Формирования российской гражданской идентичности обучающихся. Роль современного образования в формировании российской гражданской идентичности молодого поколения. Идентификационная позиция ребенка в школе

30.12.2023 Анонсы

Внеклассное воспитательное мероприятие (ВМ)

Класс: 10 А

Ф.И.О. студента: Зеленова Валерия Юрьевна

Тема: Формирование гражданской идентичности современного школьника в условиях реализации ФГОС.

Цель: Дать осознание своей уникальности и одновременно общности с другими, своей принадлежности к различным социальным группам, своей гражданской идентичности.

Задачи:

1. Образовательная задача.

Формировать у школьников правовую культуру, активную жизненную позицию.

2. Развивающая задача.

Прививать чувство патриотизма личности учеников и коллектива в целом.

3. Воспитательная задача.

Способствовать воспитанию культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Использованная литература и источники:

1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : kubstu.ru

2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : nsportal.ru

3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : school24.edummr.ru

Ход мероприятия:

I . Организационный этап.

Время 1-2 мин.

отметить отсутствующих на ВМ, обеспечить внешнюю обстановку для работы на ВМ.

Учитель приветствует класс, отмечает отсутствующих на ВМ.

Приветствуют учителя, садятся.

II . Подготовка к овладению новым материалом.

Время 5 мин.

Учебно-воспитательная задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

Ролик: «Гражданская идентичность – Национальная идея»

Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности. Если даже допустить, что за идеей формирования российской идентичности стоит, всего лишь, желание новой элиты заставить всех остальных принять их версию России, невозможно отказаться от самой идеи. Это равносильно тому, чтобы перестать верить в Родину. Любить Родину подчас очень трудно, почти невозможно, но не верить в нее – невозможно совсем.

Ученики смотрят видеоролик, слушают учителя.

III . Этап овладения новыми знаниями.

Время 25 мин.

Учебно-воспитательная задача этапа: Вместе с учениками дать понятие слову гражданин, патриот, понять, что такое идентичность и зачем она нужна.

Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

Школа – это первое место в жизни ребенка, где он по-настоящему выходит за пределы кровнородственных связей и отношений, начинает жить среди других, разных людей, в обществе. Именно в школе ребенок превращается из семейного человека в человека общественного.

Какую роль в вашей жизни играет школа?

Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным общностям.

В привычном прочтении ребенок в школе выступает как ученик, друг, гражданин и т.д. В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг своих одноклассников», «гражданин школьной общности», и т.д. То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе. И оценить качество тех мест и людей в школе, которые порождают у ребенка причастность.

Кто такой гражданин?

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть жителя города, горожанина (от последнего слова и произошло само слово «гражданин»). Слово также употреблялось и в современном смысле; введение этого значения приписывается Радищеву.

В СССР.

Основной официальной формой устного и

письменного обращения в СССР было слово « товарищ ». Обращения сударь/сударыня, господин/госпожа были советской

властью отменены и считались

антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду

со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане» ,

«гражданка» , «гражданочка» . Обращение «гражданин» - в отличие от «товарищ» - применялось в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть правовую дистанцию между людьми (так должны были обращаться друг к другу следователь и подследственный, судья и обвиняемый, заключенный и охранник).

Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

Патриот, кто он?

Патриот - патриотичный человек - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

В чем проявляется патриотизм?

Выгодно ли быть патриотом в наше время?

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин «Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа».

Школа создана для обучения человека.
В моей жизни школа меня обучает не только разным наукам. В первую очередь она учит мастерству общения со сверстниками. Здесь я научился решать большинство конфликтов, которые могут возникнуть во взрослой жизни.

В школе нашел первых настоящих друзей, с которыми, возможно, буду дружить всю жизнь. Здесь я учился прощению, гордости и справедливости. В школе появляется жажда помочь другим при выборе будущей профессии.

Школа - это та площадка с которой может начаться полет длиною в жизнь.

Это тот человек, который постоянно проживает на территории определенного государства. Он имеет права и свободы, но в тоже время наделен обязанностями. Каждый человек, который официально с рождения проживает в стране считается ее гражданином и имеет гражданство.

Гражданин - лицо, имеющее тесную политико-правовую связь с государством, наделённый определёнными правами и обязанностями.

Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

Готов стать на защиту Отечества

Отстаивает престиж свой страны

Знает государственную символику

Готов отдать своей родине все силы и способности

Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому
патриотом быть выгодно .
Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

IV . Этап рефлексии.

Время 30 мин.

Учебно-воспитательная задача этапа: обобщить полученные знания.

Анкета «Школьная идентичность»

1 Чувствуешь ли ты себя в школе сыном (дочерью) своих родителей?

    Нет

2 Чувствуешь ли ты себя в школе другом (подругой) своих школьных товарищей?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

3 Чувствуешь ли ты себя в школе учеником (ученицей) своих учителей?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

4 Чувствуешь ли ты себя в школе «гражданином своего класса» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь твоего класса)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в классе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

5 Чувствуешь ли ты себя в школе «гражданином школы» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь твоей школы)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

6 Чувствуешь ли ты себя в школе «гражданином общества» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь микрорайона, района, города, страны)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

7 Чувствуешь ли ты себя в школе членом своей этнической группы (человеком той или иной национальности)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

8 Чувствуешь ли ты себя в школе членом своей религиозной группы (человеком того или иного вероисповедания)? (Имей в виду, что атеисты тоже составляют общую по вероисповеданию группу населения)

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

Анкета является инструментом качественного анализа.

Переживается

(% учащихся)

Не переживается

(% учащихся)

позитивно

негативно

Сын (дочь)

своих родителей

Друг своих школьных товарищей

Ученик своих учителей

Гражданин класса

Гражданин школы

Гражданин общества

Член своей этнической группы

Член своей религиозной группы

V . Этап подведения итогов.

О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?

Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

Григорьев Дмитрий Васильевич, к.пед.н., доцент,

директор ГБОУ Центр образования №825 г.Москвы,

вед.н.с. лаборатории теории воспитания ИТИП РАО

Формирование гражданской идентичности современного школьника

1. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности. Если даже допустить, как считают многие критики, что за идеей формирования российской идентичности стоит, всего лишь, желание новой элиты заставить всех остальных принять ее (элиты) версию России, невозможно отказаться от самой идеи. Это равносильно тому, чтобы перестать верить в Родину. Любить Родину подчас очень трудно, почти невозможно, но не верить в нее – невозможно совсем.

2. Некоторые отечественные авторы в своих текстах пишут идентичность как identity , подразумевая непереводимость и непереносимость последнего в русский язык и контекст. На мой взгляд, это не так. У нас есть русское слово, которое весьма точно передает смысл английского identity , восходящего к позднелатинскому identicus – причастность . Быть при-частным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины, Вселенной, Бога. Вне идентичности, причастности (разумеется, свободной, а не навязанной) человека захлестывает его «самость», он погружается в самомнение и самодовольство. Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других».

Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком. Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то:

В гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

В воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами, проектами и «прожектами»;

Педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью (модным трендом секулярного общества потребления), а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете;

Формируя историческое и политическое сознание школьников, педагог погружает их в диалог консервативного, либерального и социал-демократического мировоззрений, который является неотъемлемой частью русской культуры как культуры европейской;

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с воспитанниками; живой русский язык становится универсалией школьной жизни;

Педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде класса и школы, но выводит их во внешкольную общественную среду. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

Уже это перечисление показывает, что задача формирования российской идентичности вполне обоснованно претендует на ключевую, поворотную в нашей воспитательной политике. Я постараюсь привести еще более весомое подтверждение этому.

3. Начну с трюизма: любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.

Предмет особой ответственности школы – школьная идентичность ребенка. Что это такое? Это переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе. Зачем это нужно? Школа – это первое место в жизни ребенка, где он по-настоящему выходит за пределы кровнородственных связей и отношений, начинает жить среди других, разных людей, в обществе. Именно в школе ребенок превращается из семейного человека в человека общественного.

Что дает введение понятия «школьная идентичность ребенка»? В привычном ролевом прочтении ребенок в школе выступает как ученик, мальчик (девочка), друг, гражданин и т.д . В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг своих одноклассников», «гражданин (или обыватель) школьной общности», «сын (дочь) своих родителей» и т.д. То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе. И оценить, диагностировать качество тех мест и людей в школе , которые порождают у ребенка причастность.

