Философская школа платона. Платоновская академия Академия в древнем мире

02.01.2024 Автоправо

АКАДЕ́МИЯ ПЛАТО́НОВСКАЯ

(Ἀκαδήμεια) – филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (Ἀκάδημος). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом – лицом, выбираемым из среды представителей школы. Почти тысячелетняя история A. п. была историей борьбы антич. идеализма с материализмом. Исходя из объективного идеализма Платона, А. п. на разных этапах своей истории подпадала под влияние других идеалистич. школ и противостояла антич. материализму.

Т. н. Древняя (1-я) академия, возглавлявшаяся сначала самим Платоном, а затем последовательно его учениками Спевсиппом(ок. 348 – ок. 339 до н.э.), Ксенократом из Халкедона (ок. 339 – ок. 315 до н.э.), Полемоном (ок. 315 – ок. 270 до н.э.) и Кратетом (ок. 270 – ок. 265 до н.э.), находилась под влиянием пифагореизма, занимаясь гл. обр. мистич. математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой и натурфилософией с соответств. выводами для этики. Идеалистическая в основах своего учения, Древняя академия сыграла определенную роль в развитии и распространении математики и астрономии (Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Филипп Опунтский). С Аркесилая (265–241 до н.э.) А. п. выходит на путь скептицизма. Этот период ее истории получил название С р е д н е й (2-й) а к а д е м и и. Представителями ее были Лакид Киренский (241 или 240–224 или 222), Телекл, Эвандр, Гегесин. Карнеад Киренский является основателем т.н. Н о в о й (3-й) а к а д е м и и, к-рая углубила скепсис Средней академии и ожесточенно нападала на догматизм стоиков. Академич. скептицизм явился возвратом к сократовским методам философии. За Карнеадом в качестве руководителя Академии выступил его родственник с тем же именем, после него – Кратет из Тарса и затем Клитомах Карфагенский (ок. 129 – ок. 110 до н.э.). Преемниками Клитомаха явились Филон из Ларисы (учитель Цицерона) (4-я а к а д е м и я) и Антиох из Аскалона (5-я а к а д е м и я). При этих руководителях Академия стала заметно отходить от скептицизма и переходить на путь эклектизма, стараясь объединить философию Платона и современные ей школы стоицизма, пифагореизма и перипатетическую школу. С 4–5 вв. (Плутарх Афинский) Академия прочно связывается с неоплатонизмом. В 529 имп. Юстиниан в целях борьбы с языч. идеологией закрыл Академию, конфисковал ее имущество и распустил академиков, которые с тех пор стали искать себе прибежище за пределами Греции. В эпоху Возрождения под назв. "платоновской" существовала во Флоренции (1459–1521) академия, осн. Козимо Медичи. Гл. представителем ее был Марсилио Фичино. Академия успешно боролась со схоластизированным Аристотелем переводила и комментировала сочинения Платона. Она стремилась придать своему платонизму светский характер.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 249–58, 306–309; Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, с. 45–84; И. К. [Коpсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей..., Харьков, 1887 (см. разд. 29, 30, 47, 48); Zeller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 2–3, Abtl. l, 5 Aufl., Lpz., 1922–23; Sсhmekel A., Die Philosophie der mittleren Stoa, B., 1892; Sееl O., Die Platonische Akademie, Stuttgart, 1953.

  • - 1...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - руч. , пп Иликана в Тындинском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от слова академия...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - первоначально название носила философская школа, организованная Платоном в 388 г. до н.э. в Афинах. Её члены платили ежемесячные членские взносы. Учебные занятия и диспуты проходили по строгому расписанию...

    Исторический словарь

  • - местность недалеко от Афин, посвященная Академу. Сын тирана Писистрата Гиппарх оградил его стеной и соорудил гимнасий. Тут находились оливковая и платановая рощи, алтари Муз, Зевса, Эрота, Геракла и Прометея...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - согласно философским взглядам Платона существует "идея" вещи, предельное обобщение, смысл, сущность, то, что позволяет материи сформировать собственно вещь...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - - название некоторых учреждений и учебных заведений...
  • - - издательский центр, ОАО, Москва. Педагогическая, учебная для средней и высшей школы и учебно-методическая литература для начальных и средних профессиональных учебных заведений. http://academy...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Место близ Афин, окруженное высокими деревьями и украшенное статуями, где учил Платон, а после него его ученики; поэтому ученики Платона получили название академиков или академических философов...

    Энциклопедия мифологии

  • - наименование научных учреждений и высших учебных заведений, берущее начало от имени античного мифического героя Академа и названной в его честь местности в Аттике, близ Афин. Платон присвоил название А....

