Методика экспериментального исследования. Тест «Самооценка силы воли Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»

16.02.2024 Эксплуатация

Для исследования морально-волевых качеств были взяты спортсмены в возрасте 15-16 лет в количестве 15 человек.

Исследование проводилось при помощи таких методик, как:

  • 1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
  • 2. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).
  • 3. Тест «Самооценка силы воли» Методика описана Н.Н Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли»

Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков

Данная методика представляет собой анкету, содержащую 22 вопроса. (Приложение1) Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях. Оценка теста: шкала импульсивность - вопросы 1-12; а_5 баллов, б_4, в_3, г_2, д_1.; шкала волевой регуляции - вопросы 13-22; а_5 баллов, б_4, в_3, г_2, д_1.

Методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.

Методика «Социальная смелость»

Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 13 вопросов (Приложение2).

Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» - 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

Тест «Самооценка силы воли»

Методика описана Н Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли»

Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 15 вопросов (Приложение 3)

На приведенные 15 вопросов можно ответить «да»- 2 балла, «не знаю» или «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов - «сила воли» слабая; 13-21 баллов - «сила воли» средняя; 22-30 баллов - «сила воли» большая.

На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» – 2 балла, «не знаю» или «случается» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 баллов – «сила воли» слабая; 13–21 баллов – «сила воли» средняя; 22–30 баллов – «сила воли» большая. Методика описана Н Н Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли»

Текст опросника

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город если это необходимо?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Методика описана Н.Н. Обозовыми предназначена для обобщенной характеристики проявления «силы воли».

Инструкция : На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки.

Текст опросника:

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам не­мало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Ключи к оценке результатов , краткая интерпретация: подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов - «сила воли» слабая; 13-21 балл - «сила воли» средняя;22-30 баллов - «сила воли» большая.

Задание 2.

Выполнение теста для определения волевого самоконтроля личности (ВСК)

Инструкция : На приведенные 30 утверждений необходимо выбрать вариант ответа: «да» или «нет».

Бланк теста для определения волевого самоконтроля личности (ВСК)



Инструкция: обведите кружком номера тех утверждений, которые верны.

Стимульный материал

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить «то дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной кампанией.

5. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие, в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я не всегда стараясь выслушать собеседника, не перерывая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда “гнy"" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.



25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что, пытаясь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

29. Я замечал, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшениюрезультатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Таблица 45

Ключ к опроснику ВСК (у маскировочных пунктов ключ отсутствует)

В – общий индекс ВСК; Н – настойчивость; С – самообладание

1.-В,-Н 6.-В,-Н 13.-В,-Н,-С 20.+В,+Н 27.+В,-С,+В
2.+В,+Н 7.+В,+С 14.-В,-С 21.-В,-С 28-В,-С
3.+В,+С 9.+В,+Н 1б.-В,-Н,-С 22. - В, - Н 29.-В,-С
4.+В,+С 10.- В,-Н 17.+В,+Н 24. +В, + Н, + С 30.-В,-С
5.+В,+Н,-С 11.+В,+Н 18.+В,+Н 25.-В,-Н

При подсчете суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу). Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (не приносят отрицательных очков). В результате такой процедуры суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков» по субшкале «настойчивость» от 0 до 16, и по «самообладанию» - от 0 до 13.

Задание 3.

Выполнение тестовой методики: «Самочувствие, активность, настроение» (САН)

Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973г.

САН представляет собой карту, которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов.

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова).

Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Инструкция : «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Исследовательская работа

Выполнила студентка 6721 з группы

Иванова Светлана Павловна

Проверила:

профессор О.Б. Дарвиш

Барнаул 2017

Методика определения темперамента (А. В. Белов)

Темперамент -динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристик.

Инструкция : для определения доминирующего типа темперамента испытуемому необходимо ответить на предлагаемые вопросы. Если ответ утвердительный, то напротив номера вопроса ставится «+» , если отрицательный, то соответственно «-».

