Логопедические тесты для проверки фонематического слуха у учащихся младших классов. Обследование фонематического восприятия речи Обследование состояния функций фонематического слуха включает исследование

18.01.2024 Анонсы

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.

1) Обследование фонематического восприятия.

Здесь даны задания типа:

Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;

Показать картинки с заданным звуком;

Услышать слово с заданным звуком;

Подобрать пары картинок к словам- паронимам.

2) Обследование фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Определи место звука в слове;

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

Выделить согласный звук из стечения двух звуков;

Определить количество гласных или согласных звуков в слове;

Определить из скольких звуков состоит слово;

Выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;

Определить место звука в слове;

Определить последовательность звуков в слове.

3) Обследование фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:

Составить слова из заданного количества звуков;

Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

4) Обследование фонематических представлений.

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:

Подобрать слова определенной тематики;

Подобрать слово на заданный звук;

Подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;

Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.

Обследование фонематического синтеза.

Задание 1 . Составить слова из заданного количества звуков:

С, У, М, К, А

П, О, Л, К, А

Ш, А, П, К, А

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

Обследование фонематических представлений.

Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.

СТОЛ- СУМКА

ЗИМА- ЗЕБРА

Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.

Задание: Определить количество (гласных или согласных) звуков в слове.

Задание: Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.

Задание: Показать картинки с заданным звуком.

Задание: услышать слово с заданным звуком.

(в) На заборе сидит ворона.

У Вовы новые валенки.

(н) Наташа хорошо поет.

У Насти болит нога.

(м) Маша ела кашу.

Мальчик пьет молоко.

(ж) Ира увидела жука.

В лесу живут медвежата.

(з) На полянке заяц.

У Зои розовый бант.

(п) Мама варит суп.

Паша нарисовал пальму.

(к) У Нины сок.

На картине нарисован мак.

(ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

(с) Летит сова.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

ВЫВОДЫ : отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Обследование фонематического слуха

Содержание задания
Используемый речевой и наглядный материал
Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных

А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И

П, Н, М, К, Т, Р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров

П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н

3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками

Б) с шипящими и свистящими

В) с сонорами


ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»

ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»

ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
6. Придумай слова со звуком «З»
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок
КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия
БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)
ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш
СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

Логопедические тесты для проверки фонем. слуха у учащихся младших классов

Введение.

    Устный анализ предложений по словам.

    Слоговой анализ и синтез.

    Звуковой анализ.

3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков.

3.5.Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания

звуков и букв.

3.6.Звук и буква Й.

Введение.

В последние десятилетия постоянно растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. Речевые нарушения становятся тормозом в развитии ребенка. В случаях не оказания логопедической помощи детям общее недоразвитие речи способствует формированию специфических нарушений в письменной речи.

Неспособность ребенка младшего школьного возраста в течение длительного времени овладеть письмом и чтением известно под названием дисграфия (растройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Для такой категории учеников характерны не умения сливать буквы и слоги, а слоги в слова, т. е. они не представляют звукового состава слова, что оставляет основу чтения и письма. Чтобы добиться повышения качественной успеваемости учеников необходимо, прежде всего, развивать фонематический слух.

Практическая работа с данной категорией детей показывает, что работа над развитием фонематического слуха должна одновременно проводиться и над произносительной стороной речи. Кроме того для детей с ОНР необходимы систематические специальные занятия по развитию памяти, внимания.

Считаем, что полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Учитель-логопед отбирает для домашней работы наиболее эффективные упражнения, способствующие развитию у детей фонематического слуха. Важно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои действия, направляли и подсказывали, если у него возникнут затруднения. Кроме того, необходимо элементарно контролировать выполнение ребенком заданий логопеда. Для этой цели, как нельзя лучше подходят логопедические тесты. Эффективность в работе достигается активной помощью членов семьи ребенка с нарушениями речи. Современной школе необходимы грамотные родители. Логопеду нужно настроить и привлечь их внимание к проблеме ребенка, научить родителей совместно с учителем - логопедом предъявлять детям одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Педагогическое сопровождение семьи является неотъемлемой частью коррекционного логопедического процесса. Успех логопедической работы во многом определяется тем, насколько четко организованна работа логопеда и родителей. Они должны стать коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Важно правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младших классов с недоразвитием речи является важным фактором повышения успеваемости учащихся. На современном этапе состояния образования педагогическое сопровождение семьи актуально .

