Можно ли ездить на велосипеде по городу. Как ездить по оживленному шоссе на велосипеде. Движение по дорогам

15.08.2023 Анонсы

Приобретя велосипед и успешно катаясь на нём по дворам и ближайшему парку, рано или поздно появляются другие потребности в передвижении. Например, у жителя крупного города, уставшего от автомобильных пробок, возникает желание попробовать ездить на работу на велосипеде. Кто-то мечтает о том, чтобы выбраться на велосипеде за город, но для того, чтобы добраться до железнодорожной станции, придётся проехать некоторое расстояние по городу.

Ездить по городу на велосипеде можно двумя способами. Велосипедист, в отличие от остальных участников движения, имеет свойство мгновенно переходить из состояния пешехода в водителя транспортного средства. Этой уникальной возможностью нужно пользоваться.

Велосипедист-пешеход

На правах пешехода можно передвигаться только по тротуарам или по дорожкам парка. Проезжие части дорог пересекаются по надземным или подземным пешеходным переходам, двигаясь пешком рядом с велосипедом. При езде по тротуарам велосипедист находится в относительной безопасности, и в этом случае требуется лишь минимальное знание Правил дорожного движения. Если возраст велосипедиста не достиг 14 лет, то в этом случае пешеходный способ езды является единственно возможным.

Проблемы при пешеходном способе катания заключаются главным образом в необходимости прыгать с бордюров и обратно перед каждым перекрёстком и въездом во двор. Если эти прыжки приходится совершать через каждую сотню метров, такой стиль передвижения быстро утомляет.

Опасность при езде по тротуарам обычно исходит от пешеходов с непредсказуемым поведением.

Например, дети, престарелые или нетрезвые. В этом случае пешеход может в мгновение оказаться на траектории движения велосипедиста. Кроме этого, под колёсами может также оказаться детская кукольная коляска или небрежно выкинутая бутылка.

Другая опасность при езде по тротуарам — автомобиль, заезжающий во двор или выезжающий из него. Если следовать Правилам дорожного движения, то автомобиль при выезде на прилегающую территорию должен пропустить всех пешеходов и велосипедистов, двигающихся по тротуару. Но это правило соблюдается далеко не всегда. Кроме того, водитель может не заметить велосипедиста из-за припаркованной машины, дерева или в принципе может не рассчитывать на скорость движения объекта по тротуару со скоростью 15−20 км/ч.

Таким образом, подъезжая по пешеходной дорожке ко въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин.

Ещё одна опасность — внезапно открывшаяся дверь припаркованного автомобиля. У водителей со временем вырабатывается инстинкт — перед тем, как открыть дверь, посмотреть назад и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. Но у пассажиров такого инстинкта может не быть.

Приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери.

Кроме того, нельзя забывать, что на тротуаре велосипед находится в нарушение Правил дорожного движения, явно запрещающих здесь перемещение транспортных средств (п. 9.9 ПДД). С точки зрения Правил, велосипед на тротуаре ничем не отличается от автомобиля. В этом есть определённое противоречие — где же тогда ездить велосипедистам, не достигшим 14 лет? Поэтому следует всегда помнить, что при движении по тротуару преимущество всегда остаётся за пешеходом.

Впрочем, сотрудники ГИБДД, как правило, не обращают внимания на велосипедистов, едущих по тротуару. Потому что в ряде случаев тротуар — единственное безопасное место для велосипедиста.

Велосипедист-водитель

В этом случае велосипед — самое настоящее транспортное средство (но без двигателя).

В этом случае велосипедист обязан соблюдать Правила дорожного движения, то есть ехать только по проезжей части, следовать дорожной разметке, сигналам светофора, и т.д.

На правах водителя транспортного средства можно ездить только велосипедистам, достигшим 14 лет и имеющим навыки уверенного управления велосипедом.

Здесь вряд ли пригодятся навыки прыжков или трюкового катания, но зато пригодится умение ездить по прямой траектории (особенно с небольшой скоростью). Умение чётко держать выбранную траекторию позволяет быть более предсказуемым для других участников движения и как следствие — обеспечить более безопасное передвижение.

Существует такое понятие, как максимальная безопасная скорость водителя. Оно относится не только к водителям автомобилей, но и к велосипедистам. Пока водитель едет со скоростью, не превышающей его «безопасную» скорость, он способен замечать все детали дорожной обстановки, которые его окружают и успеть принять правильное решение. При превышении этого порога скорости способность контролировать окружающую обстановку заметно уменьшается. В этом случае водитель может не заметить пешехода, пересекающего проезжую часть, дорожного знака, требующего уступить дорогу или дорожное препятствие.

