Характеристики качества проведения занятий. Занятий в вузе и критерии оценки их качества. III. Оценка качества проведения занятия

15.02.2024 Эксплуатация

Требования к лекции, семинару и

практическому занятию
(материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор)

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям :


  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

  • иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

  • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

  • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

  • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

  • обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

  • быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

  • быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.
Структура лекции включает элементы:

Вступление (вводная часть);

Основная часть (раскрытие основных вопросов);

Заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:


  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

  • формулировка цели лекции;

  • изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

  • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:


  • соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • соответствие содержания лекции теме;

  • научность, соответствие современному уровню развития науки;

  • точность используемой научной терминологии;

  • информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами;

  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).
2. Критерии оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

  • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

  • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

  • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;


  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

  • использование записей на доске, наглядных пособий;

  • использование раздаточного материала на лекции;

  • использование технических средств обучения.
3. Критерии оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебному расписанию;

  • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

  • посещаемость лекции студентами;

  • дисциплина на лекции;

  • рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

  • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

  • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

  • культура речи;

  • речевые данные, дикция;

  • внешний вид;


  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);


  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности лекции:

Степень реализации плана лекции (полная, частичная);

Степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;


  • информационно-познавательная ценность лекции;

  • воспитательное воздействие лекции.

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

  • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

  • совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

  • демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;

  • формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции семинарского занятия:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная;

  • контрольная.
Виды семинарских занятий.

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:


  • развернутая беседа на основании плана;

  • устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

  • прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

  • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

  • теоретическая конференция;

  • семинар-пресс-конференция;

  • семинар-диспут;

  • семинар-дискуссия;

  • семинар - "круглый стол";

  • семинар - "мозговой штурм";

  • семинар-коллоквиум;

  • семинар-экскурсия;

  • семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

  • семинар - деловая игра;

  • комментированное чтение и анализ документов (литературы);

  • решение задач на самостоятельность мышления;
семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

Смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

Вступительное слово преподавателя,

Основная часть,

Заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:


  • соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);

  • отчетливость постановки цели семинарского занятия;

  • обсуждение дискуссионных вопросов;

  • рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;

  • раскрытие органического единства теории и практики;

  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);

  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

  • логическая последовательность построения семинара;

  • использование методов активизации мышления студентов;

  • использование приемов закрепления полученной информации;

  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.
3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

  • соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • наличие плана семинарского занятия;

  • четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

  • посещаемость семинара студентами;

  • дисциплина на семинарском занятии;

  • подготовка студентов к семинарскому занятию;

  • рациональность распределения времени на семинарском занятии;

  • наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

  • соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:


  • осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

  • мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

  • побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

  • управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

  • характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

  • умение вызвать и поддержать дискуссию;

  • культура речи, дикция;

  • внешний вид;

  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

  • степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

  • степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

  • степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

  • степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

  • информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

  • воспитательное воздействие семинарского занятия.

1.3. Практическое занятие

П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.

Задачи практических занятий:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

  • развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

  • выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

  • овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;

  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Функции практических занятий:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная.
Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:

  • ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;

  • аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

  • творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

  • упражнения;

  • тренинги;

  • решение типовых задач;

  • занятия с решением ситуационных задач;

  • занятия по моделированию реальных задач.

  • деловые игры;

  • ролевые игры;

  • игровое проектирование;

  • имитационные занятия;
выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

Занятия-конкурсы.

