов и лишало их способности оказать сопротивлении наступавшим ордам гуннов. В народе он получил прозвище Бича Божиего. Даже великие воины римской империи не могли противостоять натиску свирепых и воинственных кочевников!

Так откуда же взялось это воинственное и непобедимое племя гуннов? Хотя о гуннах написано много, но в «биографии» этого народа осталось до сих пор слишком много «белых пятен».

Некоторые исследователи считают, что предками гуннов являются монголы хионг-ну, жившие в Манчжурии и на территории Северного Китая. Не исключено, что именно от них китайцы отгородились Великой стеной, уповая на то, что стена спасет их от набегов воинствующих и беспощадных гуннов.

Но есть и иная версия — гунны спустились с Алтайских гор или были сибиряками. Некоторые историки склоняются к мнению, что родиной гуннов могла быть и Корея: возможно из-за возникшего тогда перенаселения на территории Кореи, жители массово уходили к сторону Тибета и Памира.

Исследователи считают, что племя гуннов отличалось неуемной жестокостью, неумением и нежеланием трудиться. Это были профессиональные воины и свой хлеб они добывали с оружием в руках, порабощая и грабя другие народы.

Самыми первыми набегами они заявили о себе в Китае — кочевники неожиданно налетали на провинции и забирали все, что требовалось им для жизни, жгли дома, забирали жителей деревень в рабство. После их набега — земли приходили в упадок, только ветер долго разносил запах гари, да поднимал вверх пепел. Считалось, что гуннам не ведома жалость и сострадание. Они стремительно уносились прочь от ограбленных поселений на своих низкорослых, мохнатых и выносливых конях, унося добычу. Они могли в один день, преодолев сотню верст, вступать в бой. Кстати, Великая китайская стена не представляла для них серьезной преграды — они спокойно огибали ее и вторгались на территорию Поднебесной.

Со временем, племя гуннов окрепло и увеличилось и, как следствие, расширялась география их набегов. Кочевники устремились на богатые западные земли — они растекались по ним подобно весеннему половодью — ведь ни одна армия не могла оказать им достойный отпор. Вот как описывал гуннов римский военноначальник: «Гунны превосходят в дикости и варварстве всё, что только можно представить себе о варварстве и дикости. Они наносят глубокие порезы на щёки своих детей с самого их рождения, так, чтобы волосы потом торчали из шрамов. Их кряжистые тела с огромными руками и чрезмерно большой головой придавали им чудовищный вид. Эти существа в человеческом обличии пребывали в животном состоянии».

Как показывает история — каждый народ имеет свое предназначение — и гунны не исключение. Они появились на небосклоне истории как яркое пламя, озарив пожарищами города многих стран и так же неожиданно и стремительно исчезли, словно туман, растворились без следа в других народах.

Именно гуннов считают своими предками такие народы, как туркмены, якуты и мадьяры.

Завоевательные походы гуннов на Запад стали причиной Великого переселения народов. Многие покидали свои дома, смешивались с жителями других стран, образовывались новые нации, новые государства. Возможно, предназначение гуннов и было в том, чтобы изменить географию и этнографию на карте мира.

До появления Аттилы гунны не имели своего государства, да оно и не нужно было воинственным кочевникам. Они могли длительное время находится на конкретной территории до тех пор, пока не будут исчерпаны все ресурсы. Аттила стал именно тем вождем, который смог объединить под своей рукой все разрозненные племена. Кочевники признали сразу его своим правителем за то, что он обладал удивительным талантом полководца. Он был сыном одного из вождей гуннов — Мундзука. Этот вождь не раз заключал перемирие с греками и римлянами, а заложником отправлял к ним своего сына Аттилу, который был очень любознательным и сообразительным. Находясь в плену, Аттила выучил латинский и греческий языки, изучил стратегию и тактику армий своих тюремщиков, а также понял значение для любого народа института государства. Он понял, что именно государство является фундаментом могущества любого народа.

Став вождем гуннов, Аттила создал огромную империю, со всеми сопутствующими атрибутами. У гуннов не было религии, Аттила через шаманов насаждал множество суеверий, вера в которые позволяла ему управлять своим многочисленными подданными. Гунны не боялись смерти — Аттила смог им внушить, что погибнуть в бою почетно и послужит примером доблести для их сыновей. И хотя к власти Аттила пришел в двадцать шесть лет, он показал себя, как талантливый дипломат. Он обладал даром подчинять к себе людей. Свою армию он создал по римскому образцу, научил своих воинов сражаться не только в конном, но и пешем строю. Также Аттила применял в своих военных походах катапульты, баллисты и стенобитные орудия, виденные им у римлян, но обладая знаниями военного инженера, он значительно усовершенствовал их. Покоряя один за одним европейские города, Аттила не захотел захватывать и разрушать Рим. До сих пор этот факт является загадкой.

