Характеристика основных климатических элементов, влияющих на архитектурное проектирование. Климат россии и его влияние на архитектуру зданий При однородных членах имеются двойные союзы

15.02.2024 Автоправо

Проектирование и развитие городов в значительной степени базируется на изучении природных условий местности. Климат является одним из наиболее важных факторов, учитываемых в градостроительстве.

Климат - это усредненный, многолетний режим атмосферных явлений, характерный для каждого места Земли. В основном, климат обусловливается географическим положением данного места. На климатические характеристики наиболее существенно влияют широта и высота местности, близость к морскому побережью, особенность растительного покрова.

Сравнительная устойчивость климата объясняется тем, что количество солнечного тепла, получаемого Землей, почти постоянно из года в год. Существенно не изменяется и сама земная поверхность с ее материками и океанами, горами и равнинами на суше, холодными и теплыми течениями в морях и океанах. Воздушные течения в атмосфере, хотя и отличаются большим разнообразием и изменчивостью, имеют свои закономерности, проявляющиеся на протяжении длительного времени.

Климатические особенности сами по себе, т. е. вне их влияния на плодородие земель и сельское хозяйство, имеют из всех физико - географических факторов наименьшее значение для образования и развития современных городов. Общеизвестно, что концентрация населения в городах обусловлена экономическими причинами, а не климатическими особенностями как таковыми. Например, Древний Рим, первый и единственный «город - гигант» античной эпохи, всегда отличался нездоровыми климатическими условиями; Лондон славится своей нездоровой сыростью и пресловутыми туманами; на лагунах построена Венеция; на болотах - Санкт-Петербург.

Однако значение климата в отношении характера планировке застройки, озеленения городов, вплоть до выбора типа и материала жилища, огромно. В градостроительной практике учитываются следующие основные климатические характеристики:

Температура и влажность воздуха;

Ветровой режим на территории;

Приход солнечной радиации.

Температура воздуха определяет выбор теплоизолирующих свойств ограждающих конструкций зданий. Прежде всего, учитывается расчетная температура наружного воздуха в холодный период года. Для теплотехнических расчетов ограждающих конструкций применяют следующие температуры наружного воздуха: среднюю температуру наиболее холодной пятидневки и абсолютную минимальную температуру наружного воздуха. Чем ниже расчетные температуры, тем эффективнее должна быть теплоизоляция стен и дачных перекрытий, плотнее оконные двойные (или даже тройные) переплеты.

При принятии градостроительных решений учитывается среднегодовая температура, средняя температура по месяцам, а также перепад температур, т. е. разность между летними и зимними температурами.

Температура воздуха влияет на планировку жилых кварталов и микрорайонов. От температурного режима зависят расстояния от жилья до учреждений обслуживания, так называемые радиусы доступности. При низких зимних температурах эти радиусы должны быть, возможно, меньше, особенно до детских учреждений. Для северных городов России разрабатываются специальные проекты зданий, связанных между собой утепленными переходами.

Температура воздуха влияет и на планировку квартир. В условиях жаркого климата при высоких летних температурах необходимо предусматривать сквозное проветривание квартир, создание лоджий. Следует иметь в виду, что микроклимат города создает в условиях плотной городской застройки повышенную температуру (на 2 - 3 градуса) за счет сокращения турбулентного ветрового перемешивания воздуха, увеличенной поверхности инсоляции и тепловыделения промышленных объектов и жилья.

Ветровой режим. Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызываемое неравномерным распределением атмосферного давления. Ветровой режим учитывается в градостроительстве, прежде всего, с точки зрения выявления господствующих направлений и их скоростей. Наглядно отражает преобладающее направление ветра в данной точке диаграмма ветров.

Роза ветров - это графическое изображение повторяемости ветров (в процентах) по румбам горизонта (рис.3.1).

Рис. 3.1. Роза ветров

Роза ветров строится по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют ломаной линией. Господствующее направление ветра соответствует самому большому вектору розы ветров, направленному к ее центру. Основанием для построения розы ветров служит многолетний ряд наблюдений на ближайшей метеорологической станции.

