Интересные факты о школьном образовании в мире. Странные факты о водительских правах со всего мира Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

03.01.2024 Тюнинг

В мире очень много различных стран и национальностей, и каждая из них имеет свою богатую историю и культуру. То же самое можно сказать и об образовании. Некоторые из интересных фактов об образовании вполне логичны и кажутся абсолютно естественными. Но есть и такие, которые поражают своей невероятностью, и поневоле начинаешь искать, куда именно они уходят корнями. В каждой стране своя система традиций, привычек и свой менталитет. Знание и понимание этих традиций поможет понять, чем обусловлены особенности систем образования. Но это все длительный и энергозатратный процесс, поэтому давайте просто озвучим особенности обучения в разных странах, не углубляясь в их происхождение. Итак, начнем:

  1. Австралия. Парадоксально, но в этой очень большой стране маленькое население (даже меньше, чем в Канаде). В отдаленных районах даже не всегда встречаются школы, поэтому дети, которые живут далеко от образовательных учреждений, учатся удаленно, по радио. Для них даже есть специальные трансляции.
  2. Индия. Из-за перенаселения, было решено строить очень большие школы. Поэтому самая большая школа в мире находится в Индии, и в ней учится около 32 тысяч учеников.
  3. Китай. Вот уж у кого нет времени на игры. В этой стране у учеников самый большой объем домашней работы, настолько большой, что многие из них живут в школах, приезжая домой только на выходные.
  4. Во французских школах - самый короткий учебный год, но самый длительный учебный день.
  5. В двуязычной Канаде дети учатся на двух языках - английском и французском.
  6. Бразилия. В этой стране семейные обеды настолько важны, что школьный день начинается очень рано - в семь утра. А все для того, чтобы к обеду дети успели закончить учебу и вернуться домой для трапезы с семьей. Ну, они не в обиде, поскольку до следующего подъема рано утром у них все еще остается масса времени, чтобы выспаться.
  7. В Нидерландах дети идут в школу, как только достигают школьного возраста в четыре года. Рановато, не так ли?
  8. В Италии находится самая маленькая школа в мире, в которой учится только один ребенок и находится она в Турине.
  9. Только в Бангладеш можно увидеть плавучие лодки. В этой стране очень большая проблема с наводнениями и школы на лодках были вариантом решения этой проблемы. На этих плавсредствах есть все необходимое, в том числе интернет и библиотеки.
  10. Исландия - страна с очень суровым климатом и теплые вязаные вещи пользуются большим спросом. Наверное, поэтому здесь в школьной программе существует такой предмет как вязание. Весьма практично, не так ли?
  11. Учебный год в японской школе начинается в апреле. И никто не может объяснить, почему именно. Но, по крайней мере, у японских детей есть летние каникулы, и это крайне важно.

Все традиции уникальны, и иногда шокирующие. Но, не стоит забывать, что жители других стран могут думать то же самое о традициях нашей страны.

Знаете ли вы, что в мире не существует универсального и общемирового стандарта для получения водительских прав? Поэтому (теоретический и практический экзамен) значительно варьируются от страны к стране. Мы собрали со всего мира несколько забавных фактов процедуры получения водительского удостоверения.

Мексика - Мехико


До недавнего времени жители города Мехико (Мексика), чтобы получить водительские права не должны были проходить какие-либо тесты на и не должны были показывать навыков вождения. Все что нужно было сделать, чтобы получить права, это заявить в устной форме, об обязанности быть на дороге безопасным водителем. Но после резкого роста аварийности и нескольких крупных ДТП законы были изменены. Теперь для того чтобы получить водительское удостоверение жители Мехико должны сдавать письменный экзамен на знание правил дорожного движения, а также проходить тест на умение управлять автомобилем.

Египет


В Египте чтобы получить права нужно пройти короткий теоретический тест, ответив всего на 10 вопросов. Однако практическая часть экзамена очень и очень сложная. Например, новичок водитель должен уметь проходить S-образную полосу препятствий (сложная "змейка"). Практический экзамен на столько сложный, что более половины Египтян терпят неудачу на практическом экзамене при первичной сдаче.

Финляндия


Вероятнее всего в Финляндии одни из самых сложных в мире. Претенденты в водители должны экзаменаторам продемонстрировать навыки по уходу за автомобилем и свою ловкость во время движения на скользкой дороге. Кроме того, чтобы получить права в Финляндии, помимо теоретического теста, новички должны доказать, что они навыками управления автомобилем в ночное время. К счастью даже весной в Финляндии уже темнеет в 3 часа дня, поэтому для проверке навыков управления автомобилем в темное время суток не нужно ждать, когда наступит ночь.

Италия


Каждый новичок водитель, когда получает права в Италии по умолчанию получает 20 баллов. Далее чем больше водитель будет нарушать правила дорожного движения тем, меньше будет оставаться баллов (за каждое отнимают от прав определенное количество баллов). Правда стоит отметить, что списание баллов происходит не за все виды правонарушений за рулем автомобиля. Но за такие нарушение как превышение скорости или разговоры за рулем по мобильному телефону обязательно происходит списание баллов с водительских прав. Самое плохое, что как только водитель растеряет все баллы, ему придется пройти еще раз экзамен по вождению.

Северная Корея


В Северной Корее существует 14 различных категорий водительских прав. И это с учетом того, что частная собственность в виде транспортного средства, отсутствует в законодательстве страны как понятие. То есть, фактически в стране запрещено владеть машиной. права, как правило, получают люди из богатых семей, которые в последующем в основном работают в качестве водителей в государственных структурах.

Соединенные Штаты Америки - Южная Дакота


В Южной Дакоте (США) права может получить даже несовершеннолетний. Правда водительское удостоверение будет иметь ограниченные права. Например, несовершеннолетний, получивший права, может управлять транспортным средством самостоятельно без присмотра взрослых только с 6 утра до 22 часов. В остальное время несовершеннолетний водитель обязан сидеть за рулем только под присмотром взрослых (только либо один из родителей или официальный опекун).