Человек, который только что научился кататься на велосипеде, имеет безопасную скорость порядка 8−12 км/ч. Конечно, он может ехать быстрее, но всё его внимание будет сосредоточено на том, чтобы удержать равновесие. Таким образом, выезжать на проезжую часть можно, только в том случае, если велосипедист способен передвигаться со скоростью 25−30 км/ч и при этом полностью контролировать дорожную обстановку. В противном случае лучше не спешить и начать тренировку на парковых дорожках, во дворах и на тротуарах — то есть на правах пешехода.

Растущая популярность велотуризма и проблема городских пробок приводят к тому, что велосипед, ранее считавшийся транспортом для подростков, становится всё более популярен среди взрослых. То есть среди велосипедистов всё чаще встречаются те, кто научился кататься ещё в детстве, а теперь заново осваивает этот вид транспорта после многолетнего перерыва. Получается, что многие начинающие велосипедисты имеют водительские права и многолетний опыт вождения автомобиля. Совет тем, кто умеет хорошо водить автомобиль, а за рулем велосипеда не сидел много лет: улица или перекресток выглядят совершенно по-разному из кабины автомобиля и за рулём велосипеда. Этот факт обязательно нужно учитывать.

Безопасность

Как показывает практика, если ехать, соблюдая все правила, вести себя на дороге предсказуемо и адекватно и никому не создавать необоснованных помех, то подавляющее большинство водителей будут относиться к велосипедисту с уважением, а езда станет достаточно комфортной и безопасной. Не стоит также пренебрегать известным правилом «трёх дэ» — дай дорогу дураку.

Сигналы поворота и торможения

Согласно Правилам дорожного движения, при движении по проезжей части водитель любого транспортного средства и, в частности, велосипеда обязан подавать сигналы поворота и торможения.

На велосипеде указатели поворота обычно отсутствуют, поэтому эти сигналы подаются руками. Подача сигнала рукой должна начинаться заблаговременно до начала выполнения манёвра и может быть закончена непосредственно перед началом поворота (п. 8.2 ПДД).

Для обозначения поворота необходимо вытянуть руку в соответствующую сторону (п. 8.1 ПДД).

Рука, согнутая в локте, обозначает поворот в противоположную сторону. Велосипедисты обычно не используют этот сигнал: он предназначен для водителей автомобилей, у которых оказались неисправны указатели поворотов.

Торможение обозначается поднятой вверх рукой (любой). Сигнал торможения тоже надо подавать заблаговременно, за пару секунд до начала самого торможения, поскольку одновременно тормозить и подавать сигнал достаточно затруднительно. Сигнал торможения на практике подаётся только если за велосипедистом едет автомобиль или другой велосипедист, и для него манёвр может оказаться неожиданным.

Сигналы поворота и торможения нужно подавать предельно чётко и ясно.

По каким улицам ехать не стоит

Все городские улицы можно разделить на 3 группы:

  • магистральные улицы (без светофоров);
  • улицы с интенсивным движением;
  • улицы без интенсивного движения.

Разумеется, это деление условно — одна и та же улица может оказаться забитой автомобилями по утрам и совершенно пустой днём.

На магистральных улицах (например, МКАД или третье транспортное кольцо) на велосипеде лучше не появляться — из-за высокой средней скорости движения автотранспорта существенно труднее не создавать помех при объезде препятствий или съездов с основной трассы. Зачастую развязки спроектированы так, что примыкающая дорога вливается в основную справа. То есть велосипедист, находящийся в крайнем правом ряду, может внезапно оказаться между двумя ожвлёнными потоками автомобилей.

Если вдоль магистрали проходит тротуар — лучше двигаться по нему. Обычно тротуар вдоль магистральных улиц отделён от проезжей части защитными ограждениями, и ехать по нему значительно безопаснее. В противном случае лучше поискать другой маршрут.

По остальным типам дорог можно ездить на велосипеде, руководствуясь Правилами дорожного движения.

Как следует ездить

Самое главное правило при езде на городских улицах — ехать уверенно и предсказуемо. То есть все намерения велосипедиста должны быть понятны для всех остальных участников движения. Для этого необходимо хорошо знать общепринятые Правила дорожного движения.

Существует несколько распространённых заблуждений, касающихся безопасности при движении по городским улицам:

Как можно медленней

Это верно только в том случае, если ехать по пустой дороге. При движении в транспортном потоке самая безопасная скорость — это скорость потока. При движении по правому краю проезжей части следует придерживаться скорости, с которой едут автомобили в правом ряду. Обычно средняя скорость в крайнем правом ряду ниже, чем в остальных — многие паркуются или готовятся к повороту направо. Таким образом, двигаясь со скоростю 25−30 км/ч, можно свести к минимуму помехи для других участников движения.