Основная цель данного сборника логопедических тестов – предупредить неуспеваемость учащихся с общим недоразвитием речи.

Целенаправленная работа по преодолению учебных затруднений у детей с нарушенным фонематическим слухом, путем повышения педагогической грамотности родителей позволяет решать следующие задачи: развить фонематический слух и предупредить специфические ошибки в письменной речи; развить умение управлять вниманием, темпом деятельности, сформировать навыки самоконтроля;повысить мотивацию к обучению, научить преодолевать учебные затруднения.

Для решения поставленных задач необходимо опираться на основные принципы сопровождения: «всегда на стороне ребенка»; непрерывность и комплексный подход; на обще дидактические принципы; на основные принципы логопедии: системность, комплексность развития; рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; деятельный подход; поиск обходных путей и опора на сохранное.

Данный сборник логопедических тестов представляет собой систематизацию опыта целенаправленной работы по устранению недостатков развития фонематического слуха. Тесты составлены в соответствии с последними нормативными документами по логопедической службе. (Положения о логопедических пунктах, проекта нового Положения Министерства образования РФ, письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000, №2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Данным материалом могут пользоваться учителя – логопеды, учителя младших классов, родители.

Развитие фонематического слуха.

1.Устный анализ предложений по словам.

1.1.Сколько слов в предложении. (Записать цифрами.)

Цветы растут. (2) Мальчик удит рыбу.(3) Ученик читает книгу. (3) Бабочка летит. (2) Маша ловит бабочку. (3) Маша ловит бабочку сачком (4) Маша на полянке ловит бабочку. (5)

1.2. Указать на каком месте стоит в предложении стоит слово «поливает».

Девочка поливает цветы. (2). Моя бабушка поливает цветы. (3).

Бабушка рано утром поливает огород, (4). Сильный дождь

поливает землю. (3).

1.3. Указать первое слово в предложении. (Записать его).

1.4. Указать первое слово в предложении. (Назвать слово устно)

Мама молчит. Миша пишет. Катя рисует. Цветы растут.

1.5. Указать третье (четвертое, пятое) слово в предложении. (Назвать

слово устно).

Учитель рассказывает смешную историю. Маленький Миша

прочитал много историй. На поляне цветут красивые цветы. На

дереве сидели черные птицы.

1.6. Добавь предложение одним словом и запиши его.

Мышка убегает от ….(кошки). Лодка плывет по…..(реке).

Самолет летит над…(городом). Маша идет в ….(школу).

1.7. Придумай предложение из двух, трех, четырех слов.

1.8. Придумай предложение из четырех, пяти, шести слов, так чтобы бы

в предложении было маленькое слово(предлог).

1.9. Придумай предложение по данной схеме.

__ __. __ __ __. __ __ __ __. __ __ __ __ __.

1.10. Придумай предложение, в котором на третьем месте будет слово

«красивые».

2.Слоговой анализ и синтез.

2.1.Сколько слогов в словах.

Ма- ма, ла-па, ру-ка, сом, ры-ба, мак, нос, но-сы, Да-ша.

2.2. Сколько слогов в словах

О-ля, стол, и-гры, лук, о-сы, лес, Ю-ра, сын, у-хо, И-ра, мак.

2.3. Сколько слогов в словах.

Во-ро-на, по-ми-до-ры, до-ро-га, ко-ро-ва, И-ри-на, иг-руш-ка.

2.4. Сколько слогов в словах.

Аб-ри-ко-сы, лод-ка, гу-сак, за-мок, ка- пус-та, пуш-ка,суш-ка.