На основе анализа розы ветров по направлениям делаются выводы о функциональном зонировании территории, взаимном размещении селитебных и промышленных районов. Промышленные районы с вредными выбросами в атмосферу должны размещаться с подветренной стороны, чтобы они не загрязняли воздух жилых кварталов. Основное направление ветра учитывается также при устройстве аэродромах полос для посадки и взлета самолетов.

В условиях сурового климата севера учет направлений господствующих ветров позволяет организовать ветрозащиту жилой территории. Ветрозащита осуществляется путем использования искусственных ветровых преград (зданий, зеленых посадок высокой ствольной растительности) или естественных преград (использование подветренных склонов, больших массивов существующей зелени).

Характеристика районов по скоростям ветра позволяет проводить мероприятия по ветрозащите или, наоборот, организации проветривания. Оптимальная скорость ветра находится в пределах до 4 м/с. Участки, на которых скорость ветра меньше 1 м/с, относятся к непроветриваемым, а более 4 м/с - к зонам интенсивного проветривания.

В целях ослабления больших скоростей преобладающих ветров корректируется направление улиц в городе. Кроме того, разрабатываются дополнительные ветрозащитные мероприятия, например посадка деревьев, кустарников. В условиях сильных ветров лучшая ветрозащита обеспечивается применением протяженных многосекционных зданий, расположенных поперек господствующего направления ветра. В районах с малыми скоростями ветра, наоборот, следует избегать сложных конфигураций зданий и их большой протяженности. Здесь более предпочтительны здания типа башен, обеспечивающие максимальное сохранение исходной скорости ветра.

Влажность - содержание водяного пара в воздухе, одна из существенных характеристик климата. Абсолютная влажность - количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м³воздуха. Относительная влажность - это процентное отношение абсолютной влажности к максимальному количеству водяного пара, которое может содержать 1 м³ воздуха при данной температуре.

Влага оказывает огромное влияние на теплозащитные качества ограждающих конструкций. Известно, что вода - прекрасный проводник тепла, а воздух, особенно сухой, обладает теплоизоляционными свойствами. Поэтому теплоизоляционные материалы с большим количеством пор, заполненных воздухом, имеют прекрасные теплозащитные свойства. Однако при проникновении влаги теплоизоляционная способность любого материала резко ухудшается. Кроме того влага растворяет химические вещества, которые приводят к быстрому разрушению материалов.

Таким образом, повышенная влажность снижает теплоизоляционные свойства ограждающих конструкций зданий, стимулирует процесс коррозии металлов, разрушения материалов. Поэтому влажность воздуха учитывается при выборе материалов для теплоизоляции и конструкций зданий.

Кроме того, повышенная влажность воздуха сильно ухудшает теплоощущения людей. При низких температурах влажность создает впечатление особой дискомфортности. Даже не очень холодная погода при этом воспринимается отрицательно, в то же время даже сильные морозы при сухой, ясной погоде переносятся легко. В жарком климате влажность также действует дискомфортно, влажная жара переносится человеком весьма тяжело.

Ощущения человека во многом зависят от совокупности трех факторов:

Температуры;

Влажности;

Скорости движения воздуха.

Так, при температуре 19°С, влажности 50% и неподвижном воздухе человек испытывает приятное ощущение нормальной комнатной температуры. При той же температуре и влажности, но при движении воздуха со скоростью 0,5 м/с - ощущение, характеризуемое понятием «прохладно», а при скорости 2,5 м/с - человеку становится холодно. А при температуре 24°С, неподвижном воздухе, насыщенном водяными парами, получается ощущение духоты. При той же температуре и влажности, но при скорости ветра 1 м/с - приятное ощущение нормальной температуры.

Инсоляция - облучение прямыми солнечными лучами какой - либо горизонтальной, вертикальной или наклонной поверхности. Это качественная характеристика, определяемая временем освещения.

Нормативная продолжительность инсоляции определена в СНИП 2.07.01 - 89 и зависит от климатической зоны. В зоне, расположенной севернее 58° с. ш., продолжительность непрерывной инсоляции с 22 апреля по 22 августа должна быть не менее 3 часов в день. Для зон южнее 58° с. ш. с 22 марта по 22 сентября - не менее 2,5 часов. Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения должны обеспечивать непрерывную трехчасовую продолжительность инсоляции.