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

Вводная часть,

Основная часть,

Заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят:


  • формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;

  • рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

  • изложение теоретических основ работы;

  • характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

  • характеристика требований к результату работы;

  • вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;

  • проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;
пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

  • указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.
Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

  • дополнительными разъяснениями по ходу работы;

  • устранением трудностей при выполнении заданий работы;

  • текущим контролем и оценкой результатов работы;

  • поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

  • ответами на вопросы студентов.
Заключительная часть содержит:

  • подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

  • оценку результатов работы отдельных студентов;

  • ответы на вопросы студентов;

  • выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

  • сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;

  • изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:


  • соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • четкость и ясность цели и задач занятия;

  • раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

  • целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

  • точность и достоверность приведенной информации;

  • отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

  • профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;

  • согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:


  • дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения;

  • структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
ясность и четкость требований к результатам работы;

Логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний;

Демонстрация приемов выполнения заданий;

Последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;


  • использование приемов активизации внимания студентов;

  • использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

  • использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы;

  • обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;

  • рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов.
3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

  • соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематическому плану дисциплины, учебному расписанию;

  • четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

  • посещаемость занятия студентами;

  • подготовленность студентов к занятию;

  • дисциплина во время занятия;

  • рациональное распределение времени на занятии;

  • наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

  • наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

  • использование обратной связи со студентами;

  • наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);
технологичность занятия.

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

Осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;

Оказание помощи студентам в выполнении заданий;


  • использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;

  • оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей;

  • дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.
5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

Знание предмета, профессиональная компетентность;

Убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

Эмоциональность, увлекательность изложения материала;

Умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;

Способность устанавливать контакты со студентами;


  • уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

  • стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

  • стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

  • органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

  • внешний вид;

  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

  • культура речи, дикция.
6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия:

  • степень реализации цели и задач работы;

  • степень выполнения заданий работы;

  • степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

  • степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

  • степень воспитательного воздействия на студентов;

  • информационно-познавательная ценность.

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия
Методика проведения лекции заключается в разработке полного текста лекции, практического и семинарского занятия - в разработке план-конспекта.

При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками).

План-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части необходимо изложить:

Тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения;

Контрольные вопросы по ранее пройденному материалу.

В основной части план-конспекта отражается:

Порядок действий преподавателя;

Действия студентов при рассмотрении каждого вопроса;

Применяемые методы и методические приемы;

Порядок использования ТСО;

Вопросы, подлежащие закреплению на занятии.

В заключительной части указывается:

Действия студентов и оценки;

Наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения;

Задания для самоподготовки;

Время для ответов на вопросы студентов;

Тема проведения очередного занятия.

План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать:

Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара;

План или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара);

Дополнительные вопросы к семинару.;

Организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля);

Порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала;

Заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию).

Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия .

Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия . «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков:

1. Оценка содержания учебного материала:

·Научность, доступность,

·Актуальность материала и его связь с жизнью,

·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации,


·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения:

·Рациональность и эффективность использования времени занятия,

Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета.

·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.

·Место и роль оценки ЗУН.

·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения:

·Общая эрудиция педагога.

·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии:

·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

·Уровень развития специальных умений и навыков.

·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.

5.Оценка целей и результатов проведённого занятия.

·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения.

·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия.

·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся.

·Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

6.Самоанализ занятия педагогом

Применение данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше.

Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:

0-признак не проявляется (низкий уровень), 1- проявляется частично

(средний), 2- проявляется в полной мере (высокий).

  • Рахманкулова Галия Алиевна , старший преподаватель
  • Волгоградский государственный технический университет
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • ФИЗИКА
  • ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
  • КАЧЕСТВО
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

В работе рассматривается основные критерии оценивания открытого лабораторного занятия по физике. Учитывается общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов в ходе изучения физики в техническом вузе.

  • Формирование профессиональных компетенций студентов средствами самостоятельной работы на практических занятиях по физике
  • Критерии оценивания качества проведения практических занятий по физике в условиях компетентностного подхода
  • Формализм знаний учащихся физико-математического профиля в системе школа - технический вуз
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Одной из главных направлений модернизации высшего образования стало решение проблемы качества полученных в вузе студентами знаний. Студент не получит качественные знания, соответствующие новым требованиям, если педагог при организации лекционных, лабораторных и практических занятий не учитывает эти требования. Согласно новым требованиям помимо выдачи академического материала по изучаемой дисциплине педагог должен формировать в ходе изучения дисциплины общекультурные и профессиональные компетенции. К примеру, для направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» в ходе освоения дисциплины физика педагог должен формировать следующие компетенции:

ОК-7: способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-12: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК-7: способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции

ПК-8: умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата

ПК-21: умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения

ПК-24: умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления.

