Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей. Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей Профстандарт слесарь ремонтник по ремонту автомобилей

15.02.2024 Анонсы

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей - документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста - это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

1. Общие положения.

2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.

3. Характеристика трудовых функций.

4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта "Автомеханик"» , который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Такими стандартами сейчас можно назвать:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста - 3. Опыта работы не требуется.

2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации - 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.

3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.

4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.

2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.

Проф. стандарт для слесаря, занимающегося ремонтными работами в отношении автомобилей, представляет собой важный документ , которые регламентирует деятельность представителя данной профессии.

Основные нормативы, связанные со стандартами подобных специалистов, устанавливаются в рамках ст. 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса РФ. В связи с этими положениями норматив выступает в качестве квалификационной характеристики, которая необходима сотруднику для осуществления определенного вида трудовой работы.

Абсолютно все стандарты, применяемые на практике, подразумевают наличие следующих четырех разделов :

  • положения общего характера;
  • трудовые опции и обязательства;
  • их характеристика;
  • данные об организациях, занимающихся разработкой ПС.

Деятельность специалиста находится под строгим регламентированием проф. стандарта слесаря-электрика (в рамках Приказа №646н), а также специалиста по сборке агрегатов и авто (Приказ №877н).

Квалификационные уровни для сотрудников

Ключевое направление любого стандарта состоит в описании уровней познаний специалиста. В каждом из них присутствуют следующие основные моменты :

  • перечисление основных правомочий;
  • описание ответственности за деяния, бездействие;
  • характеристика опыта, навыков, знаний;
  • способы достижения квалификационного уровня.
  • 3 стадия подразумевает наличие требований в отношении обучения базовым программам или сферам переподготовки служащих продолжительностью до 1 года;
  • 4 стадия профессионализма подразумевает предоставление среднего проф. образования или обучения;
  • 5 уровень нуждается в наличии среднего профильного подготовительного документа, а также в прохождении дополнительных курсов;
  • 6 уровень – для работы требуется высшее или среднее профессиональное образование;
  • 7 стадия имеет полноценное соответствие высшему образованию и обучение в магистратуре, а также получению доп. курсов в рамках специальности.

Каждое из данных направлений подразумевает наличие практического опыта, определяемого каждым профессиональным стандартом в зависимости от имеющейся квалификации.

В качестве базового вида деятельности этого специалиста выступает проведение технического обслуживания и ремонтных работ в отношении электрооборудования, установок, систем. Эти функции может выполнять автослесарь при условии, что направленность его работы касается непосредственного ремонта автомобильной электроники.

В рамках законодательной нормы содержится целых 4 опции :

  • эксплуатирование, обслуживание, ремонт электрических узлов, цепей, аппаратов, машин, нужен 3-й уровень специализации, а требования по рабочему опыту отсутствуют;
  • техническое обслуживание и ремонтные мероприятия в отношении сложных эл. цепей, узлов, электрических приборов и механизмов, имеющих взаимосвязь с ними, меры по отладке и испытанию, требуемый уровень – 4, нормы стажа – от 6 мес.;
  • осуществление различных испытаний и проверочных мероприятий оборудования на предмет точности, ремонтные работы по устройствам мощной силовой электрики, для чего требуется 4-я стадия подготовленности и годовой опыт работы;
  • технический и ремонтный сервис, а также отладка различных устройств, имеющих непосредственное отношение к разряду информационной электроники, здесь требуется 4-й квалификационный уровень как минимум и годовой опыт.

К особым условиям, при которым осуществляется допуск к работе, вне зависимости от квалификационного уровня, относятся первичные и плановые осмотры и присутствие на руках соответствующих групп допуска.

Специалист по монтажу агрегатов и машин

Документ в качестве базового вида деятельности подразумевает сборку и контрольные мероприятия по техническому состоянию агрегатов и автомобильных систем. В его рамках содержится порядка 5 описаний трудовых функций с детальным рассмотрением отборных критериев. Трудовому процессу автослесаря имеет соответствие лишь два ключевых направления :

  • осуществление сборки, проверки и регулирования агрегатов и автомобильных систем, для чего необходим третий квалификационный уровень, а опыт может отсутствовать;
  • работа, связанная с контролем в отношении технологического сборочного процесса, условия идентичные.

Прочие трудовые опции в рамках данного ПС подразумевают более высокую степень подготовленности – с 5-й по 7-ю, а также имеют нацеленность на повышение параметра эффективности и формирования стратегии для последующего развития рабочего процесса, улучшения качественных параметров продуктовых единиц.

Специалист, занятый в данной нише, обладает следующим набором правовых полномочий :

  • ознакомление с проектами по решениям руководящего аппарата предприятия, которые касаются его непосредственной занятости;
  • внесение своеобразных предложений, направленных на совершенствование рабочего процесса, что предусмотрено должностной инструкцией, составленной для этого специалиста.

Есть также несколько аспектов, за которые этот сотрудник является однозначно ответственным :

  • отсутствие фактического стремления к надлежащему исполнению собственных обязанностей, которые возложены на него в рамках действующей ДИ и соответствующих норм закона;
  • нарушение дисциплины труда в производственном процессе с несоблюдением инструктажа по технике безопасности и промышленной санитарии;
  • правонарушения, сделанные в процессе ведения деятельности в пределах, которые установлены в рамках уголовного, административного и гражданского права;
  • причинение ущерба материального характера.

Таким образом, слесарь по охране труда является важным специалистом, ответственным за большое количество аспектов.

— документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

  1. Общие положения.
  2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.
  3. Характеристика трудовых функций.
  4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта "Автомеханик"», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Такими стандартами сейчас можно назвать:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

Не знаете свои права?

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

  1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.
  2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.
  3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.
  4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

  1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.
  2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.