1.+ 21.+ 41.+ 61.+
2.- 22.- 42.- 62.-
3.+ 23.- 43.- 63.+
4.+ 24.+ 44.- 64.-
5.+ 25.+ 45.- 65.+
6.- 26.- 46.+ 66.+
7.+ 27.+ 47.- 67.+
8.- 28.- 48.+ 68.+
9.+ 29.+ 49.- 69.-
10.- 30.+ 50.- 70.+
11.+ 31.+ 51.+ 71.+
12.+ 32.- 52.- 72.-
13.+ 33.- 53.- 73.+
14.- 34.+ 54.+ 74.-
15.- 35.+ 55.+ 75.+
16.- 36.+ 56.+ 76.+
17.+ 37.- 57.+ 77.+
18.- 38.- 58.+ 78.-
19.- 39.- 59.- 79.-
20.+ 40.+ 60.+ 80.-

Обработка данных.

Чтобы определить доминирующий тип темпераменты необходимо:

1) Число плюсов в ответах на вопросы 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (флегматик) 10: 43 * 100 % = 23, 3 %

2) Число плюсов в ответах на вопросы 21-40 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (сангвиник)

11: 43 * 100 % = 25,5 %

3) Число плюсов в ответах на вопросы 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (холерик)

10: 43 * 100 % = 23,3 %

4) Число плюсов в ответах на вопросы 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (меланхолик)

12: 43 * 100 % = 27,9 %

Вывод:

ФТ = 27,9% М + 25,5% С + 23,3% Ф + 23,3% Х

При 40 % и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30 – 40 % - достаточно яркая, при 20 – 29 % - средняя, при 10 – 19 % - малая.

На основании проведенного мною тестирования на вычисление типа темперамента, можно сделать вывод, что выраженность таких темпераментов, как меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик, у меня малая.

Методика диагностики акцентуации характера (К. Леонгард, Г. Шмишек)

Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведение человека. Характер выражается в устойчивых отношениях человека к различным сторонам деятельности.


Инструкция : необходимо ответить на предложенные вопросы. Если ответ утвердительный, то напротив номера вопроса ставится «+», если отрицательный -,соответственно, «-».

1.+ 23.+ 45.+ 67.-
2.+ 24.+ 46.+ 68.-
3.+ 25.- 47.+ 69.+
4.- 26.+ 48.+ 70.-
5.+ 27.- 49.+ 71.+
6.+ 28.+ 50.+ 72.+
7.- 29.- 51.+ 73.-
8.+ 30.- 52.- 74.+
9.- 31.+ 53.- 75.-
10+. 32.+ 54.- 76.+
11.- 33.+ 55.- 77.+
12.- 34.+ 56.- 78.-
13.+ 35.+ 57.+ 79.-
14.+ 36.- 58.+ 80.+
15.- 37.+ 59.+ 81.-
16.+ 38.+ 60.- 82.+
17.- 39.- 61.- 83.+
18.+ 40.+ 62.+ 84.+
19.+ 41.- 63.+ 85.+
20.+ 42.- 64.- 86.+
21.- 43.- 65.+ 87.+
22.+ 44.+ 66.+ 88.-

Обработка результатов.

Совпавшие с ключом считаются ответы «да» - номер вопроса дан без скобок, а также ответы «нет» - номер вопроса дан в скобках со знаком «-». Число совпавших ответов, каждый из которых определяется одним баллом, необходимо умножить на соответствующий индекс.

1.Гипертимность (умножить значение шкалы на 3) + : 1,11,23,33,45,55,67,77 - : нет 2.Застревающие (множить значение шкалы на 2) +: 2,15,24,34,37,56,68,78,81 -: 12,46,59 3.Эмотивные (умножить значение шкалы на 3) +: 3,13,35,47,57,69,79 -: 254. Педантичные (умножить значение шкалы на 2) +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83-: 365.Тревожные (умножить значение шкалы на 3) +: 16,27,38,49,60,71,82-: 56.Циклотимные (умножить значение шкалы на 3) +: 6,18,28,40,50,62,72,84-: нет7. Демонстративные (умножить значение шкалы на 2) +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88-: 51 8. Неуравновешенные(умножить значение шкалы на 3) +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86- : нет9. Дистимичные (умножить значение шкалы на 3) +: 9,21,43,75,87-: 31,53,65 10. Экзальтированные (умножить значение шкалы на 6) +: 10,32,54,76-: нет

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов.