BABYFASHION собрали для вас самые необычные, забавные и удивительные факты об учебе. Enjoy!

40-минутные уроки тянутся бесконечно долго? А знаете ли вы, что самая длинная университетская лекция длилась 54 часа подряд! Она была прочитана в государственной высшей школе Лэйдли (Квинсленд, Австралия) профессором Мари Барроуз в рамках курса биологии.

Мировой рекорд по количеству учеников в одной школе был зафиксирован в 2003-2004 учебном году: школу Монтессори в Лукану (Индия) посещало почти 27 911 детей.

Древнейший университет мира из ныне существующих - отнюдь не знаменитые Сорбонна или Оксфорд. Самый старый вуз - это мусульманский Карауин, расположенный в Марокко. Он был основан в 859 году.

Если вы хотите хорошо зарабатывать, преподавая, то вам стоит отправиться в Швейцарию, где зарплата учителей начинается от 33000 долларов в год. А вот самый большой в истории профессорский гонорар получил доктор Роланд Дант в Чикаго, (штат Иллинойс, США) за прочитанный студентам 1-2 июня 1986 г. двухдневный курс лекций по гипнотерапии. Ему заплатили 3 080 000$.

Аляска тратит на душу населения больше денег на начальное и среднее образование, чем любое другое государство. А самые маленькие расходы на образование у африканской страны Сомали.

Они тратят на все школы и училища 0,4% валового национального дохода, что составляет примерно 1 миллиард долларов.

Если ваш ребенок полагает, что 11 лет учебы – чересчур долго, предложите ему отправиться в Мали, где дети учатся в школе всего два года! В возрасте 10-12 лет большинство уже начинает работать.

В городе Рестон (США) в 1970 году построили подземную школу Террасет: разровняли холм, возвели на этом месте здание, а потом засыпали его землей. Естественное земляное покрытие давало тепло и сберегало энергию. Сегодня школа - это не только самая энергосберегающая школа в стране, но и одна из главных туристических достопримечательностей Рестона.

Для тех, кто считает, что на образовании детей нельзя экономить, рекомендуем Международную школу юных леди и джентльменов Айвлоа Спенсера (Великобритания). Месячные курсы здесь стоят от 77 500 фунтов стерлингов и выше. Зато студенты живут в лучших отелях Лондона, посещают балет и оперу и берут уроки этикета.

Первый в мире пазл создал в XVII веке Джон Спилсбури, английский картограф, в чисто образовательных целях. Это была карта Европы, разрезанная на кусочки-государства. Детям пришлось по вкусу обучение географии с помощью такой забавной головоломки. Первые паззлы-игрушки начали выпускать много позже.

В Германии существует традиция: родители дарят своим детям-первоклассникам в первый учебный день кулёк «шультюте»(Schultüte) – конус из цветной бумаги, наполненный сладостями.

Эволюция научных школ в области методики обучения праву.

Современное российское образование претерпевает некоторые изменения, которые определенным образом сказываются и на системе правового обучения школьников. Именно ему пытаются уделить особое внимание. Однако сокращение количества часов для изучения школьных дисциплин и времени на подготовку домашних заданий предъявляет особые требования и к отбору правового материала, и к организации учебных занятий.

Методика обучения праву призвана вооружить педагога целым арсеналом профессиональных средств, приемов, методов обучения праву.

Она позволяет четко сформулировать задачи обучения на каждом этапе школьной жизни, обеспечивает учебный процесс современными методами обучения.

Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими отраслевыми и прикладными науками. Методика обучения праву выступает главным помощником современного учителя права в школе.

Из практики каждый учитель знает о том, как важно постоянно знакомиться с опытом работы коллег в области правового обучения и воспитания, обращать внимание на результаты экспериментальной работы, научиться анализировать и применять положения науки.

Свое дальнейшее развитие наука находит и в практической деятельности учителей права, которые организуют методические секции, кафедры и иные формы совместной творческой работы в школе.

Опыт показал, что результативной может стать исследовательская деятельность педагога и ученика, которые самостоятельно работают над определенной темой, апробируют новые учебники или методики обучения.

Отечественная методика обучения праву развивалась благодаря профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды различным аспектам данной науки. Активизация научных изысканий в этой области начинается лишь с середины XX в. В трудах С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, Г.П. Давыдова, А.В. Дружковой, Л.К. Ермолаевой, Д.С. Кареева, В.В. Лазарева, Я.С. Щатило и многих других авторов поднимались вопросы совершенствования познавательной деятельности в процессе правового обучения, разъяснялись эффективные методики обучения праву, предлагалось обратить внимание на практическую направленность правовых знаний, которыми должны овладеть обучаемые.

К настоящему времени в отечественной методике обучения праву сложились различные научные школы. Однако история их формирования начинается в прошлых столетиях.

Впервые в России вопрос о правовом воспитании возник в конце 60-х г. XIX в. в связи с принятием новых законов. С 5 декабря 1866 г. несовершеннолетние преступники направлялись в исправительно-воспитательные дома. Теперь нужно было создать целую систему правового воспитания и обучения.

Правовое образование активно обсуждалось в дореволюционной печати. Речь шла о необходимости целенаправленной работы по правовому воспитанию.

Еще в первой половине XIX в. высказывались идеи специалистов о том, что преподавание права может «сводиться к законоведению, т. е. простому пересказу действующего российского законодательства, сообщению при этом отрывочных сведений из области государственного, гражданского и уголовного законодательства. Теория вопроса, историческое и философское осмысление излагаемого законодательства фактически отсутствовали»2.