Аттила не обладал героической внешностью — он был узкоплечий, невысокого роста, имел кривые ноги из-за того, что с детства ездил на лошадях. Тонкой шее было трудно держать большую голову, поэтому она постоянно раскачивалась, как мятник. Глубоко посаженные глаза, заостренный подбородок и клинообразная борода не портили его худощавое лицо. Он был умен, отличался решительностью, умел держать себя в руках, всегда достигал поставленной цели.

Аттила был очень любвеобилен, имел множество наложниц и жен.

Золото он ценил больше всего. Покоренные народы выплачивали ему дань только золотом, этим металлом откупались от него и покоренные города. Гунны считали драгоценные камни ничего не значащими стекляшками, а вот золото, по их мнению, было весомо, имело благородный блеск и являлось бессменным символом власти и богатства.

В 493 году нашей эры Аттиле исполнилось 58 лет, здоровье его было подорвано: частые припадки, обильные кровотечения. Лекари не знали как вылечить повелителя.

Аттиле все труднее было править своим народом — постоянно вспыхивали восстания, которые жестоко подавлялись.

Своего старшего сына Эллака с большим войском правитель отправил на разведку в сторону земель славян. Он с нетерпением ожидал его возвращения, планируя осуществить поход и завоевать территорию славян.

Возвратившийся Эллак, с восторгом рассказал отцу об обширных и богатых землях славян: «Там множество лесов, таких густых, что человеку трудно протиснуться среди деревьев, обширные пастбища с высокой, сочной травой, поля, засеянные хлебом и овощами. Полноводные реки способны вмиг утолить жажду нашей конницы…».

И хотя в то время славянские племена были разрозненными и не имели такого боевого опыта, как гунны, Аттила принял необычное для него решение — он предложил славянским князьям свое покровительство и дал обещание создать единое государство славян, которое станет частью империи гуннов. И… получил отказ — славяне хотели оставаться свободными. Тогда Аттила принял решение жениться на дочери славянского князя. Тогда владение землями непокорных славян будет решен самим собой. Поскольку отец славянской княжны не был согласен ни с предложением, ни с решением правителя гуннов, Аттила приказал казнить его. В те времена брать в жены дочерей побежденных военноначальников было в обычаях.

Свадьба проходила с обычным размахом: «Вожди племён дарили повелителю кочевников редких скакунов, украшения из золота и драгоценных камней, яркие ткани, шелка, сёдла, бронзовые вазы, изделия из слоновой кости. Подарков было так много, что помещения дворца были тесны для них, и подношения складывали на площади под присмотром воинов». Ночью Аттила увлек свою новую супругу в покои. Ни утром, ни в полдень повелитель не вышел из покоев. Обеспокоенные воины выбили дверь спальни и увидели мертвым своего господина. Оказалось, что после обильной еды и питья у Аттилы начался приступ, а молодая жена побоялась сообщить об этом стражникам.

О погребении великого полководца есть много, но противоречивых, сведений. По одной их версий его похоронили в русле большой реки, временно перегородив ее плотиной. В гроб положили дорогие украшения, оружие. А само тело правителя засыпали золотом. Затем восстановили русло реки. Все, кто участвовал в захоронении были убиты, чтобы сохранить в тайне место упокоения великого Аттилы.

Со смертью Аттилы наступил конец огромной империи гуннов. Империя была разделена между сыновьями Аттилы. Подчиненные ранее Аттилой западнославянские и германские народы восстали и свергли ненавистное владычество кочевников.

Веками об Аттиле слагались легенды и предания, но они ничего общего не имели с реальной исторической личностью вождя гуннов.

«Аттила - вождь и правитель гуннов, объединивший тюркские и германские племена, создав в 434 году огромную империю. Ещё при жизни о нем ходило множество легенд и разных историй. К тому времени, как он занял место верховного вождя, единой Римской империи уже не существовало. Огромное государство императоры разделили и юридически, и фактически. Между правителями Восточной и Западной Римских империй возникали постоянные разногласия, чем пользовались быстро набирающие силу варварские племена. В разногласия римских императоров вмешался и Аттила.»