Вот наше видение этих мест и людей:

Идентификационная позиция ребенка в школе

Место формирования этой позиции

Сын (дочь) своих родителей

Специально созданные или стихийные ситуации в школе, где ребенок ощущает себя представителем своей семьи (дисциплинарная запись в дневник, угроза учителя позвонить родителям, поощрение за успех и т.д.)

Свободное, внешне нерегламентированное, непосредственное общение с одноклассниками и сверстниками

Ученик своих учителей

Все учебные ситуации как на уроках, так и во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, спортивные секции и т.д.); учебное общение с учителями

Гражданин класса

Внутриклассные события, дела, мероприятия; самоуправление в классе

Гражданин школы

Школьные события, детские объединения дополнительного образования в школе, детско-взрослое соуправление, школьное самоуправление, школьные клубы, музеи и т.п.; внеучебное общение с учителями.

Гражданин общества

Социальные проекты в школе; акции и дела, направленные на внешкольную социальную среду; детские общественные объединения и организации. Инициированное школой общение с другими социальными субъектами.

Член своей этнической группы

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство национальной принадлежности

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство религиозной принадлежности

Школьная идентичность позволяет увидеть, связывает ли школьник свои успехи, достижения (так же, как и неудачи) со школой; является ли школа значимым для него местом, или нет.

Низкие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа не значима или мало значима для ребенка. И даже если объективно он как ученик успешен, то источник этой успешности – не в школе (а, например, в семье, репетиторах, внешкольном дополнительном образовании и т.п.).

Высокие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа занимает важное место в жизни ребенка, значима для него. И даже если объективно он не слишком успешен как ученик, то его личное достоинство, его самоуважение проистекают из его школьной жизни.

Поскольку мы предположили, что каждая из указанных выше идентичностей формируется в школе в определенных «местах» (процессах, деятельностях, ситуациях), то низкие показатели по той или иной идентификационной позиции могут показать нам «больные места» школьной жизни, а высокие показатели – «зоны успеха». Это может стать началом «перезагрузки» школьной жизни, запуском процесса развития.

4. Для выявления школьной идентичности ребенка может быть использован разный инструментарий, как относительно простой, так и довольно сложный. Достоверность простого инструментария, очевидно, ниже, но удобство использования – выше. В поисках разумного соотношения «достоверность – удобство использования» мы остановились на таком инструменте, как социологическая анкета. Вот ее вариант для учащихся 7-11-х классов.

Анкета «Школьная идентичность» для учащихся 7-11-х классов

Анкета является инструментом качественного анализа. Ребятам надо выделить достаточно времени для ее заполнения (до 1,5 часов), чтобы они могли спокойно и обстоятельно отвечать на вопросы. При обработке анкет важно не только считать положительные и отрицательные ответы, но и внимательно анализировать и обобщать развернутые объяснения школьников. В них – основа для дальнейшей преобразовательной деятельности педагогов.

Очевидно, что школьная идентичность – это один из важнейших личностных результатов образования. Диагностика личностных результатов, как указано во ФГОС, должна быть неперсонифицированной. То есть можно оценивать состояние школьной идентичности в группе, классе, параллели классов, школе, но нельзя оценивать идентичность отдельного учащегося. Поэтому заполнение анкеты школьником должно быть анонимным.

5. На сегодняшний день мы располагаем результатами исследования школьной идентичности детей в 22 школах городов Москвы, Перми, Калининграда, Томска. Мы отбирали школы, которые населением и педагогической общественностью считаются «хорошими»; при этом сами школы полагают, что у них весьма неплохо организована воспитательная деятельность.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать некоторые ключевые тенденции, мы приведем обобщенные данные по школам. Мы установили различение по конкретным аспектам школьной идентичности на уровне «переживается – не переживается», уточнив при этом, переживается позитивно или негативно (очевидно, например, что сыном своих родителей школьник может себя чувствовать, когда учителя его хвалят или, напротив, ругают, а гражданином класса – когда ему удается реализовать свои идеи, замыслы в классном коллективе или когда ему навязывают то или иное поручение). Нас интересовал не только сам факт переживания как показатель того, что школа в конкретном аспекте не оставляет ребенка равнодушным, но еще и природа этого переживания. Мы также нивелировали разброс значений того или иного показателя по школам, определив среднестатистическое значение для 22 школ.