В 70-е г. ХIХ в. некоторые авторы поставили под сомнение необходимость и даже полезность лекционного метода обучения3. Методист В.М. Герасимов доказывал, что «лекции по праву утомляют, губят процесс обучения. Лекционная система погрузила в апатию самих учащихся. Она противна их природе». Профессор Новороссийского университета П.Е. Казанский в 1899 г. выступил с идеей «активных форм обучения праву». Он считал, что методика права должна быть разнообразной, а ученики - активными участниками учебных «инсценировок», работы с документами, исследований в области права. Он предложил даже закупить в юридические музеи куклы, изображающие сенаторов, членов Государственного Совета и т. д. Их можно было использовать в процессе проведения игры на занятиях.

Видный правовед Л.И. Петражицкий высмеял такую методику, подчеркнув, что «не в стенах дело, не в форме зданий, представляемых гипсовыми моделями... А устную речь учителя никогда не следует противопоставлять самостоятельной подготовке обучающегося».

На рубеже XIX-XX вв. предметом дискуссий стал вопрос о надлежащем языке преподавания права и системе оценивания обучаемых.

С 1872 г. из программ гимназий исключают законоведение, и многие авторы считают, что право является предметом высшего специального образования. Его изучение «должно помогать человеку не только в разрешении практических вопросов, а порождать идеалы, без которых не мыслимы ни благоустроенное государство, ни благоденствующий народ».

К началу XX в. педагоги страны доказывали важность стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а потому предлагали усилить работу с юридическими источниками, докладами и рефератами. Распространяется «метод вопросов и планов». С его помощью обучаемый приобретал умения работать с текстом, вычленять главное, повторять пройденное. Однако, следуя установке психологов: «Повторять спустя короткий промежуток времени», - педагоги полагали, что нет смысла абсолютизировать только один метод обучения.

События в политической жизни 20-х гг. оказали существенное влияние на методику обучения в школе: отменялись экзамены, взыскания, домашние задания, балльные оценки знаний учеников. В практике работы школ появился лабораторно-бригадный исследовательский метод. Ученики изучали источники, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы. Методические рекомендации по организации бригадно-лабораторной работы были представлены в книге Б.Н. Жаворонкова и С.Н. Дзюбинского «Подвижная лаборатория по обществоведению». Специалисты считали, что такой подход позволял индивидуализировать работу каждого, но в то же время развивать и навыки коллективной деятельности.

В последующие годы в методических рекомендациях доминировали идеологические установки: сформировать твердое убеждение в том, что наша страна «лучше всех», показать важность созданных законов, гарантии прав людей. Обращалось внимание на изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, совершенствование правового обучения и воспитания. Н.И. Козюбра, В.В. Оксамытный, П.М. Рабинович и др. доказывали, что «политическим источником» методической деятельности учителя должна стать Программа КПСС, решения ее съездов, пленумов, а юридическим источником - Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик, текущее законодательство. При этом предлагалось различать основные и второстепенные цели обучения и воспитания. Специалисты настаивали на формировании уважения к закону, используя при этом показ, разъяснение, аргументирование роли права. «Для этого рекомендовали не ограничиваться простым пересказом правил поведения, зафиксированных в законе. Ученикам предлагали сравнивать право и нравственность, обращать внимание на ценности социалистического права»3.

Методисты разработали различные пути повышения эффективности обучения праву. В серии «Библиотека учителя» в 70-80-е годы издательство «Просвещение» выпускает книги по методике права. Многие из них представляли собой варианты конспектов уроков по конкретным темам.

В 70-е годы и в начале 80-х г. были опубликованы работы Л.С. Бахмутовой, В.В. Бермана, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.П. Кожевниковой, Э.И. Мельниковой, А.В. Мицкевича, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, А.П. Прохорова и других по теории правового обучения, методике преподавания в школе вопросов права. Так создавалась научная база для совершенствования школьного правового образования. В методических работах дана характеристика сущности понятия «правовое воспитание».

Но исследователи по-разному объясняли вопросы о соотношении правового воспитания и обучения. А.И. Долгова рассматривала правовое просвещение, правовую пропаганду, правовое обучение как составные части процесса правового воспитания. Г.П. Давыдов и В.М. Обухов считали, что правовое обучение как процесс формирования правовых знаний и умений имеет самостоятельное значение. По их мнению, правовое обучение может и должно создавать основу для решения задач правового воспитания - формирования правовых взглядов, правовых чувств, убеждений, установок и опыта как компонентов правосознания и правовой культуры.

Г.П. Давыдов, В.М. Обухов и др. раскрыли особенности формирования у обучаемых правосознания. Ими обоснованы ведущие формы урочной и внеурочной работы с учениками разных возрастных групп. Раскрыта значимость сочетания словесных и деятельностно-практических форм правового образования для становления правовой культуры личности.

Разрабатывалась пошаговая модель деятельности учителя и учеников на учебном занятии по основам государства и права. Рекомендовалось использовать на уроке первоисточники, аудиовизуальные средства и другие наглядные пособия. В перечень источников вошли обязательные для изучения фрагменты речей В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» и «Что такое Советская власть?», кодексы союзных республик.

М.Т. Студеникин, Е.Н. Захарова, Б.С. Духан, определяя темпы, методы проведения и формы уроков, рекомендовали «исходить из содержания темы, особенностей класса, использовать коллективные формы работы, материалы радио, телевидения, периодической печати». Предполагалось, что уроки по праву должны быть вариативны. Это могут быть семинарские занятия, лабораторные работы, ролевые игры. Главное, чтобы «учебный материал к ним подбирался с учетом необходимости разъяснения ученикам правового положения несовершеннолетних и их ответственности за совершенные правонарушения». Разработана система обучения с использованием дидактического материала «на карточках». Считалось недопустимым привлекать чрезмерно большое количество исторических фактов в правовое содержание уроков, усложнять правовой предмет или полностью копировать методы, используемые в процессе исторического образования.