При реконструкции жилой застройки или при размещении нового строительства в особо сложных градостроительных условиях (исторически ценная городская среда, дорогостоящая подготовка территории, зона общегородского и районного центра) допускается снижение продолжительности инсоляции помещений на 0,5 часа.

Инсоляция учитывается при организации застройки и выборе территории. Жилая застройка должна обеспечивать равномерное освещение квартир и участков жилой территории, предназначений для отдыха и спорта населения.

В климатических зонах с умеренным климатом здания располагают на местности так, чтобы максимально увеличить продолжительность инсоляции. В условиях выраженного рельефа для жилой застройки и размещения участков детских учреждений и зон отдыха выбираются преимущественно южные склоны, хорошо инсолирумые и с хорошим микроклиматом.

В зонах с жарким климатом, наоборот, предусматривают солнцезащитные мероприятия. Благоустройство территории включает себя устройство навесов, зеленых насаждений с густой разветвленной кроной, сокращающих время прямого солнечного облучения территории.

Инсоляция отдельного здания зависит от его ориентации его сторонам горизонта. Различают меридиональную, широтную и промежуточную ориентацию здания.

При меридиональной ориентации здания располагают основными осями по направлению север - юг. Такая ориентация обеспечивает равномерную инсоляцию обоих фасадов и минимальную площадь участков постоянного затенения. Однако ее недостатком является то, что в околополуденные часы, когда солнечные лучи больше всего богаты ультрафиолетом и теплом, инсолируется лишь торцевая часть зданий.

При широтной ориентации здания располагают основными осями по направлению запад - восток. Здесь инсолируется только один (южный) фасад зданий. Прямые солнечные лучи не попадают в комнаты, ориентированные на север.

При промежуточной ориентации зон постоянного затенения нет, все четыре фасада здания имеют инсоляцию, однако неравномерную.

Освещение группы зданий зависит, кроме того, и от расстояния на котором находится одно здание от другого, а также от высоты соседнего здания. Для применения вида ориентации зданий на местности учитываются также композиционный прием застройки и рельеф местности.

Кроме рассмотренных факторов, большое значение в градостроительстве имеют и другие элементы климата. Например, величина осадков на данной территории учитывается при инженерном благоустройстве территории, расчете водосборного бассейна, регулировании поверхностного стока и проектировании ливневой канализации.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

5)Огонь костра то разгорается то угасает.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий, так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование, так и высококвалифицированные рабочие, как инженерно-технические кадры, так и экспериментальные заводы.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5) Огонь костра то разгорается, то угасает.

Одна запятая необходима в первом и 5 предложениях: их однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Ответ: 1 и 5

Ответ: 15|51

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Гость 19.02.2015 20:18

Опять та же проблема. Опять в задании запятые не стоят, а в ответах стоят. У вас в задании в 5 предложении не стоит ни одной запятой, а в ответах перед вторым то, запятая стоит

Татьяна Юдина

Цель задания состоит в том, чтобы поставить в двух предложениях ПО ОДНОЙ запятой. За это задание можно получить 2 балла, за каждый верный ответ 1 балл.



Температура и влажность воздуха - характеристики, в наибольшей степени характеризующие климат местности. Для основных городов России эти параметры, среднестатистические для каждого месяца в году, представлены в СНиПе 23-01-99 «Строительная климатология». Виды погоды характеризуются градациями температуры в данной местности. Наибольшее значение имеет температура в течение рабочего дня. В отношении теплового воздействия на человека характерны следующие виды погоды: Холодная (;< +8° С); требуется отопление гражданских зданий. Прохладная (= +8...+15°С); при этой температуре, как правило, держат закрытыми окна и не пользуются длительно балконами, лоджиями и террасами. Теплая (= +16...+28 °С); позволяет длительно использовать открытые помещения. Жаркая (выше +28 °С); вызывает необходимость ограничения перегрева помещений и использования искусственного охлаждения воздуха. Кроме того, для многих районов целесообразно выделение очень холодной (< -12° С) и очень жаркой (выше +32 °С) погоды, неблагоприятно воздействующей на человека. В СНиП «Строительная климатология» даются среднемесячные температуры воздуха, включающие температуру в ночное время. где - средняя амплитуда колебаний температуры в течение суток для данного месяца. Ее величины не приводятся в СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» (рис. 1.2). Поэтому при климатическом анализе надо пользоваться СНиП II-А.6-72.