Вот какие значения по каждому аспекту школьной идентичности были получены:

Идентичность

Переживается

(% учащихся)

Не переживается

(% учащихся)

позитивно

негативно

Сын (дочь) своих родителей

Друг своих школьных товарищей

Ученик своих учителей

Гражданин класса

(навязанное чувство граждан-ственности)

Гражданин школы

Гражданин общества

Член своей этнической группы

Член своей религиозной группы

Здесь может быть сделано немало примечательных выводов. Подчеркну главное:

Только 50% подростков воспринимают учителей как положительно значимых людей в своей жизни;

Школа конструктивно использует воспитательный потенциал семьи только в 40% случаев;

Только 42% подростков ощущают себя положительно причастными к классному коллективу, и всего лишь 24% - к школьной общности;

К счастью, 76% подростков приходят в школу, чтобы общаться и дружить друг с другом, и тем самым спасают себя от окончательной потери смысла школьной жизни;

Всего лишь 1 из 10 учащихся выйдет из школы с чувством гражданина (не-обывателя) нашего российского общества.

Напомню, что эта пугающая картина отчуждения детей от школы, от общества зафиксирована нами в образовательной реальности так называемых «хороших» школ. Несложно представить, что происходит в остальных.

6. Каков выход? В ситуации отчуждения детей от школы ответственная воспитательная политика может быть только «политикой идентичности». Чтобы мы не делали в школе, какие бы новые проекты и технологии не предлагали, какие бы традиции не хотели сохранить, мы все время должны спрашивать себя: «Рождает ли это свободную причастность детей школе? Захочет ли ребенок себя с этим идентифицировать? Все ли мы продумали и сделали для того, чтобы у него возникла причастность нам? Почему вдруг то, что мы так старательно, такими усилиями сделали, не воспринимается детьми? Может быть, нужно было делать иначе?». И тогда мы не будем гоняться за новинками от педагогики, выдавать нашу инерцию и нелюбопытство за верность традиции, бездумно следовать образовательным модам, бросаться исполнять политические и социальные заказы, а будем работать вглубь, на развитие личности, на социальное наследование и преобразование культуры.

К примеру, школа сталкивается с социальной пассивностью подростков. Конечно, можно наращивать ресурс обществоведческих дисциплин, провести серию бесед «Что значит быть гражданином?» или организовать работу школьного парламента, но эта работа, в лучшем случае, снабдит учащихся полезным социальным знанием, сформирует положительное отношение к общественному действию, но не даст опыта самостоятельного действия в социуме. Между тем, мы прекрасно понимаем, что знать о том, что такое гражданственность, даже ценить гражданственность – вовсе не значит поступать как гражданин, быть гражданином. А вот технология, предполагающая движение от (1) проблемно-ценностной дискуссии подростков к (2) переговорной площадке подростков с представителями местной власти и общественных структур и далее – к (3) востребованному территориальным сообществом детско-взрослому социальному проекту, выводит подростков в самостоятельное общественное действие.

И еще один важный эффект «политики идентичности» в сфере воспитания: она может помочь если не объединиться, то хотя бы не порвать друг с другом консерваторам, либералам и социал-демократам российского образования. Каковыми мы все (каждый, разумеется, кем-то одним и на свой лад) являемся.


Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика Российской Федерации отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

С 2006 г. в российском образовании (прежде всего в Москве) наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, т.е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания, проходившими в 1990-е годы. В этих программах воспроизводились традиционные для советского периода формы культивирования чувства гордости за страну, ее исторические свершения и мощь - праздники, музейное дело, встречи с ветеранами и т. д., - неадекватные сложившимся в уже очень индивидуализированном российском обществе формам жизни и мировоззрения, не принимавшиеся ни родителями, ни детьми .

В этот же период в борьбу за нравственное воспитание молодого поколения очень интенсивно включились официальные религии, и прежде всего русская православная церковь. Высвечивая проблему нравственной деградации и потери традиционных ориентиров жизни российского общества, религиозные деятели предлагали отдать им функцию воспитания в школе. Это предложение вызвало жесткую критику со стороны светских ученых и образовательной общественности.