Качество преподавания физики влияет в дальнейшем на хорошую организацию студента в освоении технических дисциплин и формирование профессиональных компетенций. Качество невозможно без постоянного контроля организации занятий.

Опираясь на работу в которой рассматривается основные требования к оценке качества вузовской лекции, выделим основные критерии оценки лабораторного занятия по физике. На освоение лабораторного практикума студентам, как правило, отводится достаточное весомое количества часов от общего количества, поэтому проводя анализ качества проведения лабораторного занятия можно судить не только о профессиональных качествах педагога, но и о степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценка любого лабораторного занятия должна складываться из:

Самооценки преподавателя . Преподаватель дает оценку открытого занятия, с целью дальнейшей работы по ее совершенствованию, аргументирует выбранную методику, выявляет причины падения интереса студентов и т.д.

Оценки комиссии. В ходе проведения лабораторного занятия комиссия оценивает организацию, содержание, методику проведения, руководство работой студентов, профессиональные данные преподавателя и результативность.

Оценки студентами. В ходе анкетирования и беседы со студентами делается вывод о качестве проведенного занятия.

При оценке открытого лабораторного занятия необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Оценка организации лабораторного занятия :
    • соответствие темы и объема (количества часов), отводимых на занятие, тематическому плану, представленной в рабочей программе;
    • своевременность начала и окончание занятия;
    • подготовленность и активность студентов на занятии;
    • наличие методических указаний, подготовка лабораторных установок к работе, компьютера и наличие компьютерных программ для обработки результатов эксперимента;
    • наличие инструкции по технике безопасности.
  2. Оценка содержания лабораторного занятия:
    • четкость и лаконичность формулировки цели занятия;
    • профессиональная направленность занятия;
    • точность и достоверность приведенной информации;
    • отражение в заданиях современного уровня развития науки, производства;
    • отражение в методических указаниях заданий на формирование общекультурных и профессиональных компетенций соответствующей данному направлению подготовки;
    • реализация внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
    • посильность и оптимальность объема изучаемого материала;
    • наличие заданий по формированию умений обработки результатов эксперимента в табличном и текстовом формате.
  3. Оценка методики проведения лабораторного занятия:
    • обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями;
    • наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение)
    • аргументированность состава заданий работы;
    • ясность и четкость требований к результатам работы;
    • наличие в методических материалах методов статистической обработки материала, графического анализа.
  4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии:
    • рациональность и эффективность использования времени занятия;
    • оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов;
    • привитие студентам навыков самостоятельной работы;
    • дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов;
    • осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения.
  5. Критерии оценки деятельности студентов:
    • степень дисциплинированности;
    • степень организованности и заинтересованности студентов;
    • степень познавательной активности студентов;
    • включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия;
  6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя:
    • знание дисциплины, профессиональная компетентность;
    • отношение преподавателя к студентам;
    • манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами;
    • дисциплинированность;
    • культура речи, дикция.
  7. Критерии оценки результатов лабораторного занятия:
    • степень реализации цели;
    • степень выполнения заданий всеми студентами;
    • качество выполненной работы;
    • степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций;
    • наличие оценки работы всех студентов.

Все посетившие занятие оформляют заключение о качестве проведения открытого занятия, в котором оценивается уровень организации занятия, содержание и методика его проведения и т.д. Эти параметры должны быть отражены в итоговой оценке качества проведения занятия по семи представленным критериям, которая выставляется по 3-балльной шкале: 1 – удовлетворительная оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. 2 – хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. 3 –высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

По итогам проведения показательного занятия в выводе должны быть отражены те особенности занятия, которые рекомендуются для: - внедрения в практику других преподавателей,- участия в конкурсах, - проведения на уровне вуза мастер-классов, творческих мастерских и т.п.