Продолжительность характерных видов погоды в течение года определяет основные черты климата, которые влияют на архитектурные и конструктивные решения зданий.

Таким образом, в течение четырех месяцев в году необходимо ограничение перегрева помещений с помощью солнцезащитных устройств и применение искусственного охлаждения воздуха. В остальное время года можно использовать летние помещения. Отопление практически не требуется и должно быть устроено исключительно для обогрева помещений в случаях непредвиденного понижения температуры воздуха. Тип здания должен устанавливаться с учетом защиты помещений от перегрева в жаркий период года. Целесообразны открытые помещения, озеленение и обводнение вокруг зданий. Необходимы солнцезащита и искусственное охлаждение. Ориентация продольных фасадов должна быть широтной (С-Ю) с расположением в северной части обслуживающих и коммуникационных помещений, лестниц, кухонь и т.п., а в южной части - большей части жилых комнат. При правильном проектировании зданий, применении солнцезащиты и специальных систем, использующих солнечную энергию для горячего водоснабжения и отопления, можно свести энергопотребление при эксплуатации здания к минимуму.

Как видно из таблицы, климат в г. Якутске резко континентальный. В течение 7 месяцев в году требуется отопление, причем в течение трех месяцев погода очень холодная, неблагоприятно воздействующая на человека. В течение трех месяцев в году погода очень жаркая, требующая ограничения перегрева и искусственного охлаждения. Все это необходимо учитывать при проектировании, применять двойные тамбуры, закрытые переходы между домами и другие специальные мероприятия. Здесь тоже возможна экономия энергозатрат при эксплуатации зданий. Особенно за счет горячего солнечного водоснабжения и солнечного отопления в апреле и сентябре. Однако эта экономия будет значительно меньше, чем в примере 1. Приведенные примеры представляют собой элемент климатического анализа в архитектурно-строительном проектировании. Этот анализ ведется «от общего к частному», т.е. от оценки фоновых закономерностей, характерных для крупных территорий, к оценке микроклимата конкретных участков строительства с учетом рельефа, растительности, водных пространств, характера застройки. Эти факторы могут влиять на фоновые характеристики, которые принимаются по СНиП «Строительная климатология». Схематическая карта климатического районирования для строительства приведена па, рис. 1.3. Согласно этой карте, территория России разделена на IV пояса с подрайонами. По этой карте и таблицам в СНиП «Строительная климатология» выявляются сезоны года, определяющие тип зданий в данной местности. Так, например, климат в примере 1 может быть кратко описан так: г.Сочи:8-Т+ЗЖ+1-ОЖ; г. Якутск: ЗОХ+2Х+2П+2Т+ЗОЖ

Анализ ветрового режима по сторонам горизонта и суммарной радиации на различно ориентированных поверхностях позволяет решить вопрос о направлениях раскрытия архитектурного пространства или его защиты. При оценке конкретного участка проектировщик изучает ландшафт, рельеф площадки, делает поправки на микроклимат склонов разной ориентации, устанавливает условия обдувания зданий ветром, рассчитывает инсоляцию, естественное освещение помещений и др. Для этого используются геодезические подосновы участков с горизонталями, отметками, существующей застройкой. При утверждении проекта в территориальном Архитектурно - планировочном управлении требуется представление следующих разделов проекта, связанных с вопросами физики среды и ограждающих конструкций:

  • - энергосбережение и строительная теплотехника;
  • - защита от шума;
  • - естественное освещение и инсоляция.

Без согласования этих разделов любое строительство зданий (за исключением индивидуального строительства) считается незаконным.

На территории нашей страны здания и сооружения подвергаются комплексу климатических воздействий в различных сочетаниях и различной интенсивности.

Строительная климатология- наука, раскрывающая связи между климатическими условиями и архитектурой зданий и градостроительных образований.

Основная задача строительной климатологии - обоснование целесообразности решений планировки городской застройки, выбор типов зданий и ограждающих конструкций с учетом климатических особенностей района строительства.