2.5. Прослушай слово и назови его первый (второй, третий, четвертый)

Мама, зима, небо, дома, люди, руки;

кожа, жаба, рука, цветы, земля, мыло, мысли;

сорока, лопата, зимушка, орехи, бумага, карандаш, мышонок;

тетрадочка, помидоры, поляночка, столовая, витамины, рубашечка.

2.6. Добавь один слог и получи слово.

Ра(ма), но(ра), гу(си), жу(ки), ру(ка), кни(га), сто(лы)

2.7. Добавь два слога и получи слово.

Бу(мага), ко(рова), мо(локо), во(рона),со(рока),ло(шадка);

2.8. Добавь три слога и получи слово.

Ко(ровушка), во(ронушка), сто(ронушка), сто(ловая), ло(паточка).

2.9. Услышь в слове слог «ты» и подними руку.

2.10.Услышь в слове слог «ты» и укажи цифрой на каком он месте..

Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл.

3.Звуковой анализ.

3.1.Выделение гласных в словах.

На каком месте стоит гласный звук (А) в словах.

Сад, град, рука, сало, рак, Маша, сажа, мама.

На каком месте стоит гласный звук (О) в словах.

Мох, дом, Оля, село, море, крот, радио, солнышко.

На каком месте стоит гласный звук (У) в словах.

Муха, ухо, шум, труба, сумка, обруч, уроки.

На каком месте стоит гласный звук (Ы) в словах.

Дым, бык, дубы, дырка, штык, крыша, прыжок.

На каком месте стоит гласный звук (И) в словах.

Мила, Ира, сани, капли, битва, крик, брюки.

3.2.Выделение согласных в словах.

На каком месте стоит согласный звук (С) в словах.

Соль, нос. коса. листок, собака, насос, доска рассада.

На каком месте стоит согласный звук (Ш) в словах.

Шаль, каша, мушка, малыши, шашки, шалаш, карандаши.

На каком месте стоит согласный звук (З) в словах.

Зина, коза, Зоя, корзина, узкий, гвозди, мороз, зазнайка.

На каком месте стоит согласный звук (Ж) в словах.

Жук, лыжи, важный, дрожжи, дружит, жужжит.

На каком месте стоит согласный звук (Ч) в словах.

Чай, почка, ученик, силач, бахча, кузнечик, листочек, дочечка.

На каком месте стоит согласный звук (Ц) в словах.

Цирк, овца, водица, огурец, хитрец, красавица, созерцать.

На каком месте стоит согласный звук (Щ) в словах.

Щи, роща, лещ, клещ, утащить, разобщить, защищать.

3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков и букв.

Прослушайте слово и определите, на каком месте находятся звуки

С или Ш. (Запишите цифрами.)

Кувшин (Ш-4), слива (С-1), калоши (Ш-5), волосы (С-5), машина

(Ш-3), пастушок (С-3, Ш-6), пушистый (Ш-3, С-5).

Вставьте пропущенные буквы С, Ш.

Арик, до. ка, мы. ка, ко. ка, ка. ка, . ала., .у. лик, . ме. ной

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки З

или Ж. (Запишите цифрами).

Зубы (З-1), Лиза (З-3), рыжик (Ж-3), жар (Ж-1), ножницы (Ж-3).

Сережа (Ж-5), магазин (З-5), заржаветь (З-1, Ж-4), раздражение (З-3,

Вставьте пропущенные буквы З-Ж.

Фла. ок, ко. очка, кор. ина, мор. и, . автра, пры. ок, ва. ы,

Еле. о, . а. ить.

или Ш. (Запишите цифрами.)

Маска (С-3), змей (З-1), лиса (С-3), роза (З-3), сад (С-1), масло (С-3),

озеро (З-2), замерзать (З-1, З-6), жужжать (Ж-1, Ж-3, Ж-4).

Вставьте пропущенные буквы С, З.

Катерть, ло. а, . ад, ко. а, . автра, . ано. а, . ук, ко. а, ро. а,

ра. . ка. ать, пока з ать.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ш

или Ж. (Запишите цифрами.)