Если снизить скорость до 10−15 км/ч, то для водителей велосипедист станет близок к пешеходу, вышедшему на проезжую часть. Данная ситуация может возникать, например, при движении в гору. В этом случае следует покинуть проезжую часть и перейти на тротуар.

Как можно ближе к бордюру

Раньше в ПДД велосипедисту разрешалось ехать не далее 1 метра от края проезжей части. В последние годы это требование было практически невыполнимо — край проезжей части часто полностью заставлен припаркованными машинами. В связи с этим в новой редакции Правил этот пункт претерпел изменения — теперь велосипедист должен ехать «по возможности правее» (п. 24.2 ПДД). Действительно, во многих случаях на велосипеде следует ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. Но из этого правила есть исключения. Иногда безопаснее ехать посередине правого ряда. Только следует помнить о том, что для того, чтобы никому не мешать, нужно двигаться достаточно быстро.

Распространенная ситуация, когда велосипедист едет по улице, прижимаясь к обочине, а в это время с прилегающей территории выезжает автомобиль. Водитель смотрит налево, не видит автомобилей и продолжает движение. Велосипедист мог остаться незамеченным из-за ограниченной обзорности (например, из-за припаркованного автомобиля или дерева).

Постоянно ездить посередине правого ряда тоже не следует — велосипед будет мешать движению автомобилей. Перестраиваться в центр правого ряда имеет смысл только при проезде перекрёстков или выездов с прилегающих территорий и только в том случае, если правый ряд свободен.

Во время езды надо избегать резких перестроений и перемещений поперёк дороги. Если возникает необходимость переместиться левее (например, при объезде препятствия на проезжей части, припаркованного автомобиля или открытого люка), то следует заблаговременно (за 50−100 метров) подать рукой сигнал левого поворота и не спеша начать перестроение, посматривая назад (или в зеркало заднего вида). Начинать перестроение непосредственно перед препятствием слишком рисковано. В связи этим во время движения следует смотреть не на переднее колесо своего велосипеда, а на то место, в котором велосипед окажется через 5−10 секунд.

Часто приходится ехать по улице, правый ряд которой плотно заставлен припаркованными автомобилями. В этом случае нужно ехать примерно в метре от этих автомобилей, поскольку метр — это примерное расстояние открытой двери. В противном случае можно не успеть затормозить при резко открывшейся водительской двери.

Если правый ряд заставлен припаркованными машинами неплотно и между ними есть промежутки в 100−200 метров, то лучше ехать прямо, не заезжая в них — так безопаснее. Любой манёвр на дорогее потенциально опасен, и по возможности лучше придерживаться максимально прямолинейной траектории движения.

Если планируется ездить в сумерках и в темноте, то нужно сделать свой велосипед заметным для водителей автомобилей. Обычно велосипеды комплектуются светоотражателями, (спереди — белым, сзади — красным, по бокам — жёлтыми или оранжевыми). Сами по себе они не светят, но делают велосипед заметным в свете автомобильных фар. Если передвигаться в потёмках только по дворам, то светоотражателей будет достаточно, но если придётся выезжать на автомобильные дороги, лучше установить на велосипед переднюю фару белого цвета и красный задний фонарь.

Включать фонари на велосипеде нужно как только начало смеркаться. Сумерки — это довольно опасное время. Кажется, что ещё светло, но на самом деле многие мелкие объекты видны уже с трудом. Не стоит экономить батарейки в ущерб безопасности. При проезде оживлённых перекрёстков не помешает включить переднюю фару и в светлое время суток — так транспортное средство становится более заметным для всех остальных участников движения.

Что запрещено делать

В ПДД явно написано, что запрещается ехать на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой, поскольку в противном случае велосипед лишается тормозов: тормозные рукоятки на велосипедах находятся на руле, а возможностей ножного тормоза может не хватить для экстренного торможения. Кроме того, любая незначительная неровность на дороге может привести к полной потере контроля за управлением велосипеда.

Нельзя «висеть на колесе» у автомобиля, хотя такой соблазн существует — за движущимся автомобилем образуется воздушный поток, в котором можно ехать несколько быстрее. Опасность такой езды заключается в том, что дистанция между велосипедом и автомобилем оказывается недостаточной. Если водитель неожиданно применит экстренное торможение, то попутного столкновения избежать будет непросто. Возможна также ситуация, когда водитель пропускает препятствие между колёс (яма, камень или другой посторонний предмет). При несоблюдении должной дистанции можно неуспеть среагировать на внезапное появление препятствия из-под колёс.