Выделены трудности организации процесса обучения праву. Во-первых, ученики 8-х классов оказались не подготовленными к усвоению сложных тем конституционного права. Изучение в 80-е годы Конституции СССР отличалось от изучения ее в 50-е годы и сокращением учебного времени с 70 часов до 16 часов, и отсутствием взаимосвязи уроков истории и права. Поэтому предлагалось перенести слабо усваиваемые учениками темы общественно-политического характера, экономики в курс обществоведения, а в курс права ввести темы с ярко выраженной профилактической направленностью о правонарушениях школьников.

Уделялось внимание и проблемам оценки знаний учеников по праву. Были даны рекомендации по проведению индивидуальных и фронтальных опросов. В частности, разъяснена методика подготовки рассказов по опорным понятиям, вычерчивания схем на доске. Совершенствование методики опроса ставило своей целью повысить уровень самостоятельной работы школьников.

В курсе права для восьмиклассников рекомендовалось проводить собеседования, консультации и не более одного семинара. Многие учителя организовывали семинарское занятие по теме: «Мораль, как ее понимают коммунисты» - методом изучения речи В. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи». Рекомендовалось начать подготовку к такому уроку за 2-3 недели до его проведения. На 1-ом этапе (организационном) учитель сообщал тему урока, заинтересовывал учеников, вместе с которыми вырабатывался план работы. Педагог рекомендовал обязательные источники, литературу для изучения. Здесь же распределялись индивидуальные и групповые задания с учетом степени подготовленности учащихся по истории. На 2-ом этапе (подготовка к семинару) учитель проводил консультации, оказывал помощь обучаемым при подготовке к уроку. 3-ий этап предполагал самостоятельную работу учащихся дома и в библиотеке. Они подбирали тексты источников, материалы газет, делали выписки, составляли развернутые планы, готовили устные и письменные ответы на вопросы индивидуальных заданий. На 4-ом этапе (завершающий) учитель консультировал докладчиков, проверял степень готовности учащихся к семинару.

Распространенной формой урока по праву становится лабораторная работа с первоисточниками - произведениями Ленина, документами КПСС. Учитель предлагал задания, учил работать с текстом документа. Популярны были и практические занятия с элементами поисковой и творческой деятельности учащихся. Последние должны были разбирать на уроках жизненные ситуации правового и нравственного характера, решать познавательные задачи, участвовать в ролевых играх. Методисты считали, что главное назначение таких уроков - научить школьников применять теоретические знания при анализе и оценке встречающихся в жизни правовых ситуаций. Важно было сформировать «активную гражданскую позицию, воспитать готовность участвовать в охране правопорядка». На занятиях в обсуждении проблем участвовали либо все ученики, либо отдельные группы.

Участники групп, выполнив задание, защищали свое мнение или решение. При решении задач по социально-правовой тематике использовались другие приемы - каждый ученик в группе выполнял определенную часть общего задания. Задачи такого типа моделировали реальные жизненные ситуации, в которых преднамеренно задавалось противоречие между правильным и не всегда правильным пониманием норм права и морали. Так проверялась устойчивость положительных мотивов у школьников при выборе способа поведения. Было доказано, что составление индивидуальных задач по праву должно осуществляться с учетом знаний, умений учащихся. Отдельные задачи должны учитывать вопросы профориентации подростков.

Большой вклад в развитие данных идей внесли ученыеметодисты А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов, В.В. Берман, А.Ю. Головотенко. Были созданы специальные сборники с заданиями по праву для самостоятельной работы учеников. Специалисты доказывали необходимость «сообщать школьникам дополнительную правовую информацию», выходя за рамки программы курса основ советского государства и права. Это создавало проблемную ситуацию на уроке. Главное было - «обеспечить комплексность в решении воспитательно-дидактических задач при минимальных затратах времени». Разработана методика организации бесед на уроке о нормах поведения в обществе; об отношении к старшим; о понятиях «долг», «честь», «совесть».

Акцентировалось внимание на изучении национального законодательства и его противопоставлении буржуазному праву.

Большое внимание во 2-ой половине XX в. уделялось методике проведения игр. Ученые считали, что «учебная игра - это активный метод и форма обучения, направленная на выработку правового сознания учащихся путем личного участия в той или иной правовой ситуации. Конечная цель игры - формирование готовности учеников практически применить правовые знания и умения. От других видов обучения она отличается тем, что включает в себя динамику событий. Учебная игра повышает интерес к правовым знаниям, способствует воспитанию ответственности и дисциплины у школьников».

М.Т. Студеникин рекомендовал педагогам «при моделировании игры по праву первоначально сформулировать ее дидактическую цель, определить названия, разработать содержание, включив в него актуальные проблемы. Затем учитель должен составить сценарий игры с описанием конкретной ситуации, в которой участникам предстоит действовать. Важно уметь распределить роли и частные цели каждого участника, разработать для них четкие правила игры. До начала игры учитель собирает исходную информацию, дает опережающие задания. В процессе игры, в зависимости от сложности проблемы, вводится дополнительная информация. Лучше, если ученики добудут ее самостоятельно, а учитель лишь укажет способы ее получения из учебника, документов».

Средством активизации познавательной деятельности учеников выступали анкетирование и интервьюирование. Их проводили школьники по вопросам, разработанным совместно с учителем.

А.А. Вагин создал методику применения перфокарт на уроке истории, которая была заимствована для закрепления учебного материала по праву. Применение перфокарт было связано с кодированием ответов учеников. Эта методика использовалась во время оперативного опроса, требующего установить правильность или неправильность утверждения, положения. Предлагалось давать ответ в виде условного знака подтверждения правильности утверждения или его отрицания.

Важной формой деятельности на уроке права специалисты считали диктант. Его предполагалось вводить в структуру опроса, чтобы легче было определить степень усвоения учащимися правовых понятий.