Впервые этот грозный завоеватель был упомянут в 435 году при нападении на восточно-римский город Маргус . Аттила много воевал и с готами. Борьба оказалась успешной, и побежденные прозвали гуннского самодержца «Божьим бичом ». Воевал он и с правителями обеих частей когда-то единой Римской империи.

Первый поход Аттилы закончился победой, и, согласно договору, римское правительство обязалось оплачивать мир 300 кг золота ежегодно. Римляне решили схитрить и не платить варварам дань. Это разозлило воинственного военачальника, и в 441 году перешёл границу империи по Дунаю. Призвав легионы с Западной части, византийскому императору удалось отбиться ценой огромных жертв среди воинов и простого населения. 443 год закончился для Рима тяжело. В битве при Галлиполи , когда имперский флот попытался снять осаду с Константинополя, основные силы римлян были разбиты. Победитель сурово наказал императоров за вероломство. Контрибуция была наложена в размере 2600 кг единоразово и по 900 кг ежегодно.

Пока держался мир с Восточной Римской империей, в 437 году Аттила разгромил на Рейне бургундские племена. Его империя достигала Китая .

По всей видимости, римляне и на этот раз решили не платить, что привело к новому походу в 447 году. Около реки Утус имперцы снова были разбиты, но эта победа дорого обошлась Аттиле . Начались мирные переговоры. Согласно договору, гуннам достались все земли на юге от реки Дуная. Кроме того, был увеличен размер дани. Также Аттиле византийцы должны были выдать всех перебежчиков. Также гунны-купцы, по тем же условиям мира, имели право спокойно торговать наравне с жителями империи. Византийцы были вынуждены пристать на эти условия, однако не спешили выдавать некоторых влиятельных гуннских предателей и платить дань, настолько тяжелую, что многие патриции были вынуждены выставить на торги платья и украшения своих жен и своё имущество.

Эти заминки заставили Аттилу постоянно отправлять в Византию посольства. Одно из них возглавил наиболее преданный Аттиле военачальник Эдикон. Предвидя, что мир с гуннами дорого обойдётся Византии, император Феодосий II предложил Эдикону золото в обмен на убийство Аттилы. Посол согласился, с ним в обратный путь отправились и несколько людей императора. По своему возвращению, верный Эдикон предупредил своего вождя о заговоре. Послы были отпущены с богатыми дарами и остались довольны хорошим приемом.

Зачинщик же заговора - грек по имени Вигила, везший золото для подкупа Эдикона, был гуннами схвачен и допрошен. Аттила золото отобрал и приказал привести выкуп уже за самого Вигилу. После, гуннский вождь отправил ответное посольство в Константинополь, в которое вошли один из воинов по имени Исла и писец Аттилы, преданный ему римлянин Орест. Устами своих посланцев, Аттила укорял императора за вероломство.

Греческое посольство, в которое входил и секретарь императора, Приск , детально описывал гуннские обычаи. Описывал он и характер Аттилы. Эти записи свидетельствуют о том, что гунны не были кровожадным чудовищами, что они были довольно гуманны к пленным. Были щедры, хорошо принимали гостей. Аттила , по тем же записям, был не только суровым военачальником, но и мудрым, справедливым правителем. Искусные ремесленники и другие мастера тысячами переходили к нему, а простой народ любил своего удачливого вождя. Летописцы отмечают, что Аттила был очень неприхотлив в быту, но имел большой гарем и очень любил детей. Он кормил и поил гостей из золотой и серебряной посуды, а сам довольствовался деревянной. Одежда и оружие его тоже не блистали изобилием украшений.

Пользуясь предложением руки и сердца от сестры западноримского императора Валентиниана III , Юсты Граты Гонории, Аттила на брак согласился и потребовал в приданое половину империи. Валентиниана, конечно же, такие притязания не устроили. На союз с Римом пошёл король вестготов Теодорих , также воевавший с Аттилой. Союзники выступили на помощь осаждённому гуннами городу Орлеану. На Каталаунских полях произошло генеральное сражение. Историки спорят до сих пор, кто же тогда победил. Хотя, многие склоняются к мнению, что это было единственное поражение свирепого предводителя гуннов.

Как бы там ни было, уже в 452 году он опять собрал огромное войско, ограбил Милан, Падую, Аквилею и остановился в Венеции. Римляне со страхом ожидали воинственного вождя, затворившись в городе, однако, по слухам, Папа Римский Лев уговорил его остановиться, а в 453 году Аттила умер при загадочных обстоятельствах.