Нельзя ездить по улицам в низкой посадке, при том, что она обеспечивает лучшую аэродинамику. Водитель любого транспортного средства должен смотреть вперед на дорогу, а не на своё переднее колесо. Низкая посадка хороша только для гонок, когда свободную дорогу обязаны обеспечить организаторы соревнований.

Останавливаясь перед светофорами, не следует приближаться к едущему впереди автомобилю ближе, чем на 1,5−2 метра. Особенно в том случае, если он остановился на подъёме. Перед началом движения автомобиль может откатиться назад. Кроме того, неопытный водитель может по ошибке вместо первой передачи включить задний ход.

Небольшие габариты велосипеда — это одно из его преимуществ, особенно при движении в потоке транспорта. Но не стоит злоупотреблять этим преимуществом. Иногда появляется соблазн объехать справа автомобили, стоящие перед светофором в очереди: между правыми бортами автомобилей и тротуаром может быть расстояние, достаточное для проезда велосипедиста. Но только до тех пор, пока автомобили стоят неподвижно. Когда поток начинает движение даже с небольшой скоростью, то существует опасность прижима велосипедиста к тротуару. В этих условиях может выручить умение запрыгивать на бордюрный камень, но лучше в такие ситуации не попадать. Особенно опасно оказываться рядом с правым бортом грузовика или автобуса: из кабины крупногабаритного автомобиля велосипедист не виден вовсе. Если у перёкрестка скопилась длинная очередь автомобилей, то велосипедисту следует перебраться на тротуар и проехать пару сотен метров на правах пешехода.

Во время езды по дороге не стоит пользоваться наушниками плеера. Водитель должен контролировать обстановку вокруг себя, а слух является весьма важным каналом получения информации. В крайнем случае можно оставить свободным одно ухо. Во время движения не следует также пользоваться сотовым телефоном.

Важно также понимать, что не стоит учить водителей соблюдать ПДД, рискуя своим здоровьем и жизнью. Несмотря на вопиющую несправедливость и невежество, зачастую возникающие на дорогах, доказывать что-то железу своим телом слишком неравноценно и более того — абсолютно бесполезно.

Переезд через рельсы

Если на улице, по которой осуществляется движение велосипедиста, проходят трамвайные пути, то следует знать и все соответствующие пункты Правил дорожного движения. Трамвай должен уступить вам дорогу в трёх случаях:

  • если он выезжает из депо;
  • если ему горит запрещающий сигнал светофора, а велосипедисту — разрешающий;
  • если он находится на второстепенной дороге, а велосипедист — на главной.

Во всех остальных случаях трамвай имеет преимущество, то есть начинает движение первым.

Некоторые особенности есть и при проезде перекрёстков с трамвайными путями. Если сигнал светофора разрешает движение и трамваю, и велосипедисту, то последний обязан уступить трамваю дорогу.

Еще одна особенность касается левого поворота на перекрестке с трамвайными путями посередине. В этом случае левый поворот на велосипеде можно сделать лишь в режиме пешехода (п. 24.3 ПДД), поскольку следуя правилам, повернуть налево разрешено только с трамвайных путей. Выезжать же на пути на велосипеде не стоит, так как придётся пересекать рельсы под острым углом, а в этой ситуации весьма высок риск падения.

Не стоит забывать, что пересекать рельсы на велосипеде лучше всего под прямым углом. Особенно в сырую погоду.

Велосипед и автомобиль

Езда на велосипеде на правах транспортного средства — неплохая практика для будущих водителей автомобилей. Первоначальные навыки вождения велосипеда лучше всего приобретать во дворах (автомобили там ездят, но с небольшой скоростью) и на тихих улицах. По мере приобретения опыта можно переходить и на оживленные улицы.

Кроме того, взгляд на дорогу со стороны велосипедиста впоследствии неплохо помогает лучше замечать их и относиться с особым уважением, находясь в автомобиле.

Скоро лето. Вы и ваши дети поедете кататься на роликах, самокатах, велосипеде. Каждый родитель, перед тем, как объяснять ребёнку, где он может ездить по правилам ПДД, должен сам узнать, а можно ли на велосипеде ездить по тротуарам, по дороге.

Сейчас законы меняются чуть ли не каждый день, и, чтобы следить за ними, потребуется много времени. В этой статье я вам расскажу, может ли велосипедист ехать по тротуарам и где он вообще имеет права ехать.

Основные понятия, которые необходимо знать

В формулировке точно написано: «ТС», – а это значит, что все правила, применяемые для автомобилей, также действуют и для велосипедов.

Если вы едете на велосипеде, то являетесь непосредственным участником движения, и вам запрещено ехать по тротуару, а если вы идёте рядом с велосипедом, то вы – пешеход.