В методике обучения праву 80-х годов разработана система использования периодики на уроке. Учителя проводили в начале года анкетирование по вопросам: 1. Из каких источников вы получаете информацию о правовых вопросах? 2. Как часто вы читаете материалы газет на правовые темы? 3. Какие материалы вам нравятся больше всего и почему? Так определялась степень подготовленности учеников к работе с материалами печати. Школьников знакомили со способами отбора, обобщения и хранения материалов периодической печати. Применялась и такая форма записей: на одной половине листа приклеивался текст статьи из газеты, а на другой ученики под руководством учителя записывали свои комментарии к тексту. Материалы периодики использовали в процессе изложения материала учителем; при самостоятельной работе учеников по комментированию газетных сообщений, при постановке познавательных заданий.

Изучение вопросов прав человека осуществлялось в форме «корреспондентских часов». Каждый ученик получал задание: выяснить по материалам газет положение в стране в области прав человека. Обращали внимание и на США, развивающиеся страны.

Главное внимание на уроках права занимало формирование у учащихся нравственных качеств: любовь к родине, нетерпимое отношение к нарушителям порядка, дружба и братство народов СССР. С конца 80-х гг. методисты рекомендовали усилить работу с такими понятиями, как долг, честь, совесть, справедливость. В урок включались элементы дискуссии и полемики.

В трудах А.В. Дружковой был систематизирован опыт работы практиков и ученых в области методики права и обществознания, разработаны новые подходы к типологии уроков, содержанию, методическим приемам и средствам осуществления межпредметных связей. Подвергались критике антикоммунистические концепции общественного развития при изучении обществоведения.

Ученикам предлагалось пополнить багаж своих знаний, дополнительно познакомившись с книгами «для чтения». Большой вклад в реализацию жанра такой литературы внес С.С. Алексеев.

Необходимость тесного сотрудничества с правоохранительными органами обосновывалась многими специалистами. Конкретные методические рекомендации по изучению правовых тем были разработаны Г.П. Давыдовым, Г.В. Парабашовым, В.Е. Бычко, А.Ю. Головотенко, А.Ф. Никитиным, Е.Н. Захаровой, Г.Н. Лоскутовой, Е.А. Лукьяновой, С.Г. Келиной, И.З. Озерским, В.М. Обуховым, Н.Г. Самищевой, П.И. Серужным, Я.В. Соколовым, Н.Г. Суворовой, В.В. Берманом, Д.Н. Журавлевым, Л.Н. Мысовой, Н.В. Назаровым, Л.Х. Полад-Заде.

Специалисты считали, что уроки должны быть вариативными. Учителям были представлены методические разработки внеурочных мероприятий.

В 90-е гг. XX в. активизировалась деятельность различных авторов по разработке новых подходов в области обучения праву. В 1999 г. была создана С.-Петербургская общественная организация, гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века».

Под руководством Н.И. Элиасберг объединились ученые, педагоги школ, юристы, правозащитники, участники проекта «Правоведение в школе». Так была теоретически обоснована и детально разработана целостная система этико-правового образования школьников с 1 по 11-е классы. Создан учебно-методический комплекс книг (концепция, программы, методические рекомендации, хрестоматии, книги для чтения, учебники и пособия, книги для учителей - всего 38 наименований объемом в 229 п. л.). С 1997 г. начался эксперимент по внедрению системы правового образования в массовую практику работы школ. Проведены семинары по обучению учителей новым подходам в области методики преподавания права. В Казахстане, Киргизии и странах ближнего зарубежья появились школы, успешно работающие по этой системе. Правовое обучение стало осуществляться в С.-Петербурге с 1-го по 11-е классы. Его цель: заложить основы правовой культуры учащихся, способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой к их защите.

Несомненно, большой вклад в развитие правового образования России внесла деятельность Проекта Российского Фонда Правовых Реформ «Правовое образование в школе» в конце 90-х гг. XX в. - начале XXI в. В 1997-99-х гг. разработан и оснащен соответствующими пособиями комплексный правовой курс «Основы правовых знаний» для 7, 8-9, 10-11 кл. С 2001 г. создаются учебники, разрабатываются технологии обучения детей 5-6-х кл., начальной школы. Усилиями известных авторов: В.В. Спасской, С.И. Володиной, А.М.Полиевктовой, В.В.Навродной, Т.В. Кашаниной, Суворовой, Е.А. Певцовой и др. - разработаны новые системы интерактивного обучения праву, подготовлены рекомендации учителям для проведения правовых уроков, транслированы в российскую действительность интересные зарубежные методики, в том числе технология критического мышления. Впервые в России создана федеральная система подготовки и переподготовки учителей права, подготовлены аудио и видеоматериалы по праву.

В рамках проекта «Правовое образование в школе» впервые создана оптимальная система грамотного правового образования, где оказались взаимосвязанными юридическое содержание новых курсов и их методическое обеспечение. Эксперимент по обучению праву осуществлялся на территории всей страны. Можно сказать, что это был первый и самый удачный вариант моделирования правового образования в современной стране, который имел хорошую научную базу и поддержку практиков.

В рамках этой концепции обучения праву проводились многочисленные семинары в самых разных регионах страны, международные конференции и встречи, а также всероссийские олимпиады. Созданы уникальные книги по вопросам методического мастерства учителей права, повышения их квалификации. Разработаны методики нетрадиционного характера, система обучения тьютеров в регионах, которые стали разъяснять новые технологии преподавания права своим коллегам. Большую роль в этом сыграла деятельность В.В. Спасской, СИ. Володиной и др.

С 1996 г. развернута Программа «Потребительское образование», спонсором которой выступил американский предприниматель и общественный деятель Джорж Сорос. П. Крючковой, Е. Кузнецовой, Ю. Комиссаровой, А. Овсянниковой, Д. Сорк, А. Фонтановой разработана система методических приемов и средств обучения правовым аспектам потребительских отношений.