    Новейший философский словарь

  • - , школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа...

    Античная философия

  • - по определению ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 19 июля 1996 г. высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального...

    Словарь юридических терминов

  • Энциклопедический словарь экономики и права

  • - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - название нек-рых учебных, науч. и др. творч. учреждений. Слово "А." происходит от имени мифич. героя Академа, в честь к-рого названа местность близ Афин, где возникла Академия платоновская...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - древнегреческая философская школа основанная Платоном около 387 до н. э. в Афинах; названа по имени мифического героя Академа...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах...

    Большой энциклопедический словарь

"АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ" в книгах

АКАДЕМИЯ

Из книги Моя миссия в Армении. 1992-1994 автора Ступишин Владимир

АКАДЕМИЯ Такие настроения оставались традиционными не только для русистов из Университета или Брюсовского института, но для всей высшей школы и академической науки. Мне посчастливилось побывать в ряде институтов, выступать в частном университете имени

Платоновская академия

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Платоновская академия Лоренцо де Медичи был человеком с характером, вдумчивым и обладающим удивительной способностью принимать единственно верные решения. Им восхищались все флорентийцы, а он, соединяя в себе холодный расчет с поистине артистической

Платоновская академия и дух Возрождения Елена Сикирич, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Платоновская академия и дух Возрождения Елена Сикирич, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России Эпоха Возрождения: судьба одной мечты Эпоха Возрождения – не просто один из многочисленных периодов истории. Это своеобразный исторический феномен, один

1. Платоновская и аристотелевская линии в философии человека

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

1. Платоновская и аристотелевская линии в философии человека Не существует истории философской антропологии, как и истории вообще, написанной с вневременной или надвременной точки зрения. История всегда пишется в определенное время, и это «настоящее» оставляет свой

Глава 3. Платоновская теория форм или идей

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Глава 3. Платоновская теория форм или идей I Платон жил в период войн и социальных неурядиц, которые, насколько мы знаем, были еще более острыми, чем те, которые тревожили Гераклита. Когда он был подростком, крах племенной жизни в Афинах, его родном

8. Платоновская Академия после Платона

Из книги Античная философия автора

8. Платоновская Академия после Платона Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407–399), стоявший у руководства в течение всего остатка своей жизни (347–339). В ряде вопросов Спевсипп

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист»

Из книги Платон автора Асмус Валентин Фердинандович

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист» Учение Платона об «идеях» не осталось неизменным. В диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» Платон подверг выработанную им самим теорию «идей» суровой критике.Мы видели, что учение Платона об

ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ И ДУХ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ И ДУХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: СУДЬБА ОДНОЙ МЕЧТЫЭпоха Возрождения – не просто один из многочисленных периодов истории. Это своеобразный исторический феномен, один из тех поразительных моментов в истории мировой культуры, когда происходят

Книга третья О мире как представлении Второе размышление: Представление, независимое от закона основания: платоновская идея: объект искусства

Из книги Афоризмы житейской мудрости (сборник) автора Шопенгауэр Артур

Книга третья О мире как представлении Второе размышление: Представление, независимое от закона основания: платоновская идея: объект искусства?? ?? ?? µ?? ???, ??????? ?? ??? ????; ??? ?? ?? ?????µ???? µ?? ??? ??????µ????, ????? ?? ???????? ??; Платон § 30 В первой книге мы изобразили мир как простое

Платоновская Атлантида - это допотопная Европа.

Из книги Теоретическая география автора Вотяков Анатолий Александрович

Платоновская Атлантида - это допотопная Европа. Платон в диалогах Критий и Тимей приводит довольно точное описание последней литосферной катастрофы, повлекшей за собой гибель Атлантиды. Согласно Платону за 9000 лет до посещения Солоном Египта произошло страшное

Академия Платоновская

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Генезис практик себя: Платоновская модель

Из книги Последний проект Фуко автора Хоружий Сергей Сергеевич

Генезис практик себя: Платоновская модель «Платоновская модель» практик себя, отвечающая классической античности, у Фуко реконструируется оригинально - путем разбора единственного текста, Платонова «Алкивиада» (точнее, «Алкивиада Первого»), и обсуждения

Военно-дипломатическая академия. Академия ГРУ

Из книги автора

Военно-дипломатическая академия. Академия ГРУ Военно-дипломатическая академия Генерального штаба ВС (ВДА) была создана в годы войны, когда изменившаяся международная обстановка потребовала расширения военно-дипломатической связи с заграницей. По часто меняющимся