С 2006 по 2008 г. на разных экспериментальных площадках Москвы, в научных институтах и РАО, в средствах массовой информации шло активное обсуждение проблем воспитания: какой должна быть концепция воспитания в новой российской школе, какие принципы должны быть положены в основу воспитания, чтобы, с одной стороны, преодолеть межпоколенческий разрыв и кризис - идентичности, а с другой избежать ошибок советской школы.

С 2008 г. при подготовке коллективом разработчиков во главе с Н. Никандровым, А. Кондаковым и Л. Кезиной стандартов второго поколения идея формирования российской идентичности была положена в основу воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности – этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаниевому, ценностному и деятельностному. Собственно российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащегося с Россией (в то время как другие составляющие устанавливают связь с “малой родиной” и всем человечеством соответственно). Сформированность этой идентичности должна проверяться наличием у ребенка знаний о золотом фонде русской культуры и истории, о современной социополитической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию. У специалистов НИИ инновационных стратегий развития общего образования, занимающихся вопросами воспитания, в 2007 г. в рамках программы “Строим школу будущего” возникла идея формирования российской идентичности .

Для решения этой задачи, по мнению исследователей, российской школе необходимо осуществить целый комплекс разработок:

  • во-первых, реформировать теоретические представления о процессах самоидентификации подростка со своей страной и культурой народа;
  • во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
  • в-третьих, предложить технологии педагогического воздействия на эти процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности” (п. 3); “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность” (п. 7) .

На формирование настроя на Россию нацелены школьные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Ведущими учеными АПН РФ формирование гражданской идентичности определяется как миссия общего образования, ключевая инновационная задача, поставленная нашим временем перед педагогическим сообществом, связанная с его способностью обеспечить культурное наследование в демократическом мультикультурном многонациональном социуме .

Для претворения в жизнь этой миссии, решения этой ключевой задачи школе, школьному учителю на наш взгляд в первую очередь необходимы:

  1. Технологии педагогического воздействия на эти процессы;
  2. Толерантная образовательная среда учебного заведения;
  3. Решение на новом уровне вопросов организации школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания.

Кратко рассмотрим некоторые пути решения этих проблем.

1) Понятие “педагогические технологии” получило распространение с начала 60-х гг. прошлого века. Причиной его появления послужили попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения. Однако сегодня педагогическая технология - это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существуют множество различных позиций:

  1. Педагогические технологии как средство (разработка и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО) для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер).
  2. Педагогическая технология как система коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанная на определенном алгоритме взаимодействия участников образовательного процесса (В.П. Беслалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сахамото).
  3. Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, ВВ. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д Эли, С. Ведемейер).
  4. Педагогические технологии как многомерный процесс (MB Кларин, ВВ. Давыдов, Г.К. Селевко, Д Финн, К.М. Силбер, П Митчел, Р. Томас) и тд.

В зарубежной педагогической науке также нет единого подхода в определении данного явления. Так, в документах ЮНЕСКО в 1986 г. педагогическая технология означала использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и др. В более поздней трактовке – как системный метод создания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

Разнообразие подходов в определении сущности данного явления говорит о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

В качестве базового определения педагогической (образовательной) технологии примем следующее.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам .

Любая педагогическая технология охватывает определенную область образовательной деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой - сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня, что позволяет, говорить о вертикальной и горизонтальной структуре педагогических технологий.

Технологий формирования социокультурной идентичности пока нет . Разработка, опробование и применение их – дело ближайшего будущего школы. Пока эта проблема может решаться на основе имеющегося опыта применения следующих технологий:

  • личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технологии обучения в сотрудничестве;
  • групповых технологий;
  • технологий коллективного взаимодействия;
  • технология исследовательского (проблемного) обучения;
  • технологии творческой деятельности и др.

В ходе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть с успехом использованы интерактивные формы и методы обучения: эвристические беседы, презентации, дискуссии, “мозговые атаки”, метод “круглого стола”, метод “деловой игры”, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей.

Методологической основой разработки технологий формирования социокультурной идентичности на современном этапе развития средней школы становятся такие документы как:

  • “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”;
  • “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;
  • “Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;
  • “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, "долг перед" Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труди творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) .

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: “Мы - российский народ”. Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом .

2. Толерантная образовательная среда школы может быть представлена в виде схемы .