Каша (Ш-3), пожар (Ж-3), дружок (Ж-4),кошка (Ш-3), жаба (Ж-1),

ужин (Ж-2), жужелица (Ж-1, Ж-2), шуршать (Ш-1, Ш-4).

Вставьте пропущенные буквы Ж, Ш.

Кру. ить, кру. ить, . а. дать, лап.а, . ала. , . ара. ение,

Уми. ь, .утка, разло. жить.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ц

или Ч. (Запишите цифрами.)

Курица (Р-3), дочка (Ч-3), лицо (Ц-3), водичка (Ч-5),

конец (Ц-5), ученица (Ч-2, Ц-6), учительница (Ч-2, Ц-9),

цыпленочек (Ц-1, Ч-8).

Вставьте пропущенные буквы Ц,Ч.

Полотен. е, . айка, уда. а, ко. ка, поло. ка, кури. а,

сите. , сила. , . ерта.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки С

или Ц. (Запишите цифрами.)

Кольцо (Ц-4), сосна (С-1, С-3), компас (С-6), колесо (С-6),синица

(С-1, Ц-5), спица (С-1, Ц-4), скворец (С-1, Ц-7).

Вставьте пропущенные буквы С, Ц.

Летопи. е. , го. тини. , . . ена, ди. . иплина, ли. и. а,

три. та, паль.ы, пыль. а.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки К

или Г. (Запишите цифрами.)

Палка (К-4), сапоги (Г-5), круги (Г-4), ложка (К-4),

голубка (Г-1, К-6), голубок (Г-1, К-7), вагон (Г-3).

Вставьте пропущенные буквы К,Г.

Чаш.а, но. а, . ай. а, бел. а, . ни. а, . рибы, доро.а,

Луб.и, . ороч. а, . роч. а.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки П

или Б. (Запишите цифрами.)

Барабанщик (Б-1,5), балаболки (Б-1,5), попрыгать (П-1,3),

поработать (П-1, Б-5), побрататься (П-1,Б-3), почка (п-1), бочка(1).

Вставьте пропущенные буквы П, Б.

Голу. и, . етух, со. ака, . ара.ан, . а. очка, .оезд,

из.ушка, ка. уста, . очта.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Т

или Д. (Запишите цифрами.)

Дедушка(Д-1,3), картина(Т-4), погода(Д-5), дратва(Д-1,Т-4),

радуга(Д-3), тамада(Т-1, Д-5).

Выделение и дифференциация согласных звуков Р,Л.

Игла(Л-3), платье(Л-2), балалайка(Л-3,5), кларнет(Л-2, Р-4),

пригорок(Р-2,6), оркестр(Р-2,7).

Вставьте пропущенные буквы Р,Л

А. геб. а, п. ави. о, бе.о. ус, . або. ант, о. де. ,

К.ес. о, ха.акте.

Выделение и дифференциация согласных звуков Ч,Щ.

Почечка(Ч-3,5), зачищал(Ч-3, Щ-5), чудовище(Ч-1, Щ-7),

почта(Ч-3), стекольщик(Щ-7).

Вставьте пропущенные буквы Ч,Щ.

За.ин. щик, за.и. ать, . епо. ка, . е. ка, ве. и. ка,

то.иль.ик, вол.и. е.

3.4.Нахождение звуков со стечением согласных.

Найдите в слове первый (второй) слог и назовите в нем звуки.

Назовите в каждом слове все звуки по порядку.

Сколько звуков в словах.

Розы, лапа, луна, каша, Даша, бусы, мука, рама, куры, кони.

Анна, икра, утро, арфа, ослы, овцы, игра, окно, утки, очки, орлы.

Прослушайте и назовите первый и второй звуки в этих словах.

Два, две, три, сто, дно, стол, слух, свет, смех, крик, двор, квас, блин,

стук, слон, звон, гром, брат, грибы, грозы, скалы, труды, круги, груши.

Прослушайте и назовите третий и четвертый звуки в этих словах.