Где можно ехать на велосипеде?

С 2014 года, есть шесть пунктов, где можно проезжать на велосипеде:

Старше 14 лет:

  1. Велодорожка;
  2. Крайняя правая полоса;
  3. Обочина;
  4. Тротуар.

Нужно смотреть сверху вниз, то есть, если нет велодорожки, то вы должны ехать по крайней правой полосе дороги. Если и там нельзя ехать, то вы можете поехать по обочине, а если она занята или её нет, то вы ориентаруетесь на четвёртый пункт – тротуар!

Исключения:

  • По дороге можно ехать, если ширина груза свыше одного 100 см;
  • Если вы едете в группе, то можно ехать по дороге.

С 2014 года обустроили выделенные полосы для велосипедистов. А с 2015 года велосипедисты получили право ездить по выделенным полосам на дороге!

Штрафы

Сотрудники ДПС довольно лояльно относятся к велосипедистам, но законом предусмотрены штрафы и для них!

Если присмотреться к этой формулировке, то любое нарушение, которое сделал велосипедист, должно наказываться штрафом в размере 800 рублей. Если он не был трезв, то штраф от одной тысячи рублей до одной тысячи пятисот рублей!

Штрафы для велосипедистов нельзя сравнить со штрафами для автомобилистов. Для последних вождение в алкогольном опьянении – пятьдесят тысяч рублей!

Несмотря на то, что есть штрафы и для велосипедистов, в России штрафуют редко.


В Польше тюрьмы переполнены велосипедистами, которые ехали в нетрезвом виде

Катайтесь на велосипеде, получайте удовольствие и не нарушайте ПДД!

Эта история произошла с моим другом. (Дальше повествование от его лица)

Как-то раз я с друзьями поехал в велопоход. На первый день у нас было запланировано доехать до Рязани. Это недалеко. У нас у всех уже был большой опыт в подобных мероприятиях. У одного меня за плечами десятилетний опыт велотуризма.

Когда мы были недалеко от Воскресенска, нас останавливает гаишник и начинает нам рассказывать, что мы не имеет права ехать по трассе. Мы ему начинаем говорить, что передвигаемся в группе, что у нас для этого есть полные основания, но он утверждает, что мы всё равно должны ехать по обочине. В итоге мы с ним спорили минут пять, потом сообразили, что ему нужны были просто деньги. Скинулись и получилось так, что вдевятером мы ему отдали пять тысяч рублей.

Мы продолжили маршрут, доехали до Рязани, там остановились на пару дня, покатались по городу и уехали дальше в сторону Уфы через Пензу.

Вот так тоже бывает, что иногда останавливают и просто забирают деньги, хотя мои друзья пытались ему что-то сказать, но гаишник их и слушать не хотел.

Чтобы велопоездка была безопасной и комфортной, нужно подобрать правильную экипировку.








  1. Шлем. Он снизит вероятность травмы, если вы упадёте. И неважно, какой длины ваш маршрут. Надевайте шлем всегда. Он не должен сжимать голову и болтаться свободно, натирать и доставлять дискомфорт. Регулировка на затылке настроит его именно под ваш объём головы.
  2. Узкие штаны или легинсы. Ездить в брюках с широкими штанинами чревато: они могут зацепиться за цепь. В крайнем случае заправляйте их в носки либо прихватите специальными зажимами.
  3. Велошорты. Если вы решитесь поехать на дальние расстояния, они незаменимы. Мягкий «памперс» сделает поездку на порядок комфортнее. Попа после длительной велопрогулки будет болеть гораздо меньше.
  4. Перчатки. Они помогут избежать мозолей от руля благодаря гелевым подушечкам на ладонях. В жаркое время можно выбрать перчатки без пальцев. В холодную погоду - классические, закрывающие всю руку.
  5. Очки. Они защищают глаза от солнца, ветра, пыли, мелких камешков.
  6. Обувь с глубоким протектором. Обеспечит лучшее сцепление с педалями, ноги не будут с них соскальзывать. Продвинутые велосипедисты используют контактные педали со специальными велотуфлями. На их подошве есть шип, который крепится к педали и обеспечивает максимальную фиксацию стопы. Но помните: нагрузка на ноги в этом случае будет другой, к ней придётся привыкать.
  7. Яркая футболка, толстовка, куртка. В идеале - со светоотражающими полосами.
  8. Рюкзак. Он должен удобно прилегать к спине.

Понятно. А с велосипедом что-то делать надо?

Как нужно вести себя в длительной поездке?

По возможности отправляйтесь в поездку в компании. Так веселее и безопаснее.