3. Проблема школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания сегодня приобретает новое качество.

1 июня 2012 года указом Президента Российской Федерации утверждена “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.

Национальная стратегия действий в интересах детей – это государственная политика, пронизывающая все сферы их жизнеобеспечения.

1) Семью как первую ячейку детствосбережения.
2) Институт общедоступного качественного обучения и воспитания, культуру и безопасные СМИ.
3) Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
4) Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
5) Систему защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
6) И, наконец, деятельность самих детей в реализации Национальной стратегии.

Национальная стратегия действий в интересах детей – это отечественный концепт детства в новой России, инновационный взгляд на ребенка, знаменующий принятие его статуса как равноправного члена гражданского общества в условиях нового мира и нового тысячелетия. Это своего рода социальное открытие для нашей станы .

В “Российской газете” помещено интервью журналиста А.Михайлова, взятое им у заместителя председателя Государственной Думы России Л. Шевцовой: “Людмила Ивановна, все направления стратегии понятны, кроме, может быть, шестого: как вас самой видится участие детей в решении обозначенных в ней серьезных, “взрослых” задач?” Ответ Людмилы Швецовой: “Суть задуманного в том, что самим детям доверяется участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве. Такое для подавляющего числа взрослых нашей страны может показаться неожиданным, нереальным. Непонятным. И надо честно признать, сегодня многие не готовы это принять. Первый и, пожалуй, наиболее сложный барьер – психологический. Здесь все против освоения новой задачи: и российская ментальность, и непросвещенность старшего поколения, и недоверие к детям, и отсутствие личного опыта в своем детстве” .

Уровень ученического самоуправления представляет собой один из уровней иерархической вертикали управления школой, включающей уровни стратегического (государственно-общественного), тактического (административного) и оперативного методического управления. Практика деятельности управления учащимися в единстве решения задач анализа, целеполагания, планирования, принятия управленческих решений, организации их исполнения, контроля, коррекции и оценки результатов управления, выступает основой формирования гражданской идентичности личности и ее социальной компетентности. Уровень ученического самоуправления предполагает создание управленческих структур в форме ученического совета, научного общества, клубных объединений по направлениям, проектно-творческих мастерских и пр. Отношение с более высокими уровнями школьного управления должны строиться как взаимно-обусловленные и направленные. С одной стороны необходимо руководство и курирование ученических органов самоуправления со стороны педагогического руководства и коллектива другой стороны, ученические органы самоуправления должны оказывать реальное влияние на управленческую деятельность школы. Условиями, обеспечивающими такое влияние, могут стать:

  • включение представителей (индивидуальных и коллективных субъектов управления) в структуры управления более высоких уровней. Примером может служить модель расширенного педагогического совета, где в обсуждении актуальных проблем жизнедеятельности и развития школы на постоянной и временной основе могут принимать участие представители учащихся.
  • выделение зоны компетентности принятия решений ученическими органами управления, включая свободу и ответственность в принятии и реализации решений, связанных со школьной и внешкольной жизнью (например, установление порядка дежурства, регламента и содержания проведения школьных праздников и пр.).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования российской государственной идентичности на ступени общего (полного) образования является комплексной и трудоемкой. Однако решать ее придется. Это хорошо осознают учителя-практики, работающие в школе.

Использованная литература:

  1. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
  3. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  6. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
  7. Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.
  8. Шевцова Л.И. Детствосбережение //Литературная газета. – 2012. – 1 – 7 августа.

Статья для сборника региональной научно-практической конференции «Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла»:

«Формирование гражданской идентичности учащихся – важнейшая задача современной образовательной школы».

В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности в школе является одной из актуальных в современной системе образования.

Новый федеральный государственный стандарт подразумевает сформированность у учащихся знаний основных наук, воспитание патриотизма, любви к своей родине, гражданской идентичности, активности в социуме, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным законами РФ, а также формирует систему универсальных учебных действий, определяющих способности ученика обучаться, вступать в сотрудничество при преобразовании и познании окружающего мира.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности личности к самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому переход к усовершенствованной системе воспитания социальности, формирования гражданской идентичности как основного элемента укрепления государственности и патриотизма, актуальна.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства. Сегодня в мире 150 государств «беременны» распадом. По мнению политологов в ближайшее десятилетие в мире может возникнуть до 800 новых государств. Это тенденция времени.Россия – многонациональное государство- это проблема целостности страны.Прежде чем рассматривать понятие гражданская идентичность необходимо понять сущность и содержание понятий гражданин и идентичность. В литературе имеется много определений. Вот некоторые из них:

«Гражданин - человек, служащий народу, Родине, обществу, заботящийся об общественном благе»

Идентичность - понимание личностью своей приобщенности к какой либо социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и его состояний. Синтез понятий гражданин и идентичность дал возможность выявления определения гражданской идентичности: осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.