1. (1+1+1+1+1) х 3 = 15

2. (1+1+1+1+1) х 2 = 10

3. (1+1+1+1+1+1+1) х 3 = 21

4. (1+1+1+1+1+1+1) х 2 =14 5. (1+1+1+1+1) х 3 = 15

6. (1+1+1+1+1+1+1+1) х 3 = 24

7. (1+1+1+1+1+1) х 2 = 12

8. (1+1+1+1) х 3 = 12

9. (1+1) х 3 = 6

10. (1+1+1) х 6 = 18

Вывод.

1.Циклотивный тип (24 балла, ярко выраженная акцентуация)

2. Эмотивный тип (21 балл, ярко выраженная акцентуация)

3. Экзальтированный тип (18 баллов, ярко выраженная акцентуация)

4.Гипертимный тип(15 баллов, ярко выраженная акцентуация)

5. Тревожный тип (15 баллов, ярко выраженная акцентуация)

6. Педантичный тип (14 баллов, ярко выраженная акцентуация)

7. Демонстративный тип(12 баллов, ярко выраженная акцентуация)

8. Возбудимый тип(12 баллов, ярко выраженная акцентуация)

9. Застревающий тип(10 баллов, среднее значение акцентуации)

10.Дистимный тип(6 баллов, отсутствие выраженности акцентуации)

На основании проведенного мною тестирования на построение индивидуального профиля, наглядно отражающего акцентуацию моего характера, можно сделать вывод,что самым ярко выраженным типом акцентуации является циклотивный, а отсутствие вырженности акцентуации проявляется в дистимном тип.

Методика изучения самооценки силы воли (Н. Н. Обозов)

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция :На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?(1 балл)

2.Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?(2 балла)

3.Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?(2 балла)

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?(1 балл)

5.Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?(2 балла)

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?(1 балл)

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?(2 балла) 8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?(2 балла) 9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?(2 балла) 10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?(2 балла) 11.Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?(0 баллов) 12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел.(0 баллов) 13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? (1 балл)

14.Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?(1 балл)

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?(2 балла)

Методика «Какой Я?»

Тест агрессивности

Фамилия, имя_________________________________________________________________

  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают меня.
  7. Порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
  9. Если я не одобряю поведение своих друзей, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
  13. У меня часто возникает потребность убраться портфеле или своём шкафу.
  14. В общении с друзьями я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другими.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с другом я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. Я всегда готов пустить их в ход кулаки.
  19. Если я знаю, что кто-то намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. Я избегаю драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие мне всегда кажутся более успешными.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Анкета для определения школьной мотивации

Фамилия, имя_________________________________________________________________

1. Тебе нравится в школе? да; не очень; нет;
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома;
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? пошел бы в школу; не знаю; остался бы дома;
4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? не нравится; бывает по-разному; нравится;
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? не хотел бы; не знаю; хотел бы;
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? нет; не знаю; хотел бы;
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? часто; редко; не рассказываю;
8. Ты хотел бы чтобы у тебя был другой, строгий учитель? мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы;
9. У тебя в классе много друзей? много; мало; нет друзей;
10. Тебе нравятся твои одноклассники!? нравятся; не очень; не нравятся;

Тест «Самооценка силы воли»

Фамилия, имя_________________________________________________________________

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней? 2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)? 3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью? 4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны? 5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 7. Быстро ли вы отвечаете на письма? 8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? 9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач? 10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова? 11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо? 12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? 13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? 14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это? 15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?