В процессе вам наверняка будет мешать встречный ветер. Лучший вариант - пристроиться за более сильным велосипедистом и ехать в его аэродинамическом «мешке». Но обязательно соблюдайте дистанцию, чтобы успеть притормозить.

Не перегружайте себя. Устали - остановитесь, отдохните, перекусите. Либо просто пройдитесь пешком, держа велосипед за руль. Велопоездки предназначены не для рекордов, а для удовольствия.

Откажитесь от поездок ночью, даже если у вас очень яркая фара и отличный велосипед.

Пусть езда в тёмное время суток будет редким исключением, а не правилом.

Не берите с собой тяжёлый рюкзак. Ограничьтесь самым необходимым. Если по дороге будет, где запастись водой, не берите с собой лишние бутылки.

Не отправляйтесь в велопутешествие в сильную жару. Идеальная погода для длительных поездок - облачно и прохладно.

Перед дальним велопоходом не забудьте:

  • Изучить маршрут, отметить точки, где можно пополнить запас воды и еды, учесть сложные участки.
  • Проверить, хорошо ли накачаны колёса, не спускают ли.
  • Протестировать тормоза.
  • Посмотреть, не попала ли грязь и камешки на переключатели скоростей и цепь.

Раз я выезжаю на дорогу, стоит вспомнить ПДД?

Разумеется. Согласно , велосипедист может иметь два статуса.

1. Водитель немеханического транспортного средства. Если вы едете на велосипеде. Главные правилаРаздел 24 ПДД РФ. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов. :

  • Ориентируйтесь на дорожные знаки, соблюдайте сигналы светофора и регулировщиков.
  • Пропускайте пешеходов на зебре и пассажиров, которые садятся или выходят на остановке из трамвая.
  • Своевременно информируйте других участников дорожного движения о поворотах налево или направо. Для этого вытяните в сторону соответствующую руку. Если вы хотите затормозить, поднимите руку над головой.
  • Обгоняйте другие транспортные средства по тем же правилам, что и автомобилисты: только слева, заранее подав сигнал (левая рука отведена в сторону).
  • Не поворачивайте налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией. В этом случае нужно спешиться и пройти перекрёсток по пешеходному переходу.
  • Всегда держитесь за руль хотя бы одной рукой.
  • Не используйте телефон без гарнитуры во время езды.

2. Пешеход. Если вы спешились и идёте рядом с велосипедом. Главные правилаРаздел 4 ПДД РФ. Обязанности пешеходов. :

  • Переходите, но ни в коем случае не переезжайте на велосипеде пешеходную зебру.
  • За пределами населённых пунктов, спешившись с велосипеда, идите по обочине проезжей части по ходу движения транспорта. Обычные пешеходы идут навстречу автомобилям.

А можно ли ездить на велосипеде по тротуарам?

Можно, но в крайних случаях. ПДД определяют такой приоритет для движения велосипедистов:

  1. Велосипедная или велопешеходная дорожка.
  2. Правый край проезжей части (не далее одного метра от края) либо обочина. Этот вариант всегда должны использовать велосипедисты, которые едут в колонне.
  3. Пешеходная зона и тротуар - только в том случае, если первые два варианта невозможны. При этом пешеходы имеют приоритет: если велосипедист создаёт им помехи, он должен спешиться.

Если велосипедисту ещё не исполнилось 14 лет, он может ездить только по тротуарам, велосипедным или велопешеходным дорожкам. Это же касается тех, кто перевозит в велокресле или сопровождает ребёнка до 7 лет.

А вот по автомагистралям велосипедистам ездить категорически запрещено.

Что будет, если нарушу правила?

За нарушение ПДД КоАП предусматривает штраф - от 500 (если велосипедист спешился) до 800 рублей (если едет на велосипеде).

Если велосипедист нарушил правила в состоянии опьянения, штраф увеличивается до 1 000–1 500 рублей.

Чем чаще вы будете ездить на велосипеде, тем больше возможностей перед вами откроется. Этот вид транспорта - отличный способ провести время приятно и с пользой. Главное - помнить о безопасности.

Многих автовладельцев раздражают велосипедисты, передвигающиеся по проезжей части. Разрешено ли им выезжать на автодороги вообще, какие правила и запреты на них распространяются, и за что могут оштрафовать велосипедиста?

1. Кто считается велосипедистом?

Согласно п. 1.2 действующих ПДД, велосипедист – лицо, управляющее велосипедом. Велосипедом же, в свою очередь, считается «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Таким образом, велосипед может, во-первых, иметь более двух колес, а во-вторых, электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт: в случае, если мощность установленного мотора выше, ТС (транспортное средство) уже будет классифицироваться как мопед.