Формирование гражданской идентичности подростков осуществляется такими институтами социализации, как: общественные организации, семья, школа, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации и т.д., которые в совокупности составляют систему межсетевого взаимодействия

В настоящее время в российских школах обучаются дети различных национальностей, конфессий, идут большие миграционные потоки. Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.В семье закладываются основы нравственности личности. Поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе, создает свои уникальные внутрисемейные представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья. Тем самым задаются ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.Однако сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму. Необходима серьезная целенаправленная подготовка родителей на базе учреждений общего образования с целью определения стратегии родительского воспитания, а при необходимости, ее корректировке. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития ее социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей.

Динамические социально-экономические и социокультурные процессы, происходящие в современном российском обществе, в значительной степени определяют параметры моделей формирующихся социальных идентичностей российского населения. В условиях кризисного состояния традиционных трансляторов идентичности (семья, школа), СМИ и Интернет стали приобретать роль ведущих агентов социализации, которые в массовом масштабе оказывают воздействие на сознание молодежи. Сегодня в рамках информационного пространства отчетливо просматриваются конструктивная и деструктивная тенденции, направленные на формирование позитивной идентичности через представления о национальной культуре и истории, ощущения причастности каждого молодого человека к социальному целому. Вместе с тем, противоречия между ценностями аудитории и ценностями, лежащими в основе социокультурных образцов, транслируемых современным средствами массовой коммуникации, затрудняют осознанную позитивную идентификацию личности.Гражданская идентичность является важнейшим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.В целях эффективного решения сложнейших задач гражданского воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях многие исследователи (педагоги, психологи, социологи, философы) обратились к поиску новых концепций, моделей, форм, технологий и средств, нацеленных на формирование гражданской идентичности. При этом, безусловно, следует учитывать тот огромный накопленный опыт и общие методологические подходы, имеющие непреходящее значение в деле гражданско-патриотического воспитания. Процесс формирования и развития гражданской идентичности происходит в контексте становления мировоззрения и самоопределения детей и подростков.Можно выделить ряд социально-педагогических условий формирования гражданской идентичности в современном образовательном пространстве:

    приобретение и усвоение знаний и сведений об истории и культуре своей страны, о традиционных духовно-нравственных ценностях;

    приобщение к российской национальной культуре, русскому языку гражданским традициям;

    приобщение к национальной культуре других народов РФ с целью формирования уважения к их ментальности, культуре, обычаям, верованиям;

    создание условий для самореализации личности в поликультурном российском социуме.

В этих условиях роль образовательного пространства в процессе формирования гражданской идентичности увеличивается. Дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз оказывают значительное влияние на сущностные характеристики всего общества, а так же на отдельную формирующуюся личность. Образовательная система осуществляет отбор культурной информации и трансляцию моделей идентификации, определяет этапы и методы освоения культуры. Реализация перечисленных педагогических условий позволит сделать процесс формирования гражданской идентичности более эффективным, усилить влияние общероссийской культуры на развитие личности учащихся, на формирование самосознания, на развитие традиционных для народов РФ духовно-нравственных качеств.

    Задача формирования гражданской (российской) идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком. Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то:

    В гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» в сугубо информативном стиле, а должен работать с особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

    В воспитании патриотизма педагог делает ставку на воспитание целостного понимания прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами

    Педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью,а как с практикой понимания представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете;

    Формируя историческое и политическое сознание школьников, педагог погружает их в диалог консервативного, либерального и социал-демократического мировоззрений, который является неотъемлемой частью русской культуры как культуры европейской;

    Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с воспитанниками; живой русский язык становится универсалией школьной жизни;

    Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

    Всё перечисленное показывает, что задача формирования российской идентичности вполне обоснованно претендует на ключевую, поворотную в нашей воспитательной политике.