Куст, пуст, корм, мост, рост, сорт, горн, холм, писк, густ, волк, воск,

март, зонт, торф, торт, танк, холст, борт, толст.

3.5Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания

звуков и букв.

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его начало.

Овцы ---- , роза--- , лень--- , игры--- ,точка--- , ром--- .

кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его средину.

Ком--- , сон--- , сук--- , кот--- , блок--- , щеки--- .

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его конец.

Зал--- , пар--- , бра--- ,вол--- , спор--- , стол--- .

Начала.

Кров--- , бусы--- , щель--- , укол--- , мрак--- , брак--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его

Седло--- , задание--- , крошка--- , кратер--- , обвал--- , ветер--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его

Банка--- , сорт--- , зубр--- , рыбак--- , полк--- , верстак--- .

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его

Кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его середине.

Лак--- , роса--- , башня--- , миска---, пилка, уточка--- .

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его конце.

Бал--- , кот--- , ров--- , кот--- , пруд--- , плот--- .

Вставьте гласные буквы, чтобы получились новые слова.

Л. в, л. в, . л. в, л. в. , л. в. ,с. р, с. р, с. р. , с. р. .

3.6.Звук и буква Й.

Укажите сколько слогов в каждом слове. (Запишите цифрами.)

Мои(2), мой(1), бои(2), бой(1), сараи(3), сарай(2), змеи(2), змей(1).

Вставьте пропущенные буквы И,Й.

Клее. , змее. , обо. , мА. , сво. , сво. , бо. цы, п. ть, кн. га.

    Выделение в словах гласных Я,Е,Ю,Е и обозначение ими мягкости согласных.

4.1 Выделение в словах гласных Я,Е,Ю.

Укажите на каком месте буквы Я. Е, Ю.

Зоя(Я-3), Лена(Е-2), яма(Я-1), Люба(Ю-2), ящик (Я-1

клюква(Ю-3), ящик(Я-1), Валюша(Ю-4), Вера(Е-2), орех(Е-2).

Вставьте пропущенные буквы Я, Е, Ю,Е.

Б. лка, Ал. нка, козл. нок, Кат. , Кат. ша, пр. тки, п. ть,

Ст. па, пл. щ, бл. до, пол. но, р. па, кр. к, в. ник, н. н.

4.2 Обозначение мягкости согласных гласными Я.Е.Ю,Е.

Найдите в данных словах согласные, стоящие в начале, в конце и в середине слова, которые читаются мягко.

Люда, люди, Надя, Лена, шлюпка, пятна, пряник, ведра, стекла,

свекла, слюна, изюм, Коля, брюки, ветка, колено.

    Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Сколько звуков и букв в данных словах. . (Запишите цифрами.)

Дал(Б.-3, Зв.-3), даль(Б-4, Зв.-3), был, быль, кон, конь, стал, сталь,

Шест, шесть, ел, ель, жал, жаль, угол, уголь, удар, ударь, мел, мель.

Измени слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки, куль -- , боль -- , ель -- , день -- , уголь -- , пень -- ,

Огонь -- , пыль -- , сталь -- .

Используемая литература.

    Городилова В. И.,Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. «Дельта»,

Санкт-Петербург, 1995год.

    Козырева Л.М. Загадки звуков, букв и слогов. Академия развития. 2001год.

    Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.

Академия развития. 2003год.

Обследуется различение звуков на слух, повторение слогов с оппозиционными звуками, например: са- ша, ша-ща-са (при условии, что звуки с и ш вне речи ребенком произносятся), ча-ща, ча-ща-ча, тя-ча, су-ею и тому подобное. Ответы детей записываются.

Пользуясь предметными картинками, ребенок должен отобрать слова, начинающиеся на определенный звук. Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку дают картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля; цветы, цыпле­нок, зайка, зубы, замок, зонт (все картинки предварительно пере­мешивают). Ребенок сам называет картинки и откладывает отдель­но те, название которых начинается на звук с. После того как ре­бенок разложит все картинки, логопед записывает результаты, на­пример: «Па звук с отобраны следующие картинки: сани, шишка, цыпленок, сумка» и так далее. Это задание дается только тем детям, ко­торые в состоянии осуществить подбор слов, начинающихся на определенный звук.