Стоит отдельно отметить, что по правилам пешеходами считаются лица, «использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» – то есть, велосипедом считается ТС с приводом на колесо (или колеса). Кроме того, если человек не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он тоже считается пешеходом, а не велосипедистом.

Еще одно замечание касается классификации велосипеда как ТС: сам по себе велосипед является транспортным средством, но не является механическим транспортным средством, так как под последним понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Это важно с точки зрения правил и мер наказания, распространяющихся на велосипедистов.

2. Можно ли велосипедистам передвигаться по автомобильным дорогам?

Ответ на ключевой вопрос, волнующий многих – да. В ПДД есть отдельный раздел 24, содержащий «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Пункт 24.2 этого раздела допускает движение велосипедистов по правому краю проезжей части. Это, однако, разрешено в случае, если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».

Более того, при движении по автомобильной дороге велосипедист пользуется стандартными правилами приоритета, и автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипедисту, двигающемуся по главной. А еще пункт 24.5 допускает «движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м». Единственным условием при этом является то, что «колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения», а «для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м».

В обычных же условиях согласно п. 24.1 «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». И еще: велосипедистам младше 14 лет движение по проезжей части и обочине запрещено.

3. Что запрещено делать велосипедистам?

Список дополнительных запретов для водителей велосипедов регламентируется пунктом 24.8 действующих ПДД, а кроме него, в ПДД есть и другие пункты, в которых упомянуты ограничения для передвижения велосипедистов. Здесь же мы выделим основные запреты, касающиеся их передвижения по автодорогам.

Для начала, велосипедистов касается пункт 2.7, который оговаривает запрет на управление ТС , а также разговоры по мобильному телефону без использования устройств «hands —free ». Единственный нюанс здесь в том, что штрафы, предусмотренные за нарушение правил велосипедистами, существенно ниже таковых для автомобилистов – об этом будет рассказано ниже.

Пункт 16.1 запрещает движение велосипедистов по автомагистралям, а также по дорогам, обозначенным знаком 5.3 – «Дорога для автомобилей».

Ну а пресловутый п. 24.8 запрещает велосипедистам «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении», а также «пересекать дорогу по пешеходным переходам». Таким образом, велосипедисту для поворота налево придется либо сделать это «в два захода», пересекая дорогу, на которую нужно свернуть, а затем, остановившись, выехать на нее на следующий разрешающий сигнал светофора, либо спешиться и перейти текущую дорогу по пешеходному переходу.

Кроме того, стоит помнить, что у велосипедистов есть и собственный запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», который дополняется стандартными «кирпичом» (3.1) и «Движение запрещено» (3.2).

4. Какие штрафы предусмотрены для велосипедистов?

Нарушения велосипедистами правил и запретов, обозначенных выше, а также иных правил, не относящихся к движению по автодорогам и не перечисленных здесь, регламентируются частями 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно части 2, нарушение ПДД велосипедистом «влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». Если же водитель велосипеда на момент нарушения был пьян, то на него будет наложен штраф «в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Как видно, наказание за пьяную езду здесь куда менее сурово, , но оно, однако, существенно ужесточилось в 2013 году: до этого за нарушение можно было отделаться «предупреждением или наложением административного штрафа в размере двухсот рублей», а пьяный велосипедист наказывался штрафом «от трехсот до пятисот рублей».

Изначально, большинство велосипедистов передвигаются по паркам и скверам. Хорошо, если в районе, недалеко от дома, есть велодорожка. Но рано или поздно каждый желает воспользоваться велосипедом не как развлечением, а как транспортным средством, способным доставить его в пункт назначения. И перед тем, как выехать на оживленную улицу или автостраду, нужно изучить правила езды на велосипеде по шоссе и городу.

Перед выездом

Сначала необходимо убедиться в исправности транспортного средства. Это связано не только с неприятностями, которые могут настичь:

  • ремонт под открытым небом;
  • потеря времени;
  • необходимость транспортировать его в руках или и т.д.

Все кроется в обеспечении безопасности собственного здоровья и жизни. Падение теперь грозит не просто ушибами, а возможностью попасть под машину. Поэтому, перед тем, как начать движение на велосипеде по трассе или городским магистралям, нужно убедиться, что исправны следующие узлы:

  • колеса достаточно накачаны и не спускают;
  • эффективны и функционируют нормально;
  • габаритные огни горят;
  • на цепи нет грязи и видимых повреждений.

Крайне желательно проверить все винтовые крепления. Это не займет много времени, но может спасти жизнь.

Разрешена ли езда по тротуарам вдоль оживленных улиц?