Становление гражданской идентичности школьника, как осознание учащимся своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания, требует (по А. Г. Асмолову) формирования 4-х личностных компонентов: когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России ), ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности ), эмоционального (принятия гражданской идентичности), поведенческого (участие в общественной жизни ).

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- деятельностный – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Можно определить требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся в средней общеобразовательной школе , которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:

В рамках когнитивного компонента :

Создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

Формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,

Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

Сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

Воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,

Уважение истории, культурных и исторических памятников;

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

Уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

Сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:

Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

Выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

Участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Формирование гражданской идентичности как вида социальной идентичности в единстве с общечеловеческой и этнической идентичностью осуществляется

В учебной деятельности в рамках изучения учебных предметов естественно-научного и социально-гуманитарного циклов;

В реальной практике участия в школьном самоуправлении, внешкольной общественно-полезной деятельности;

В специально организованных тренингах.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности, выступающими как критерии ее оценки, выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у учащихся образа России в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы, складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием жизни в поликультурном и поликонфессиональном обществе, формирования гражданственности и патриотизма личности.

Феоктистова Е.К., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№3 им. Ленинского комсомола г. Гагарина, 2015г.

Литература:

2. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование - М.:ЦСО РАО, 1997. - 320 с.

3 Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования РАО, 2003 - С.9–38.

4. . Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.

Секция 2 «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Срибна Елена Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Ключевые слова: гражданская идентичность, начальная школа.

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

Актуальность данной статьи обусловлена проблемой формирования гражданской идентичности у учащихся младших классов, так как с одной стороны существует объективная необходимость в приобщении младших школьников к гражданской идентичности, а с другой стороны имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

Формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины;

Духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

Формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

Воспитание патриотизма;

Воспитание толерантного сознания.

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

В настоящее время первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности. Ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества, наконец. Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях своего народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Данное направление способствует формированию и развитию ребёнка. Вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира. Помогает развить любовь к своей Родине, к своему народу.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

- когнитивный - знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

- ценностно-ориентировочный - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- эмоционально-оценочный - рефлексивность знаний, наличие собственного отношения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

- поведенческий - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

    Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся. Формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

    Историческое воспитание . Знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).

    Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве страны, государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина, правах и обязанностях учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире, правовая компетентность.

    Патриотическое воспитание направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

    Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.

    Экологическое воспитание . Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему; во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы.

Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой своего края, интересными людьми, живущими там и сохраняющими наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание учитель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном итоге, формируют осознанное патриотическое чувство. В начальной школе политическое просвещение разнообразно: чтение рассказов о жизни детей в нашей стране и за рубежом, разучивание песен и стихов о мире, о дружбе народов всех стран, о сильных и мужественных людях и т. п.

Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях русского народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми. На уроках чтения педагогу следует использовать разнообразный материал для формирования гражданской идентичности.

Большое воспитательное значение в младшем возрасте имеют сказки, формирующие главнейшие нравственные нормы будущего гражданина: защита слабых, уважение к старшим, и т. д. Сказки выражали характер человека, они всегда поучительные, развивающие, познавательные и добрые.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

· дружба помогает победить зло;

· добрые и миролюбивые побеждают;

· зло наказуемо.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

В процессе воспитания гражданской идентичности поговорки и пословицы формируют нравственные качества: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»; любовь к родной природе; любовь к родному краю: «Человек без родины, что соловей без песни»; уважение к людям и добрососедство: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не буду»; готовность к защите Родины: «Родина мать, умей за неё постоять». Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствуют быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Литература:

    Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста /С.А. Алиева.–М.: ВЛАДОС, 2001 –240 с.

    Боголюбова, Л.Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

    Воскресенская Н. В. Гражданское образование. – М.: АПК и ПРО, 2000. – 254 с.

    Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников.-2010. - № 3. – С. 23-35.

    Ильенков Э.В. С чего начинается личность? // Вопросы философии. - 1997. - № 4. – С. 25-32.

    Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников, 1996. - №1. - С.6-10.

    Хеллер А. С. Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. - № 1. - С. 189-172.