Список литературы

  1. Андриенко А.С., Апанасенко О.Н., Мустафина Г.А. и др. Педагогика-Семья-Школа. Монография Том. 12 Воронеж 2007.
  2. Бинеева Ф.Н., Рахманкулова Г.А. Формирование логического мышления студентов технического вуза в преподавании физики [Электронный ресурс] / 10-я научно-практическая конференция проф.-препод. состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (Волжский, 27-28 янв. 2011 г.) : сб. матер. [тез. докл.] конф. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - C. 204-206.
  3. Рахманкулова Г.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А., Ребро И.В. Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность: монография / [Б. м.] : Издательские решения [По лицензии Ridero], 2015. - 113 с

1.Преподаватель, проводящий занятие:

2. «Методология и методы психолого-педагогического исследования»

3. Форма занятия (лекция, практическое, лабораторное занятие и пр.): практическое

4. Контингент (факультет, курс, группа ): педагогический факультет, 4 курс, 416 группа

5. Тема занятия: «Психолого-педагогические исследования в системе образования, их роль»

6. Основные характеристики качества проводимого занятия:

а) характеризуя данное занятие можно выявить соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины, в лекции четко определены функции как методологии исследования, так и самой исследовательской деятельности,

б) в процессе проведенного занятия преподаватель использовал различные методы и формы работы, активизирующие студентов: опрос, деловую игру «Как формируются научные знания», различные практические примеры, проблемные вопросы, активизирующие знания студентов, написание эссе «Роль знаний в науке и практике»;

в) активность студентов на занятии была достаточно высокой, использовались проблемные задания на выявление роли педагогики и психологии в системе научного знания, определение основных категорий и понятий «наука», «знание», «познание» проходило в форме деловой игры.

г) общее впечатление от занятия: занятие проведено на достаточно высоком научном и практическом уровне, подготовка преподавателя к занятию прослеживается в выборе оптимальных средств и методов обучения.

Подпись преподавателя, проводящего занятие ____________

Подпись магистранта _________________________________

Дата посещения занятия ______________________________

Педагогический факультет

План-конспект занятий в рамках

Научно-педагогической практики

направление: 050100 Педагогическое образование

степень (квалификация) - магистр педагогического образования

профиль: «Социальная педагогика»

Студента 2-го курса магистратуры

Кыневой И.

_________________________

(подпись) .

Руководитель практики

Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент

_________________________

Шадринск, 2013


План-конспект фрагмента занятия

  1. Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. практическое
  4. Тема занятия: «Теоретические основы коммуникации»
  5. Часть занятия: основная.
  6. Учебные задачи:

Выявить знания студентов о содержании законов и функций теории коммуникации;



Закрепить знания студентов о современных исследованиях в области педагогической коммуникации;

  1. Содержание фрагмента занятия:

Опрос студентов о содержании законов коммуникации;

Использование аналоговых заданий на применение коммуникативных законов в педагогическом процессе образовательных учреждений различного типа;

Опрос студентов о функциях коммуникации;

Написание эссе на темы: «Коммуникация и ее функции в моем школьном опыте», «Функции коммуникации – как я их понимаю» (по вариантам).

  1. опрос, написание эссе, использование проблемных ситуаций.
  2. Активность студентов: высокая.
  3. Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод опроса студентов по выявлению знаний об основных законах и функциях теории коммуникации; были использованы такие методы активизации студентов как: решение проблемной ситуации, написание эссе и пр. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, неравнодушное отношение студентов к содержанию дисциплины, хотя в начале трудно было перебороть волнение и испуг от того, что оказалась в центре внимания достаточно большой группы студентов. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.
  4. Рекомендации преподавателя


_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

План-конспект занятия

  1. Преподаватель, проводящий занятие (Ф.И.О., степень, звание): Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. Форма занятия (семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, пр.): лекция
  4. Контингент (факультет, курс, группа): педагогический факультет, 3 курс, 316 группа.
  5. Тема занятия: «Модели и основные элементы коммуникационного процесса» (4 часа)
  6. Часть занятия: вводная, основная, заключительная.