Правильный выбор размеров и формы помещений зависит от ряда факторов, среди которых особое место занимает воздушная среда, характеристики которой зависят от климатических условий и места строительства.

На протяжении тысячелетий архитекторам было известно, что города и здания следует проектировать и строить в соответствии с климатом, а ширину улиц, высоту зданий и размеры окон - выбирать с учетом ориентации и глубины помещений. Необходимо бережно и композиционно оправдано вписывать здания и сооружения в природу.

Как показывает практика, все архитектурные и градостроительные шедевры создавались с учетом этих вечных истин.

В южных сухих районах города всегда имели характер «самозатеняющихся структур», а здания - своеобразных «термосов» с массивными стенами, замкнутой компактной планировкой и редкими небольшими окнами.

Для влажных южных районов, наоборот, характерными чертами являются: открытая планировка, хорошо проветриваемые городские пространства, легкие «дышащие» стены зданий и большие световые проемы.

Южные районы характеризуются значительным количеством солнечных дней в году, очень высокой радиацией и контрастностью освещения. Все эти факторы предопределяют специфический характер тонкой архитектурной пластики и большую насыщенность цветовых соотношений элементов и деталей зданий.

В северных и большинстве центральных районах наблюдается преимущественно облачное небо, которое обуславливает крупную пластику стен и деталей и пастельные цветовые решения фасадов зданий и сооружений.

Без учета вышеизложенных истин нельзя обеспечить в зданиях необходимый комфорт при минимальных затратах на эксплуатацию зданий. Особенно это становится важным в век энергетического кризиса и всемерной экономии энергетических ресурсов. Только рациональное проектирование городов, агропромышленных комплексов и жилой застройки с учетом климатических условий, ориентации по сторонам горизонта, применения оптимальных размеров и пропорций световых проемов, а также солнцезащитных устройств обеспечивает значительную экономию материальных и финансовых затрат.

Следует отметить, что только за счет рационального выбора размеров световых проемов, способствующих увеличению использования естественного света на 1 ч в течение суток, можно сэкономить до 3 млн. кВт/ч электроэнергии в год только в промышленных зданиях.

За счет использования требований к инсоляции зданий появляется возможность повысить плотность застройки на 8-10 % и увеличить строительство более экономичных домов меридионального типа с широким корпусом, что позволяет значительно сократить градостроительные затраты без снижения объема ввода жилых домов.

Рациональное применение солнцезащитных устройств снижает затраты на эксплуатацию гражданских зданий, для промышленных зданий способствует повышению производительности труда за счет уменьшения выпуска бракованной продукции и расходов на искусственное регулирование микроклимата в помещениях.

Таким образом, при проектировании зданий и сооружений необходимо знать климатические факторы и учитывать их, так как знание климатических условий среды позволяет найти выразительную архитектурную форму, придать зданию индивидуальный образ, обусловленный природно-климатическими факторами места строительства.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 50% электроэнергии.

2. Мерцающий свет вреден для глаз, поэтому современные осветительные устройства снабжены устраняющей мерцание системой электронного контроля, который к тому же сберегает электроэнергию.

3. Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

4. Система электронного контроля современных осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

5. Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 50% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Несмотря на это

3. Вопреки всему

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).

2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный! * В два света - о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.В свете чего, предлог с род. п.- с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.В свете каком (видеть, представлять) - в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете.Пролить или бросить свет на что (книжн. - разъясняя, сделать понятным, ясным. Свет увидеть (разг.) - почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели.Ученье свет, а неученье тьма - поел, о пользе знаний, ученья. В белый свет как в копеечку (разг. шутл.) - о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных. Чем свет (прост.) - очень рано утром. Чем свет отправились в путь.Только и свету в окошке, что... (разг.) - только это и радует. Только и свету в окошке что внучка.Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) - о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. повторИт

3. углУбить

4. обогналА

5. цепОчка

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.

2. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо.

3. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.

4. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.