Большая работа в области создания нетрадиционной методики обучения праву осуществлена Молодежным Центром прав человека и правовой культуры Российского правозащитного движения. В.В. Луховицкий, С.А. Дьячкова, Н.М. Клейменова, А.А. Луховицкая, И.В. Мукосей, О.Г. Погонина, Е.Л. Русакова, О.В. Трифонова стали авторами многих книг по методике обучения праву. Они пытались отойти от монологичного принципа подачи материала, решив познакомить школьников с различными точками зрения на изучаемые проблемы, сопоставить отличающиеся друг от друга мнения и факты. Специалисты доказывали, что ученик должен сам вырабатывать свою позицию по различным вопросам, касающимся прав человека. Разработана новая методика работы с текстами различных видов. К ним были отнесены: юридические документы; басни, притчи, анекдоты, афоризмы; публицистика; художественная проза (мировая и русская классика, фантастика, сказки), классическая и современная поэзия, авторская песня. Содержание правового материала представлено в книгах не по хронологическому принципу, отражающему историю возникновения и развития идей прав человека, а по тематическому: создана нетрадиционная система работы с текстами-«общениями», текстами-«провокациями», текстами-«мостиками»". Разработанные курсы опираются на международное и современное российское законодательство. Методисты обратили внимание на дифференциацию правового обучения (ученикам предлагаются задания разных уровней сложности). Разработана система совместной работы учеников при организации дискуссий, деятельности в парах, микрогруппах. Это способствовало развитию интеллектуальных, социальных и коммуникативных навыков. На основе работы с текстами школьники могли осуществлять воспроизведение полученной информации (пересказы, составление плана, выделение главной мысли), ее анализ (разделение фактов и мнений, оценка аргументов); сравнение разных точек зрения и выработку собственной позиции. Широкое развитие получила проектная работа (самостоятельный сбор информации по правовой проблеме, написание сочинения, эссе, исследований). Предпочтение отдавалось ролевым, имитационным, сюжетным играм.

В Перми И. Бочаровым, О. Погониной, Т. Помадовой, А. Сусловым, А. Цукановым и др. разработаны новые педагогические технологии правового обучения. Н.П. Чарная показала, что их особенностью являются личностно-ориентированные характеристики. Созданы модели так называемых «организационно-деятельностных игр» (ОДИ), родоначальником которых является Г.П. Щедровицкий.

Усилиями тамбовских коллег, в частности И.Г. Дружкиной, разработана методика активных форм работы по курсу «Ваши права» для учащихся начальных классов.

С 1991 г. некоторые школы г. Тамбова включились в эксперимент по изучению правовых курсов. Например, в школе № 8 ученики изучали в 1-ом классе «Азбуку вежливости», во 2-ом классе- курс «Я, Ты, Мы», а в 3 классе- «Ваши права». Специалисты Тамбова разработали организационно-методические условия правового образования. К ним были отнесены: системность и преемственность по годам обучения; единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания; единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению; стимулирование познавательной активности младших школьников, использование разных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств; постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Прописана модель обученности школьника начального этапа правового обучения. По мнению И.Г. Дружкиной, ко времени перехода из начальной школы в среднюю учащиеся должны:

1. Знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; уметь разъяснять эти правила другим детям; выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; стремиться быть организованным и дисциплинированным.

2. Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относиться к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав.

3. Знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать; стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным.

4. Иметь представление о Конституции РФ, знать государственные символы РФ, понимать следующие слова: «закон», «конституция», «гражданин», «государство».

5. Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими.

Именно правовое обучение, по мнению И.Г. Дружкиной, формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, а потому в нем должен быть заинтересован каждый учитель. Среди них:

Навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение; вести дискуссию);

Умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы;

Умение оценить свое и чужое поведение;

Умение работать с книгой;

Умение систематизировать знания.

Нижегородские специалисты создали свои подходы к обучению праву. М.А. Субботина предложила изучать правовые вопросы в рамках регионального курса «Гражданское образование» в 5, 6-х классах.

Активизировалась и екатеринбургская школа права. Под руководством С.С. Алексеева разработан правовой курс, методическая система изучения сложных правовых конструкций с опорой на исторические факты и реальности жизни. Большой вклад в становление российской методики обучения праву сделан А.Ф. Никитиным, А.Н. Иоффе, Т.В. Болотиной, О.В. Кишенковой, Е.С. Корольковой, В.О. Мушинским, Л.Н. Боголюбовым, А.Ю. Лазебниковой и др. в рамках интеграции правовых и других обществоведческих курсов. Благодаря усилиям известных специалистов в области права: С.А. Морозовой, А.В. Ильина, А.В. Воронцова и др. - активизировалось изучение вопросов истории права в школе.

Разработана система «концентрических кругов» в методике обучения праву. Ее автор - В.О. Мушинский доказал, что в содержании правовых курсов школы необходимо придерживаться такой схемы:

В 90-е годы XX в. уделено внимание новому типу учебного пособия - рабочей тетради. М.И. Шилобод и др. разработали систему разновариантных заданий по праву в виде творческих задач, схем и т. д.1, которые необходимо использовать на уроках для самостоятельной работы учеников с темами.

А.Ф. Никитин предложил свою методику работы с отдельными заданиями по курсу «Право и политика»2. В заданиях доминировали вопросы типа: «сравни», «вырази свое мнение», «поясни позицию». Разработана система тестов.