«МАТРИЦА» И ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРА

Из книги «Матрица» как философия автора Ирвин Уильям

«МАТРИЦА» И ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРА Что такое matrix? Первое значение, которое дает словарь, - «матка, часть репродуктивной системы животных». В технологическом смысле это шаблон для отливки литер, печати граммофонных пластинок и т. д. В фильме оба определения сливаются,

Глава 8. Платоновская доктрина элитарного сознания

Из книги Элитология Платона автора Карабущенко Павел Леонидович

Глава 8. Платоновская доктрина элитарного сознания Элитология сознания Платона является сердцем его антропологической философии избранности, на которой, в свою очередь, базируется его «этика духовного совершенства». Поэтому ее надлежит рассматривать отдельно, как

Платон (Πλάτων) был вторым из великой триады древнегреческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля, которые заложили философские основы западной цивилизации. Его настоящее имя было Аристоклес, в юности его прозвали Платоном за его широкое лицо и лоб.

Как потомок знатного рода, Платон получил в детстве и в подростковом возрасте знания и образование у лучших учителей того времени . Он изучал поэзию, точные науки, музыку, занимался спортом. Но решающим для его нравственно-духовной ориентации было знакомство с Сократом. В тот период Платону было двадцать лет. Следует также отметить, что его ранние личные устремления были, вероятно, политическими, но встреча с Сократом навсегда изменили его духовную ориентацию, разрушила юный поэтический настрой и привела к философии.

В конце концов, Платон почувствовал отвращение к насилию и обнаружил, что в Афинской политике не было места для добросовестного человека. Убийство Сократа и дальнейшая последовательная психологическая атмосфера в древних Афинах , чуть позже привели к тому, что Платон вместе с другими учениками Сократа уезжают из Афин в Мегару.

Академия Платона (Ακαδημία Πλάτωνος)

Академия, основанная Платоном в Афинах, по литературным источникам и археологическим находкам, становится первым организованным духовным центром человечества на университетском уровне.

Академия была основана Платоном, вероятно, в 387 году до нашей эры или в следующем году, после возвращения его из первой поездки в Сиракузы.

Академия располагалась в большом парке, на площади в 15 акров, в районе, где поклонялись мифическому герою Академу, отсюда и название школы. О правилах работы и методах обучения в академии Платона, известно немного.

Платон давал устные уроки , его ученики записывали услышанное для лучшего изучении предмета. Лекции Платона для более широкой аудитории были направлены на то, чтобы отобразить методы, которыми должен следовать каждый мыслящий человек и не искушаться мудростью софистов .

Цель преподавания Платона заключалась в том, чтобы решать и ограничивать научными методами все области знаний , так называемые теоретические, а также позитивные науки. Чтобы культивировать и приобретать истинное знание, условием было идти по пути добродетели.

Хотя Платон не отличается своим вкладом в математическую науку, тем не менее, точные науки имели преобладающее значение в обучении. Решающую роль на уровне математических исследований, сыграл приход выдающегося математика Евдокса Книдского, который в сопровождении своих учеников присоединился к академии Платона. В этой области академия открыла новые пути главным образом путем отделения изучения геометрии от арифметики, а также систематического исследования музыки и гармонии в астрономии.

Преподавание в академии Платона включало в себя все направления философии, диалектики, математики, астрономии, естественных наук, политической теории и музыки, в то время как преемственность в ее руководстве осуществлялась путем выбора среди ее основных членов, так называемых «партнеров».

Академия Платона продолжала работать в течение трех столетий, здесь учились и преподавали величайшие философы и ученые позднего классического и эллинистического периода, такие как Аристотель , Ксенократ, Гераклид Понтийский, Аркесилай, Филон из Лариссы и другие.

В 86 году до н.э., во времена Митридатовых войн , вторгшиеся войска римского генерала Суллы, разрушили рощу и большую часть академии Платона, в результате чего философская деятельность там была прервана, через года была восстановлена вновь. Закрыта окончательно академия Платона была по приказу византийского императора Юстина I, который таким образом боролся с язычеством.

Популярные статьи

Рождество в Греции 2018 - 2019

Рождество (Χριστούγεννα) - это праздник воспоминания о рождении Иисуса Христа, самый большой праздник всего Христианского мира.

Президентский дворец в Афинах

Президентский дворец - неоклассическое трехэтажное здание расположено в центре греческой столицы , позади Национального парка и парламента, на улице Герода Аттика.

Национальный гимн Греции

Сто пятьдесят восемь куплетов включает в себя национальный греческий гимн - это самый длинный гимн в мире. По этой причине гимн стал мировым рекордом и был занесён в «Книгу рекордов Гиннесса». В большинстве случаях исполняются первые два куплета.