Аттила прожил долгую и непростую жизнь, и вошёл в историю не только, как кровавый завоеватель, но и как мудрый правитель.

Эдвард Хаттон

«Аттила. Предводитель гуннов»

Моей ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ИТАЛИИ, вместе с которой в этот час новой опасности мы вновь сражаемся с варварами

ВСТУПЛЕНИЕ

Есть народ на далеких просторах Скифии,
К востоку от хладных струй Тауриса.
Страшны они, как полярные медведи,
Грязны их тела под одеждой,
Непокорны их души,
И живут они лишь добычей войны.
Глубокие раны наносят врагам
И хранят верность заветам погибших отцов…

Этими словами Клавдий, поэт времен краха и падения Римской империи, описал гуннов пятого века, то племя Аттилы, к которому немецкий кайзер воззвал перед лицом всего мира, когда послал войска в Китай на подавление Боксерского восстания.

«Встречая врага, вы уничтожите его, не уступая ни пяди земли, никого не беря в плен. И пусть любой, кто попадет вам в руки, зависит лишь от вашей милости. Так же как тысячу лет назад гунны под предводительством Аттилы обрели славу непобедимых воинов, с которой и сейчас живут в истории, так и имя Германии должно остаться в Китае, чтобы ни один китаец не посмел бросить косой взгляд на немца».

Эти слова никогда не будут забыты, потому что они претворились в жизнь не только по отношению к китайцам, но и ко всей Европе - от бельгийцев и жителей Северной Европы до истерзанного народа Польши.

Это воспоминание о славе гуннов изумило Европу, но стоит нам вспомнить историю Пруссии, и мы расстанемся со своим удивлением, потому как пруссаки и гунны имеют много общего даже в расовом смысле, а Аттила, или Эцел, как называют его немцы, упоминается и в «Песни о Нибелунгах», и в легендах о народе Пруссии.

Мы мало знаем о гуннах пятого столетия: кто они были, откуда на самом деле пришли и куда удалились, но невозможно отрицать или сомневаться в том, что сегодняшние пруссаки являются их подлинными наследниками. И хотя, по всей видимости, мы должны отказаться от старой теории Гиббона, позаимствованной от Де Куиньи, что этот дикий народ идентичен племени хионг-ну, чьи зверства остались в истории Китая, мы, по крайней мере, можем утверждать, что он принадлежит к туранской расе, так же как финны, болгары и мадьяры, вместе с хорватами и турками. Можем ли мы уверенно считать, что и пруссаки принадлежат к этой семье?

Один из видных исследователей продемонстрировал, что население Пруссии по своему этнологическому происхождению относится к финно-славянам. Он убедительно доказывает, и история поддерживает его точку зрения, что Пруссия в этнологическом плане отличается от тех народов, которыми она ныне правит под тем предлогом, что они составляют с ней единую расу. Схожесть языка может замаскировать эту истину, но не в силах изменить ее, потому что различие носит реальный и неопровержимый характер.

Не желая подчиниться финно-славянам, подлинная Германия все же восприняла присущую им злобу и унаследовала жестокие инстинкты чужаков, подавив свой благородный дух этим железным ярмом. В основе ее союза с Пруссией лежало право меча и крови, скрепленное войной и увенчанное стихией грабежа и разрушения. Эти преступления не уступают преступлениям Аттилы, к которому Пруссия взывает как к своему истинному герою, и теперь, так же как и тогда, у нас есть право верить, в божественную Немезиду. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, душу же свою потеряет?

И похоже, что если физически и духовно пруссаки принадлежат к финской расе, то в той же мере они имеют отношение и к туранским племенам, к которым принадлежали и гунны. Этот вывод подтверждается тысячами фактов и событий, которые мы наблюдаем сегодня, как и сотни лет назад.

Во всяком случае, имя Аттилы, которое кайзер Вильгельм II десять лет назад бросил в лицо изумленному миру, было для него столь же свято, как для Франции имена Карла Великого, Жанны д"Арк или Наполеона. И, прославляя гуннов, он унаследовал их образ действий.

И если нас хоть чему-то научили уроки истории, нам остается принять во внимание нижеследующие факты.

Рим постоянно одерживал верх над варварами, но так и не смог полностью сломить их мощь и положить конец нападениям. При встречах с римскими полководцами Аларих неизменно терпел поражения, но наконец овладел Римом. Несмотря на все старания Аэция, Аттила наконец получил возможность угрожать Италии. Велизарий и Нарсис наносили поражения Витиге и Тотиле, и все же эти варвары опустошили полуостров. Несмотря на поражения, атаки постоянно возобновлялись, потому что Рим так и не смог до конца сокрушить мощь варваров. И если мы сегодня не расплатимся с германцами полной мерой, если не сможем довести эту войну до тяжелого, но необходимого конца, то через двадцать или пятьдесят лет они снова нападут на нас и, может, тогда и придет печальный для нас час. Delenda est Carthago.