С.И. Володиной, A.M. Полиевктовой, Е.М. Ашмариной, С.В. Белогорцевым, СЮ. Макаровым, В.В. Навроцкой, Е.А. Певцовой, А.Н. Фонтановой, М.Н. Цепковой, Н.Г. Суворовой разработана новая методика правового обучения с использованием традиционных и активных форм. В частности, правовой материал предполагалось изучать с помощью метода формирования критического мышления. На 1-ой стадии - вызова - у учеников актуализировались имеющиеся знания по теме; на 2-ой стадии - осмысления - ученики знакомились с новой информацией, понятиями. Для этого использовались разнообразные приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц. На 3-ей стадии - размышления (рефлексии) - ученики осмысливали то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами. Здесь использовались такие приемы: групповая дискуссия, написание минисочинения или эссе, составление схемы.

Методика изучения прав ребенка разработана З.К. Шнекендорфом, В.В. Антоновым. Авторы предлагали учитывать особенности возраста детей при изучении права.

С.Н. Ловягин предложил нетрадиционную методику правового обучения школьников с использованием юмора. При решении задач ученики знакомились с текстом, построенным в виде диалога знающего право и того, кто пытается разобраться в юридических нормах.

Усилиями В.Н. Пронькина, А.Б. Гутникова, Л.И. Спиридонова создана занимательная энциклопедия практического права. Ученикам предлагалось самостоятельно пользоваться книгами. Даны практические советы: как вести переговоры, как пойти на прием к юристу; как написать письмо губернатору; как обратиться в суд; как изменить несправедливый закон и т. д. Учителя должны были знакомить учеников с юридическими документами. Разработана методика организации медиации на уроках права.

С 1989 г. проводятся всероссийские олимпиады по праву. Так, к 2002 г. в олимпиадном движении всероссийского масштаба приняли активное участие 52 территории страны. Развивается система дополнительного правового образования, инициатором которой выступает г. Казань.

Педагоги разработали варианты разновозрастной подготовки «маленьких юристов», существенную помощь которым оказывают объединения профессиональных адвокатов.

Совместная работа учителей, детей и родителей позволила организовать творческую деятельность школьников по созданию локальных правовых актов школы. Так, в школе № 3 г. Рязани разработана методика проведения научно-исследовательской работы по праву, самоуправления. В Челябинске развивается проектная деятельность, юридическое краеведение.

В конце XX в. - начале XXI в. большую роль в правовом просвещении сыграли российские журналы, на страницах которых освещалась отечественная система обучения праву, систематизировался опыт регионального характера. При этом ведущую роль играли: журнал «Учитель», где с 1997 г. открыта рубрика «Правовое образование» и журнал «Основы государства и права».

Таким образом, к настоящему времени сложились различные школы и авторские коллективы, которые представляют самостоятельные направления исследований в области методики права.

  • Подписаться на новости
  • Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) провела широкомасштабное изучение особенностей учительского труда в странах, являющихся членами ОЭСР, которое получило название «Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS)».

    Во время доклада о полученных результатах неоднократно звучало одобрение британской системы образования по сравнению с другими странами мира. При этом все присутствующие: от руководителя «Ofsted» (Office for Standards in Education, Children"s Services and Skills – государственного учреждения, инспектирующего все зарегистрированные школы в Великобритании) Майкла Вилшоу до предыдущего министра образования Маукла Гоува выражали восхищение системой образования Сингапура, где молодые ученики показывают особо высокие результаты в изучении математики.

    Также было отмечено, что в настоящее время наилучшее соотношение цены и качества предоставляет система образования Финляндии, в которой благодаря отличной работе учителей ученики получают высокие баллы в мониторинговых исследованиях «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment, PISA). Данные тестовые исследования оценивают грамотность школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. И это при том, что в Финляндии учителя получают довольно невысокие зарплаты, а обучают относительно большие классы.

    Подчеркивалось, что для соответствия Финляндии по количеству PISA-баллов Великобритании необходимо увеличить количество школьников на каждого учителя и сократить зарплаты почти на 10 %. Однако авторы исследования не советовали вносить такого рода изменения, отмечая, что при анализе важно учитывать еще и другие культурные факторы, например, такие как отношение семьи к образованию.

    С точки зрения эффективности после Финляндии, занявшей первое место, далее расположились Корея, Чехия и Венгрия. Системы образования Бразилии и Индонезии, согласно исследованию, продемонстрировали наименьшие показатели соотношения цены и качества.

    Учитывая доступность полученных результатов, автор отобрал некоторые данные для наглядной иллюстрации того, насколько варьируют особенности работы учителей во всем мире.

    Оплата учительского труда

    Среди 30-ти стран-членов ОЭСР самый высокий годовой оклад получают учителя в Швейцарии. В среднем он составляет 68000 долларов. Это выше, чем средняя зарплата по стране, которая составляет около 50000 долларов. Вслед за Швейцарией странами с высокой зарплатой учителей являются Нидерланды, Германия и Бельгия.

    По сравнению с лидирующими странами учителя Великобритании зарабатывают меньше среднего годового дохода по стране, равного примерно 44000 долларов, получая при этом чуть более 40000 долларов и занимая, таким образом, 13-е место из 30-ти упомянутых стран. Но, тем не менее, британские учителя получают все же больше, чем в других европейских странах. Например, во Франции средняя зарплата учителя составляет 33000 долларов, а в Греции учителя зарабатывают в среднем 25000 долларов.

    Заработная плата учителей в долларах (данные ОЭСР)

    Нижеприведенные данные, собранные за более чем 15 лет, отображают среднегодовой доход учителей разных стран (в тысячах долларов).

    Швейцария – 68,82; Нидерланды – 57,87; Германия – 53,73; Бельгия – 51,47; Корея – 47,34; Ирландия – 47,3; Япония – 45,93; Австралия – 44; Финляндия – 42,81; Дания – 41,71; Испания – 41,52; США – 41,46; Великобритания – 40,91; Австрия – 37,41; Новая Зеландия – 34,76; Португалия – 34,59; Франция – 33,57; Норвегия – 33,13; Словения – 32,48; Швеция – 31,61; Италия – 31,46; Исландия – 29,48; Греция – 25,75; Израиль – 19,55; Чехия – 18,61; Турция – 17,18; Китай – 16,41; Бразилия – 14,94; Венгрия – 14,46 и Индонезия – 2,83.