5. Важный момент, который необходимо учитывать при ВЫБОРЕ материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. немного ДЛИННЫЕ

2. ЗАМОРОЗКОВ

3. ПРОПОЛОЩИ бельё

4. ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

5. на ОБОИХ берегах

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Между завоевателями- римлянами и британцами, завоевав Британские острова, устраивались встречи по футболу. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря усилий строителей объект был сдан вовремя. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Основным источником энергии для каждого живого существа, населяющих нашу планету, служит энергия солнца. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. водор..сли

2. конс..рвировать

3. к..рьерист

4. пол..гаться

5. гор..зонтальный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. бе..дарный, ра..бег

2. пр..берёг, пр..градил

3. з..ночевать, из..гнул

4. пр..влёк, пр..мудрый

5. по..сказал, о..жал

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. удоста..вать

2. заносч..вый

3. преодол..вать

4. отпрыг..вать

5. податл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. колебл..мый

2. невид..мый

3. преследу..мый

4. переинач.. нный

5. танцу.. шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

2. Ребята удивлялись, почему им (НЕ)РАЗРЕШИЛИ идти в поход.

3. К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

4. Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

5. Скептик - это человек, который (НЕ)ВЕРИТ в энтузиазм.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

2. Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

3. (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

4. Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

5. Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И.И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2. Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3. Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4. Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5. В.М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1.Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.

2.Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Другие города и страны откроют вам свои объятия, и может быть где-то там вы найдёте свой приют.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить в землянке техника-интенданта Тарасникова. (2)Он работал в оперативной части штаба гвардейской бригады. (3)Тут же, в землянке, помещалась его канцелярия.

(4)Целые дни он надписывал и заклеивал пакеты, припечатывал их сургучом, согретым над лампой, рассылал какие-то донесения, принимал бумаги, перечерчивал карты, стучал одним пальцем на заржавленной машинке, тщательно выбивая каждую букву.

(5)Однажды вечером, когда я вернулся в нашу халупку, основательно промокнув под дождём, и сел на корточки перед печкой, чтобы растопить её, Тарасников встал из-за стола и подошёл ко мне.

- (6)Я, видите ли, - сказал он несколько виновато, - решил временно не топить печки. (7)А то, знаете, печка угар даёт, и это, видимо, отражается на её росте. (8)Она совсем расти перестала.

- (9)Да кто расти перестал?

- (10)А вы что же, до сих пор не обратили внимания? - уставившись на меня с негодованием, закричал Тарасников. - (11)А это что? (12)Не видите?

(12)И он с внезапной нежностью поглядел на низкий бревенчатый потолок нашей землянки.

(14)Я привстал, поднял лампу и увидел, что толстый кругляш вяза в потолке пустил зелёный росток. (15)Бледненький и нежный, с зыбкими листочками, он протянулся под потолок. (16)В двух местах его поддерживали белые тесёмочки, приколотые кнопками к потолочине.

- (17)Понимаете? - заговорил Тарасников. - (18)Всё время росла. (19)Такая славная веточка вымахнула. (20)А тут стали мы с вами топить часто, а ей, видно, не нравится. (21)Я вот тут зарубочки делал на бревне, и даты у меня проставлены.

(22)Видите, как сперва быстро росла. (23)Иной день по два сантиметра вытягивала. (24)Даю вам честное благородное слово! (25)А как стали мы с вами чадить тут, вот уже три дня не наблюдаю роста. (26)Так ей и захиреть недолго. (27)Давайте уж воздержимся. (28)А меня, знаете, интересует: доберётся он до выхода? (29)Ведь так и тянется поближе к воздуху, где солнце, чует из-под земли.

(30)И мы легли спать в нетопленой, сырой землянке. (31)На другой день я сам уже заговорил с ним о его веточке.

- (32)Представьте себе, почти на полтора сантиметра вытянулась. (33)Я же говорил, топить не надо. (34)Просто удивительное это явление природы!...

(35)Ночью немцы обрушили на наше расположение массированный артиллерийский огонь. (36)Я проснулся от грохота близких разрывов, выплёвывая землю, которая от сотрясения обильно посыпалась на нас сквозь бревенчатый потолок. (37)Тарасников тоже проснулся и зажёг лампочку. (38)Всё ухало, дрожало и тряслось вокруг нас. (З9)Тарасников поставил лампочку на середину стола, откинулся на койке, заложив руки за голову.