Остров Закинф (Закинтос, Ζάκυνθος), расположен в Ионическом море, в 18 км от полуострова Пелопоннес , форма его напоминает треугольник, площадь составляет 406 кв. км, население острова - 41 тыс человек. Это самый густонаселенный остров Ионических островов.

Фасоль «мавроматика» с перцем, помидорами и чесноком (Μαυρομάτικα φασόλια με πιπεριές, ντομάτα και σκόρδο)

По-гречески: мавро - чёрное, матья - глаза, применив наши познания в греческом языке, получается название фасоли «чёрные глаза» (мавроматика). Эта фасоль имеет ряд преимуществ - не требует предварительного замачивания, занимает меньше времени в приготовлении.

Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.

Сад Академии, по-видимому, был публичным парком, доступным для каждого желающего прогуляться, поупражняться или побеседовать. Он стал украшением города, а дорога к нему из Афин вся была обрамлена каменными стелами в память о древних героях. В этом тихом уголке за пределами города соседствовали философия и воспоминания о великих предках.

Хотя платоновская Академия считается прототипом современных высших учебных заведений, она представляла собой союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Недаром сам дом Платона, находившийся там же, назывался «домом муз» - Мусейоном.

Истоки

При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.

Политическая направленность

Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока - за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством - они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».

Обучение в Академии

Среди наиболее известных преподавателей платоновской Академии кроме самого Платона были математик и астроном Евдокс Книдский и философ Аристотель. Схолархи, возглавлявшие Академию после Платона: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет. В позднейшей истории существования Академии принято выделять Среднюю и Новую Академию. Средняя (или 2-я) Академия берет начало от Аркесилая, основным направлением ее становится скептицизм и последовательная критика всякой философской догматики (прежде всего, наиболее популярного в то время стоицизма). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в т.н. Новой Академии (или 3-й) при Карнеаде. Разрыв со скептицизмом, наметившийся при Филоне из Лариссы, главе т.н. 4-й Академии, окончательно происходит при Антиохе Аскалонском, основавшем свою «Древнюю Академию» (5-ю) и возродившем догматический платонизм. В 4–6 вв. н.э. Афинская школа неоплатонизма осознавала себя как преемницу Академии Платона и возобновила это название как название школы. Неоплатоническая Академия была закрыта императором Юстинианом в 529 г.

Ю. А. Шичалин

В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… - словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и создана Платоном…»

В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие (ученые и преподаватели) и младшие (ученики), потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

Философский образ жизни

Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека - через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.

В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке. Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь размышлениям. Спать Платон советовал немного: «А кто из нас больше всего заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это войдет в привычку, то сон людей будет недолог».

Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи как они есть и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

С Академией связывается подлинное рождение математики. На вратах Академии было даже начертано: «Негеометр да не войдет!» Геометрия и другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.

Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для многих других школ.

Религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Школу называли академией, потому что Платон приобрёл на окраине города дом с садом, где и основал философскую школу и поселился сам. Афиняне называли сады и рощи этого живописного уголка Академией (по имени героя Академа).

Перед входом в Академию каждого встречала надпись:‹‹Негеометр да не войдёт››. Она указывала на глубокое уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как ‹‹науке о самых прекрасных мысленных фигурах›› Он строго изолировал свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно. Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимым учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески - жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона. Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться. Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу. Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности, разрешением принимать участие в своих философских беседах.

Стиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но, в сущности, ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая, что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика - Аристотеля). Хотя Платон, подобно Сократу и считал что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, так же как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.

По примеру пифагорейцев занятия были двух типов: более общие для широкого круга слушателей и специальные для ‹‹узкого кружка посвящённых в тайны философии››. Слава платоновской Академии быстро росла, в ней учились юноши и девушки со всех концов Эллады. Ряд выпускников Академии в дальнейшем стали известными учёными, философами, политиками, законодателями.

Работа Платона в академии дважды прерывалась ещё двумя его посещениями Сицилии в 361 и в 366 годах до н.э. В 367 г. до н.э. умер Дионисий Старший власть в Сиракузах перешла к его сыну Диониссию Младшему. Дион в своих письмах к Платону всячески убеждал его, что наступило благоприятное время для практической реализации в Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве, особенно напирая при этом на молодость нового правителя, его почтение к Платону и стремление к философии и образованию. Единственным же результатом пребывания Платона в Сиракузах было изгнание Диона из Сицилии. Сам Платон в Сиракузах находился под надзором. В третий раз Платон посетил Сиракузы с целью добиться примирения Диониссия с Дионом, находившимся в изгнании. Достичь этого ему не удалось. Устав от политических интриг и насилия, Платон, по словам Диогена Лаэртского, больше ‹‹государственными делами не занимался, хотя из его сочинений видно, что он был государственный человек›› Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