Многие боятся ездить на велосипеде по трассе или дорогам с оживленным автомобильным трафиком. При этом принимается решение съехать на тротуар и передвигаться по нему. Правила движения рассматривают велосипед как полноценное транспортное средство, и поэтому такое перемещение запрещается. Однако есть льготные категории лиц, на которых данный запрет не распространяется:

  1. . Имеются в виду лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста. И то, это можно делать под присмотром взрослых сопровождающих.
  2. Совершеннолетним лицам, транспортирующих детей, возраст которых не достиг семи лет.

Велосипеды, самокаты, комплектующие

Если навыков езды по дорогам недостаточно, и страх вас не отпускает, и вы все-таки выехали на пешеходную дорожку, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Не сигнальте прохожим.
  2. Придерживайтесь края тротуара ближе к дороге.
  3. Встаньте и пройдитесь пешком, если на пути много людей. При малейшем сомнении исключите риск столкновения полностью.
  4. Всегда ожидайте непредсказуемого поведения, особенно если на пути или рядом с траекторией находятся дети.
  5. Уважительно относитесь к мамам с колясками. В этой ситуации они правы на 100%.

Правила езды по оживленным улицам, шоссе и трассам

Разрешается езда на велосипеде по шоссе и дорогам общего пользования лицам, старше 14-и лет. Краткий, но достаточный перечень правил, которые необходимо заучить как «дважды два», следующий:

  1. Двигайтесь вместе с потоком.
  2. Заблаговременно оповещайте ручными сигналами других участников движения о своих маневрах.
  3. Изучите ПДД и неукоснительно их соблюдайте в отношении показаний светофоров и указаний дорожных знаков и разметки.
  4. Сбрасывайте скорость при везде на перекресток или со второстепенной дороги (со двора, в том числе).
  5. Всегда помните о правиле правой руки. Если перекресток нерегулируемый, вы обязаны пропустить транспорт, движущийся на вас справа.
  6. Пересекать дорогу по «зебре» можно только встав с велосипеда.
  7. Позаботьтесь, чтобы спереди горел белый габаритный огонь, а сзади – красный. Они должны быть исправны всегда.

Наезжая на бордюр, лежачий полицейский или иное небольшое препятствие, сбрасывайте скорость и продолжайте движение перпендикулярно препятствия. Это исключит падение по причине скольжения колеса. А чтобы не стать заложником собственных эмоций, воспользуйтесь следующими советами:

  • не встревайте в конфликты с водителями и пешеходами;
  • сохраняйте спокойствие;
  • пропускайте пешеходов на пешеходных переходах;
  • сбрасывайте скорость, если видите, что некто собирается перебежать дорогу перед вами.

Это общие правила, касающиеся движения на велосипеде по трассе или городским улицам. Сюда же можно добавить и требования к одежде.

Нужна ли экипировка?

К специальной одежде, необходимой на дорогах и трассах относится:

  • шлем;
  • перчатки;
  • комплект ;
  • специальная .

У многих все это отсутствует, и напрасно. И если к обуви есть немного требований (должна «дышать» и быть удобной), то к одежде их больше.

Движение на велосипеде – физическая нагрузка, за что мы его и любим. Но летом, это еще и повышенная температура. И если хорошенько пропотеть, то можно заболеть. А если одеться слишком тепло, может случиться тепловой удар, а потерять сознание на велосипеде во время езды по трассе чревато непоправимым исходом.

Шлем – основная защита велосипедиста при езде на велосипеде по шоссе и городским улицам, и пренебрегать ин ни в коем случае нельзя. Голова у нас одна, и не защитить ее мы не имеем права. Чтобы , воспользуйтесь нашими рекомендациями.

И конечно, . Все велосипедисты делятся на тех, кто падал, и тех, у кого падения еще впереди. Ладони первыми принимают удар. Перчатки уберегут от повреждений кожный покров, а суставы, фаланги пальцев и кисть от переломов, вывихов и ушибов.

А чтобы ваш организм не был обезвожен, возьмите с собой бутылку воды. во время остановок.

Чтобы ездить на велосипеде по трассе, пользуйтесь правилами:

  1. Едем по направлению движения транспорта.
  2. При необходимости совершить поворот влево лучше съехать на обочину и перейти шоссе пешком.
  3. Не останавливайтесь в местах, где установлены отбойники. Выбирайте место, где ширина обочины позволяет съехать с проезжей части на безопасное расстояние.
  4. Управляйте двумя руками. Не разговаривайте по телефону без гарнитуры, а лучше вообще не разговаривайте. Не пейте воду на ходу.

Придерживаться этих несложных правил означает сохранить себе жизнь и здоровье и многие годы наслаждаться велосипедными прогулками.