7. Учебные задачи:

Формировать у студентов знания о содержании основных теоретических подходов к определению моделей коммуникации,

Формировать научные представления об основных элементах коммуникационного процесса;

Способствовать овладению студентами совокупностью навыков и умений педагогического общения.

9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: лекция-рассказ, использование презентации, использование проблемных ситуаций, примеров, деловая игра «Барьеры коммуникации».

10. Активность студентов: высокая.

11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод лекции-рассказа об истории появления коммуникационных моделей с применением мультимедийной презентации. Были использованы такие методы активизации студентов как: деловая игра, примеры из практики и художественной литературы. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, собственное ощущение от значимости моей деятельности. В начале занятия самым трудным для меня было охватить вниманием всю аудиторию, сделать так, чтобы учебный материал был понятен каждому. Однако постепенно, по мере изложения материала, контакт был установлен. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.

  1. Рекомендации преподавателя _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

Подпись преподавателя учебной дисциплины _______________

Подпись магистранта ____________________________________

Дата проведения _______________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Индивидуальный план

Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

по организации педагогической практики для студентов специальности 050141 «Физическая культура»


Цель практики: Программа практики предполагает формирование у студентов целост­ного представления об особенностях педагогического взаимодействия и овла­дение функциями деятельности учителя физической культуры, а также ознакомление с методикой проведения уроков. Студенты разрабатывают план практики, составляют конспекты уроков, ведут записи наблюдений и участвуют в анализе уроков и внеклассных мероприятий. В конце практики оформляют отчет и выступают на заключительной конференции.

Качественная характеристика деятельности студента-практиканта (оцен­ка) производится с учетом качества итоговой документации, объема выполнен­ной работы в соответствии с содержанием программы, своевременности выпол­нения всех учебных заданий и итоговой документации

По итогам работы в период учебно-педагогической практики студенту
практиканту выставляется «оценка». Учебно-педагогическая практика проводится согласно учебному плану в 1 семестре 3 недели: 1 неделя – наблюдение и анализ уроков, 2-3 недели – проведение уроков.

Задачи практики:

1. Изучить процесс организации физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.Провести анализ форм, методов, средств физического воспитания в ОУ.

2. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по планированию, организации и проведению различных форм работы по физическому воспитанию в разных классах.

3. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по проведению физической подготовленности школьников.

4. Сформировать умение анализировать условия образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

Примерное содержание практики

Установочная консультация в ГБПОУ «КЦО № 1» – 2часа

1 неделя «Наблюдение»

День

1. Знакомство с администрацией учреждения, условиями и основными формами работы по физическому воспитанию, знакомство с учителями.

2. Знакомство с организацией работы по врачебному контролю за состоянием здоровья, уровнем физического развития детей.

3. Знакомство с документацией планирования работы по физическому воспитанию и разработка календарного плана на период учебно-педагогической практики (3 недели).

4. Ознакомление с предметно - развивающей средой по физической культуре (спортивный зал, площадка, физкультурные уголки: стандартные и нестандартные).

5. Анализ условий образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

2 день

Календарный план работы составляется студентом - практикантом в первый день учебно-педагогической практики. Согласно графику студент на основе содержания программы практики планирует себе конкретно дату и содержание деятельности с последующим ее анализом. В графе «Отметка о выполненной работе» делаются соответствующие замечания по выполненной работе сту­дента и в следующей графе ставится подпись учителя физической культуры, работающего в школе.

Схема календарного плана работы

День

1. Наблюдение за проведением урока физической культуры в начальной школе.

2. Анализ наблюдаемого урока.


СХЕМА АНАЛИЗА
УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I. Общие сведения.