Основание Платоном Академии в Афинах стало значительным событием не только для научной, но и для политической жизни греческих государств. Целью школы было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является мнение, что основание ее было связано с невозможностью для Платона выступить на политическом поприще и, отсюда - его обращением к «чистой науке», представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в политической игре, правила которой казались ему недостойными, он, однако, не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной путь и методы воздействия на погрязшее в смуте общество, смысл которых изложен в его сочинениях. Орудием же изменения окружающего мира должны были стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики. Этой цели должна была служить Академия. В самом деле, влияние Академии и ее членов на политические события в Греции и за ее пределами трудно переоценить. Направления этого влияния были совершенно различны - от вмешательства в политику целых государств до мягкого политического давления. Самым впечатляющим по своим результатам был Сицилийский эксперимент Платона и деятельность его учеников в Сиракузах. Из среды слушателей Академии вышли законодатели, советники правителей, ораторы, тираны, тираноборцы, политические мыслители. Следует объяснить, почему политическое влияние Академии проявлялось столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы Платона политиков руководили подчас не только высокие, но и низменные побуждения. Стремление Платона заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство, неизбежно наталкивалось на жесткие условия реальной жизни в переходную эпоху, изменить которые было не под силу законодателю или философу-правителю. Значение Академии как школы государственных деятелей заключалось не в способности ее учеников излечить больное общество, а в том, что гражданской апатии, политическому цинизму и авантюризму она стремилась противопоставить программу совершенствования общества, «разбудить» политическую активность граждан, возродить искусство политики. А поразительное разнообразие этой политической активности учеников Платона является свидетельством особого (сократовского) метода воспитания, предполагавшего высокую степень терпимости, духовный суверенитет, свободу выбора.

Платон (около 429-347 годы до н.э.) был одним из учеников Сократа и испытал на себе сильное влияние его философии. После смерти Сократа он уехал из Афин, а по возвращении учредил собственную школу - Академию (Academeia или Kekademeia) (около 385 года до н.э.), которой руководил на протяжении последующих 40 лет. Название школы не связано с современным пониманием слова «академический». Академия была названа в честь аттического героя Академа, так как располагалась в священной роще, где почитался этот герой, в миле к северо-западу от Афин. Академ помогал Диоскурам в поисках их сестры Елены, похищенной из Спарты Тесеем.

В произведениях Платона не дается систематического объяснения его взглядов - частично подобная ситуация объясняется тем, что он, судя по всему, не создал завершенной философской системы, а частично - тем, что его взгляды излагаются в виде ряда диалогов, из которых можно вывести его философские представления. Идеи, содержащиеся в упомянутых диалогах, весьма сложны. Например, Платон полагал, что человек может быть добропорядочным, лишь придерживаясь правильных мнений и даже не зная, что такое добро. Впрочем, подобная точка зрения весьма сомнительна, поскольку если человек не знает, что такое добро, то он не сможет и различить, какая из новых идей является правильной, а какая - нет.

Платон считал, что объекты познания (включая абстрактные понятия, такие как «красота») являются реальными, тогда как объекты математического знания, такие как «идеальный треугольник», существуют только в мире Идей или Форм. Соотношение между этим миром и миром реальности неясно. Также Платон полагал, что человек представляет собой двойственность души и тела, причем душа получает представление о мире Идей еще до рождения, и поэтому наши знания по сути своей являются воспоминаниями души о мире Идей. Соответственно, Платон выступал за развитие души и подавление желаний тела. Также, по его мнению, Добро каким-то образом (каким - не объясняется) находится за пределами всех прочих Идей и является причиной всех вещей. Отсюда и происходит стремление души познать Добро. Основное влияние на философию Платона, конечно, оказал Сократ, однако в его трудах заметно также влияние Гераклита, Парменида, Эмпедокла и пифагорейцев.

Создавая свою Академию, Платон в первую очередь стремился дать потенциальным государственным деятелям философские представления, необходимые для участия в управлении государством. Считается, что программа занятий в Академии была аналогична описываемой в «Государстве» Платона и, вероятно, включала политическую теорию, математику и диалектику. Как учебное заведение, в котором преподавали философию и науку, Платоновская академия, претерпев, конечно, множество изменений, просуществовала до 529 года н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах.

В III веке н.э. в Римской империи возникла философия неоплатонизма, основанная на философии Платона, но при этом испытавшая влияние и других философских учений - в частности, философии Аристотеля и стоицизма.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 437-438.