Может, Риму и было не под силу раз и навсегда положить конец наступлению варваров. Но на нашей стороне время. Если сегодня наше мужество и наша стойкость будут достаточно сильны, если мы обретем несокрушимость кремня, то сможем раз и навсегда избавить Европу от этой варварской опасности, которая, как и всегда, угрожает гибелью и разграблением цивилизации и, взывая к своим богам, не знает ни справедливости, ни жалости.

Рим не смог собраться с силами. Мы сможем. В древние времена варвары смогли сломить первый бастион цивилизации, затем пошли дальше и дальше, пока их не остановил ответный удар. Теперь у них это не получится. Железные дороги и автомобили, телеграф и телефон настолько усилили нашу возможность мобилизации всех сил, что при столкновении варваров с цивилизацией мы первым же ударом заставим их отступить. Если мы обретем волю, то сможем раз и навсегда разрушить мощь варваров, которые пытались уничтожить цивилизацию силами не только Алариха и Аттилы, но и стараниями Фридриха Гогенштауфена и Лютера. И, окончательно сломив их, мы сможем снова установить в Европе Pax Romana, а может - кто знает? - давнее единство христианского мира.

Май, 1915 год

ИМПЕРИЯ И ВАРВАРЫ

В начале пятого века нашей эры Римская империя была средоточием не только цивилизации, но и христианства. Те четыре века, что прошли с рождения Спасителя, фактически привели к созданию Европы - но не той мозаики враждебных друг другу народов, что мы видим сегодня, а цельного образования, хранящего в себе все сокровища мира. Здесь родилось и укрепилось, все, что всегда считалось вечными ценностями, - культура, цивилизация и вера, которая доставляет нам радость, и ради которой мы живем. Здесь утвердились высокие принципы развития нашего искусства, которое при всех переменах продолжает жить. Здесь утвердилось превосходство той идеи, которая вечно будет обновлять наше существование, нашу культуру, наше государственное устройство; в соответствии с ней мы формируем наши оценки, не опасаясь ни революций, ни поражений, ни краха. Мы европейцы, и наши души безоговорочно принадлежат лишь нам; мы единственные в мире, кто развивается, переходя из одного состояния в другое; мы никогда не умираем, поскольку с нами христианство.

По пути своего следования, а также в процессе жизнедеятельности на новом месте обитания хунны быстро и легко общались и даже смешивались с другими народами и племенами. Так, к моменту переселения гуннов в Поволжье и Приуралье здесь жили угорские племена. В результате такого синтеза некоторые изменения претерпели внешний облик и культура хуннов.

Вторжение гуннов в европу

В этой связи принято различать центральноазиатских хуннов и восточноевропейских гуннов. Если о первых мы знаем благодаря китайским источникам, то о вторых нам известно из трудов европейских авторов. Примечательно, что с момента своего первого появления в Восточной Европе в середине IIв. и до середины IVв. о гуннах нет каких-либо сведений.

По всей видимости, в течение двухсот лет продолжал идти поток кочевых народов с востока, который вливался в гуннский этнос, до той поры, пока этот конгломерат не достиг критической массы, требующей выплеска вовне. Такой выплеск происходит в 60-х годах IV века, когда гунны переходят Волгу и начинают продвигаться в Европу. Здесь они в первую очередь столкнулись с аланами и готами.

Несмотря на ассимиляцию, гунны сохранили хуннскую тактику ведения боя, основанную на легкой и маневренной кавалерии. Гуннские всадники, вооруженные луками, способными поражать дальние цели, не сближаясь с противником, осыпали их градом стрел.

При попытках противника сойтись с гуннами в ближнем бою те, обладая прекрасной маневренностью и мобильностью, рассыпались в разные стороны. Аланы и готы, имея более тяжелое вооружение, так и не сумели приспособиться к тактике гуннов и к 375 г. были ими разгромлены.

В конце IV века гунны, преодолев Кавказский хребет, стали совершать походы в страны Ближнего и Среднего Востока. Однако в этом регионе им так и не удалось углубить свое продвижение и в начале V в. они под натиском персов были вынуждены покинуть пределы Пе-

Ре’ !р}