1. Учебное заведение ______________________________________

2. Класс _________________________ Группа __________

3. Число занимающихся по списку ________Занималось _________

4. Учебная четверть __________ Дата проведения занятия ________

5. Место проведения занятия ________________________________

6. Фамилия и инициалы преподавателя ________________________

II. Конспект занятия.

7. Номер занятия с начала учебного года ______________________

8. Задачи, решаемые на уроке __________________________________________________________________________

(отвечают ли требованиям комплексного подхода, возрастным особенностям учащихся и уровню их физической подготовленности).

9. Соответствие содержания урока (занятия) поставленным задачам, программным требованиям и рабочему плану ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

10. Правильность структуры урока (занятия) и расположения материала, дозировки ________________________________________________________________________________________________________

III. Оценка качества проведения занятия.

11. Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

12. Обеспечение техники безопасности ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

13. Пунктуальность начала и конца урока _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

14. Внешний вид преподавателя: его жесты, мимика, манера обращения с учениками ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

15. Отношение преподавателя к внешнему виду учащихся ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

16. Дисциплина и активность занимающихся ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Правильный выбор места учителем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

18. Целесообразность использования помещения, эффективность использования инвентаря и оборудования ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

IV. Методический аспект.

19. Реализация обучающих, совершенствующих и развивающих задач на уроке ________________________________________________________________________________________________________

20. Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии)

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

21. Методическая ценность и качество показа упражнений __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

22. Предупреждение и исправление ошибок _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

23. Правильность подбора средств, методов и приемов обучения в соответствии с задачами урока ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

24. Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный методы) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной) ________________________________

________________________________________________________________________________________________________

25. Реализация индивидуального подхода в обучении __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

26. Использование методов стимулирования. Разнообразие этих методов и приемов ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

27. Соблюдение методических принципов физического воспитания:

а) сознательности и активности __________________________________________________________________________

б) наглядности ________________________________________________________________________________________

в) доступности и индивидуальности ______________________________________________________________________

г) систематичности ____________________________________________________________________________________

28. Плотность урока:

а) общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная) ______________________________________________________________________________________________________

* Общей плотностью урока является отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. К педагогически оправданным затратам урочного времени относятся объективно необходимые затраты времени на такие учебные процессы или стороны деятельности учителя на уроке, как восприятие и осмысление учащимися объяснения упражнения, демонстрации, указаний учителя; выполнение физических упражнений и необходимый при этом отдых; перестроения; установка снарядов и их уборка и т. д.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками, такими как: несвоевременное начало и преждевременное окончание урока, простои между подходами к снаряду, перерывы в занятии, вызванные нарушением дисциплины, поломкой инвентаря и т. д. (например: 32 минуты на уроке было затрачено оправданно, следовательно, общая плотность урока (X) составит:

Общая плотность урока, составляющая 80 %, – высокая; 70 % – средняя; 60 % – удовлетворительная; менее 60 % – неудовлетворительная;

б) моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке, это зависит от задач урока)

________________________________________________________________________________________________________

* Моторной плотностью урока является отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока (например: 10 минут на уроке было затрачено учеником, взятым под наблюдение, на выполнение физических упражнений, следовательно, моторная плотность урока (Х 1) составит:

Для получения показателей общей и моторной плотности урока необходимо провести хронометраж анализируемого урока физкультуры заполнением предлагаемых граф таблицы и рисунка диаграммы затрат урочного времени, где показаны:

– общая плотность урока;

– моторная плотность урока;

– неоправданные затраты урочного времени.

30. Физиологическая кривая занятия. Анализ распределения учебного материала по физиологической кривой частоты сердечных сокращений (ЧСС) _____________________________________________________________________

31. ЧСС у учащихся: до занятия (в покое уд/мин) _________________________________________________________

наибольший пульс ______ на ______ минуте урока;

в заключительной части урока ______;

через 5 минут после окончания урока (в покое уд/мин) ___________

32. Какие специально намеченные планом физические качества развивались?______________________________ __________________________________________________________________________________________________

В какой мере осуществлены эти задач? ___________________________________________________________________