В такой же последовательности, как это показано на примере об­следования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.

Следующая группа - соноры р, р", л, л", м, м", н, н" и звук йот. Звуки н, н, м и м" редко подвергаются искажению, исключая меж­зубное произношение звуков н и н, на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произ­носятся звуки н и м и достаточно ли мягко - звуки н" и м". С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т. е. ны, ни, ну, ню и в обратном слоге - ан - ан". Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т. е. йа (я) и йу (ю) и в обратном -ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что не­редко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются сле­дующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет мо­локо; Коля и Петя - братья.

Произношение звуков р, р", л, л", которые часто искажаются, тщательно проверяется.

Для выявления недостатков самостоятельной речи ребенка мож­но использовать следующий текст:

р-р"-л-л".

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

Следующая группа - глухие и звонкие, то есть звуки п-б; т-д; к-г; ф-в; с-з в твердом и мягком звучании и звуки ш -ж.

Факт искажения звуков с-с", з-з", ш, ж, т" фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в ред­ко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкнутых голосовых связок, то это фиксируется в карте. Иногда искаженно про­износя, только мягкие звуки, так, например, может быть боковое произношение звуков к" и г", поэтому необходимо произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звон­кие звуки или только взрывные не произносятся вовсе - в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изо­лированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвончением. Поэтому следует тща­тельно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в соста­ве речевого потока. При этом используются примерно такие предло­жения и тексты:

з-б У Зины болят зубы. г-к; с-з;

Галка свила гнездо на березе.

с-з, ш-ж, т-д Белый снег пушистый

Без фонематического слуха невозможно понимание речи. Как проводится диагностика его нарушений?

Фонематический слух

Звуки частей человеческой речи называются фонемами, а способность их различать - фонематическим слухом. Он относится к подвиду речевого слуха.

В любой речи есть характерные звуки, которые являются основополагающими при различении слов. В русском языке к ним относятся все гласные. Среди согласных практическое значение имеет твердость и мягкость, а также звонкость и глухость звуков. Для каждого языка характерны свои фонемы.

При несформированном слухе малыш не может понять, что ему говорят взрослые или другие дети. Кроме того, в дальнейшем у него возникают проблемы с чтением и письмом.

Ребенок путает сходные фонемы и воспринимает лишь то, что услышал. В таком виде он воспроизводит слова при чтении и отображает при письме. Они могут очень отличаться от сказанного в действительности.

При нарушении фонематического слуха речь в детском возрасте нередко оказывается бессвязной.

Диагностика нарушений

Очень важно своевременно проводить диагностику фонематического слуха у дошкольников. Это позволит выявить патологию на раннем этапе и провести необходимую коррекцию.

Из-за дефектов восприятия и различения фонем произносительная система языка у детей формируется неправильно. Такое нарушение принято обозначать термином «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», или аббревиатурой ФФНР.

Обследование фонематического слуха проводит логопед. Впрочем, некоторые упражнения могут показать и родители.

Чаще всего специалист использует у детей следующие задания:

  1. Распознавание неречевых звуков.
  2. Различение слов, которые близки по своему звуковому составу.
  3. Различение сходных слогов.
  4. Различение фонем.
  5. Звуковой синтез и анализ.
  6. Фонематический синтез.

Логопед после детального исследования слуха подбирает основные упражнения и составляет специальную программу коррекции по индивидуальной или групповой методике. Если нарушение фонематического слуха выражено в легкой степени, он обучает родителей и в дальнейшем они могут заниматься с ребенком сами.

При тяжелых нарушениях нужна длительная совместная работа с дефектологом.

Первая встреча детей со специалистом, как правило, происходит в три года. Уже тогда он обследует ребенка и может диагностировать основные нарушения, а также определить, нужна ли коррекция.