    Страны с наибольшим количеством учителей в школе

    По данным исследования, в Бразилии в среднем приходится 32 ученика на одного учителя, в то время как в Португалии – всего семь. Норвегия и Греция также имеют относительно небольшие классы. В свою очередь, Великобритания в списке стран, имеющих наибольшее количество учащихся на одного педагога, и занимает по этому показателю 14-е место.

    GEMS-исследования (GEMS Education Solutions) показали, что, если правительство Великобритании хочет достичь эффективности образования Финляндии, оно может увеличить количество учащихся в школе в среднем с 13 до 16-ти школьников на одного учителя.

    Количество учеников на одного учителя

    Нижеприведенные данные отображают ситуацию в 30-ти странах-членах ОЭСР по количеству учеников в государственных школах, приходящихся на одного учителя.

    Бразилия – 32,1; Китай – 27,6; Корея – 18,2; Индонезия – 17,4; Финляндия – 16,5; Турция – 16,4; Нидерланды – 16,4; США – 15,3; Ирландия – 14,8; Швеция – 14,4; Словения – 14,1; Германия – 13,7; Новая Зеландия – 13,5; Великобритания – 13,4; Япония – 13,1; Дания – 12,7; Австралия – 12,6; Чехия – 12,4; Венгрия – 12; Израиль – 11,7; Швейцария – 11,6; Исландия – 10,9; Италия – 10,8; Франция – 10,4; Австрия – 10,2; Испания – 10,1; Бельгия – 9,9; Греция – 9,7; Норвегия – 9,2; Португалия – 7,6.

    Страны, в которых учителя имеют наибольшее уважение

    Прошлогодний отчет об исследовании «Global Teacher Status Index 2013», проведенном фондом «Varkey Gems Foundation», показал, что наибольшим уважением в мире пользуются учителя в Китае. Великобритания и США оказались в середине рейтинга, опустившись ниже Южной Кореи и Греции, где учителя были оценены более высоко. Самую низкую позицию среди 21-й страны ОЭСР, участвовавшей в опросе, занял Израиль, где учителя наименее уважаемы, исходя из данных статистики.

    Данное исследование характеризовалось опросом тысячи человек в каждой из стран-участниц, которым задавали следующие вопросы: по их мнению, получают ли учителя справедливую зарплату и стали бы они поощрять своих детей, чтобы те в будущем работали учителями?

    Пессимистично были восприняты полученные данные о степени уважения учителей в Европе, которые резко контрастировали с таковыми по Азии. Так, в Китае 75 % тех, кто участвовал в опросе, сказали, что учителя в их стране пользуются уважением у учеников.

    Часы работы учителей

    Исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) показало, что в Великобритании учителя во время учебного года работают в среднем 46 часов в неделю, что на восемь часов больше, чем соответствующие международные 38 часов. К тому же британские учителя меньше времени проводят в классе, а большую его часть посвящают другим задачам. Финские же учителя, как правило, имеют 32-часовую рабочую неделю, а учителя в Италии в течение недели работают только 29 часов.

    Статистические данные TALIS

    Лидером по количеству женщин среди учителей является Латвия – 88,7 %, за ней следуют Эстония – 84,5 %, Словакия – 81,8 %, Болгария – 81,2 %, Италия – 78,5 %, Чехия – 76,5 %, Израиль – 76,3 %, Польша – 74,9 % и др. Меньше всего женщин среди учителей в таких странах, как Нидерланды – 54,6 %, Мексика – 53,8 % и Япония – 39 %.

    Средний возраст учителей варьирует следующим образом: максимум отмечается в Италии (48,9 года), Эстонии (47,9 года), Болгарии (47,4 года), а учителя более молодого возраста преподают в школах Малайзии (38,9 года), Абу-Даби (ОАЭ) (38,7 года) и Сингапура (36 лет).

    Учителя с высшим образованием преобладают в таких странах, как: Австралия (99,9 %), Польша (99,9 %), Корея (99,8 %). Замыкают позиции в рейтинге Хорватия (82,3 %), Чили (81,6 %) и Италия (80,5 %).

    Хороший педагогический стаж имеют учителя в Латвии (22 года), Эстонии (21,6 года), Болгарии (21,5 года), Италии (19,8 года), Португалии (19,4 года) и Испании (18,3 года). Чуть менее опытными оказались учителя из Абу-Даби (ОАЭ) (12,8 года), Англии (12,4 года) и Сингапура (9,7 года).

    Непосредственно на преподавание в течение недели у учителей уходит больше времени в Чили (26,7 часа), Бразилии (25,4 часа), Мексике (22,7 часа), Финляндии (20,6 часа), Англии (19,6 часа), Франции (18,6 часа) и меньше всего в Нидерландах (16,9 часа), Румынии (16,2 часа) и Норвегии (15 часов). TALIS проанализировали и другие занятия учителей в рабочее время, как то: планирование, командная и административная работа, консультирование учеников, общение с родителями и опекунами, участие во внешкольных мероприятиях и др.

    Некоторые дополнительные факты об учителях

    Больше всего денег на образование выделяет правительство США (809 миллиардов долларов), за ними следуют Япония (160 миллиардов долларов), Германия (154 миллиарда долларов), Бразилия (146 миллиардов долларов), Франция (123 миллиарда долларов) и Великобритания (123 миллиарда долларов).

    По данным ООН, к 2015 году дополнительно понадобится еще 8 миллионов учителей.

    Международные данные утверждают, что 68 % учителей – это женщины, а средний возраст учителя – 48 лет.

    Средняя рабочая неделя учителя составляет 38 часов. В Японии, где учителя работают дольше, показатель составляет 54 часа.